Файл: Авторское право (Генезис становления и развития авторского права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Генезис становления и развития авторского права
1.1 История становления и развития авторского права
1.2 Основные категории авторского права: субъекты и объекты
Глава II. Правовые аспекты понимания авторского права в объективном и субъективном смыслах
2.1 Авторское право в объективном смысле как совокупность норм гражданского права
3. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. С помощью этого права охраняется целостность, неизменность как формы, так и содержания созданного произведения. Содержание права на неприкосновенность раскрыто в статье 1266 ГК, где указаны запреты, обращенные ко всем третьим лицам. При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. На практике известны случаи, когда художественное произведение впервые было опубликовано с предисловием с согласия автора[61].
Так, произведение А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» было опубликовано в 60-е годы прошлого века в журнале «Новый мир» с предисловием главного редактора журнала А.Т. Твардовского. Особенность публикации состояла в том, что произведения А.И. Солженицына в те годы были цензурой запрещены, но в указанный период 60-х годов наступила «оттепель», означавшая некоторое послабление цензуры и дозволение публиковать такие произведения, в которых освещалась во многих случаях несправедливость, незаконные преследования граждан по политическим соображениям[62]. Именно об этом и писал в своих произведениях А.И. Солженицын[63].
Автор предисловия А.Т. Твардовский указал на благоприятное постепенное развитие условий в обществе для открытого высказывания оценки, возможности творческой свободы. Однако через некоторое время подобного рода публикации были запрещены, А.Т. Твардовский был уволен с работы за то, что позволил опубликовать указанное произведение А.И. Солженицына, в котором правдиво описывалась жизнь политических заключенных, осужденных без достаточных оснований. В том числе осужден был и А.И. Солженицын. Подобная ситуация неоднократно возникала и для художника И. Глазунова, который в своих произведениях живописи отражал реальность суровой действительности из жизни советского государства. Его художественные полотна не разрешалось представлять на выставках и многие произведения уничтожались[64].
Право на неприкосновенность принадлежит автору как на необнародованные, так и на обнародованные (опубликованные) произведения. Поэтому недопустимо включать в договор условие о том, что автор не возражает против изменений и дополнений, которые могут быть внесены в текст произведения или сокращены по своему усмотрению[65].
Значение рассматриваемого права определяется тем, что в произведении отражена творческая индивидуальность автора, о которой может возникнуть неправильное представление, если нарушена неприкосновенность произведения. Требование соблюдения неприкосновенности должно соблюдаться при издании, публичном исполнении и любом другом использовании произведения[66].
Конечно, автор, передавший по договору свое произведение издательству, театру, киностудии, допускает, что в ходе подготовки произведения для использования могут быть внесены некоторые изменения или поправки с целью улучшения его качества, однако для этого автор должен дать свое конкретное согласие. Автор, давший согласие на то или иное изменение, дополнение в произведение при заключении договора не может отозвать его в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 1267 ГК неприкосновенность произведения, как и авторство, имя автора, охраняется бессрочно. Это означает, что охрана указанных неимущественных прав после смерти автора осуществляется наследниками, организациями или другими заинтересованными лицами или государственными организациями[67].
Новым правилом, предусмотренным частью 2 статьи 1266 ГК, является возможность вносить изменения в произведения после смерти автора по разрешению лица, обладающего исключительным правом на произведение. К таким лицам, очевидно, относятся наследники, работодатели на служебные произведения, заказчики на произведения, созданные по контракту для государственных или муниципальных нужд. При этом вносимые изменения, сокращения или дополнения не должны искажать замысел автора и нарушать целостность восприятия произведения[68].
На практике в настоящее время в произведения искусства, такие как пьесы А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, являющиеся государственным достоянием, вносятся изменения в текст без каких-либо разрешений с целью «осовременить» классику. К сожалению, вносимые изменения в содержание таких произведений, как пьеса А.П. Чехова «Три сестры», Н.В. Гоголя «Ревизор», А.С. Грибоедова «Горе от ума», искажают, ухудшают содержание произведений, художественных образов, смысл, идеи, заложенные авторами[69].
Специалисты-профессионалы резко критикуют действия зрелищных предприятий, но конкретных мер по защите неприкосновенности произведений классики применять практически никто не может. Хотя в законе (п. 2 ст. 1266 ГК) предусмотрена защита чести и достоинства автора и после его смерти, если вносимыми в текст произведения изменениями допускаются извращения, искажения, иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора. Очевидно, защита должна осуществляться в судебном порядке путем признания недопустимости, запрета подобного использования конкретных произведений[70].
4. Право на обнародование произведения. Под обнародованием понимается осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо другим способом, воспринимаемым гражданами страны. Автор либо сам осуществляет подобные действия, либо дает согласие по договору другому лицу на обнародование произведения конкретным способом. Способ опубликования зависит от формы произведения. Право на обнародование позволяет только автору решить вопрос, готово ли произведение к тому, чтобы оно стало известным широкому кругу читателей, слушателей, зрителей. Если автор не согласен выпустить произведение в свет, то принудить его к этому нельзя[71].
По действующему законодательству предусмотрено свободное использование произведения в личных целях. Согласно ст. 1273 ГК допускается воспроизведение гражданином исключительно в личных целях обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения. В подобных случаях имеется в виду удовлетворение собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи гражданина (художественная, научная литература, репродукция произведения живописи). Но не допускается воспроизведение произведений архитектуры зданий, сооружений, воспроизведений баз данных или их существенных частей, программ для ЭВМ и в других случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 1273 ГК) [72].
5. Право на отзыв произведения автор может осуществить по своему усмотрению, или первоначально он принял решение об обнародовании произведения, но по конкретным причинам отказывается от ранее принятого решения[73]. Обнародование может быть предусмотрено по конкретному договору, и если решение автора об отзыве произведения повлечет за собой убытки пользователя по договору, то автор обязан их возместить. Даже если произведение вышло в свет, автор имеет право отозвать произведение и публично оповестить об отзыве, а ранее выпущенные экземпляры произведения изъять и возместить убытки издателю.
6. Право на перевод произведения принадлежит автору, если он сам владеет языком, на который возникала необходимость перевода. По общему правилу перевод произведения на другой язык возможен с согласия автора оригинала или его наследников на основании договора. Использование произведения путем перевода является основанием для возникновения права авторства на сделанный перевод.
7. Обнародованные произведения в области искусства (художественная литература, музыка) могут быть использованы для создания нового произведения путем переработки. При этом требуется новизна произведения как по форме, так и по содержанию, но художественные образы не должны искажаться по своим поступкам, характеру и другим личностным качествам[74].
8. Право на посвящение произведения относится к личным неимущественным правам автора. Сущность его сводится к тому, что автор может указать на титульном листе конкретное лицо, коллектив, организацию, которым посвящается созданное произведение. Посвящение является проявлением уважения, памяти, любви, преклонения перед лицом, которому посвящено произведение. Во всех случаях использования произведения обязательно указывается на имеющееся посвящение. Этим правом часто пользуются писатели, поэты, композиторы. Однако в законе это право прямо не предусмотрено[75].
II. Имущественные права автора по действующему законодательству предусмотрены как исключительные права (ст. 1270 ГК).
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, любыми способами, закрепленными в ч. 2 ст. 1270 ГК РФ[76].
Так, согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ», в силу пп. 6 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения[77].
В заключение параграфа отметим следующее: авторское право в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они:
- являются результатом творческой деятельности;
- существуют в какой-либо объективной форме.
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) - ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Заключение
1. Исключительные права как самостоятельную юридическую категорию в правовой науке начали выделять со второй половины XIX в. Но сам этот термин возник намного раньше. Он использовался уже в ряде первых законодательных актов, посвященных охране авторских прав, что связано с историей возникновения правовой охраны в данной сфере.
2. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.
Субъекты авторского права — это лица, которым принадлежит либо полный комплекс авторских прав, включая личные неимущественные и исключительное право, либо лишь исключительное право, полученное от автора на основании закона или договора. В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как: наследники авторов; лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права; работодатели — на произведения, выполненные как служебные; организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).
Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом.
Проблема правовой охраны объектов авторского права, созданных в соавторстве, связана с тем, что соавтор, желающий защитить свои права на результат интеллектуальной деятельности, в то же время вынужден принимать меры к защите прав на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащих другому соавтору (который может быть не заинтересован в данной защите). С целью решения указанной проблемы, по нашему мнению, необходимо закрепить в ст. 1229 ГК РФ норму о том, что лицо, являющееся соавтором произведения, при обращении в суд с иском о защите авторских прав на данное произведение должно принять меры к привлечению к участию в деле в качестве соистца другого соавтора (соавторов) или представить их мотивированную позицию относительно существа рассматриваемого спора.