Файл: Авторское право (Генезис становления и развития авторского права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Генезис становления и развития авторского права
1.1 История становления и развития авторского права
1.2 Основные категории авторского права: субъекты и объекты
Глава II. Правовые аспекты понимания авторского права в объективном и субъективном смыслах
2.1 Авторское право в объективном смысле как совокупность норм гражданского права
Это привело к изменению теоретических взглядов на природу авторских и изобретательских прав: усилилось внимание к той их составляющей, которая носит личный характер. В теории авторского права получила распространение точка зрения о неотчуждаемости авторского права в целом от личности автора. Соответственно, трактовка сохранившихся в законодательстве упоминаний об исключительном характере авторских прав изменилась таким образом, что исключительность этих прав стала рассматриваться как характеристика их неотторжимости от личности автора, недопустимости их перенесения на другое лицо.
Все это свидетельствовало о том, что необходимость в выделении такого специального типа имущественных прав в этот период отпала. Разделы Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г., посвященные авторскому и изобретательскому праву, уже не содержали упоминания об исключительных правах, а основным имущественным правом авторов и изобретателей в них стало право на получение вознаграждения за создание и использование творческого результата[21].
Понятие «исключительных прав» вернулось в российское законодательство только в первой половине 1990-х гг. одновременно с началом политических и экономических преобразований в стране[22].
В этот период большой вклад в развитие теории исключительных прав внес В.А. Дозорцев, который рассматривал эти права как «ослабленные абсолютные», поскольку в их отношении действует целая система ограничений (по срокам, по территории действия, а также в отношении случаев свободного использования), направленных на то, чтобы сбалансировать интересы правообладателей, пользователей исключительных прав и общества в целом. В.А. Дозорцев настаивал на том, чтобы считать исключительное право имущественным правом и не распространять этот термин на личные неимущественные права, которые имеют иной правовой режим[23]. Подход к исключительным правам как правам, имеющим имущественное содержание, был в дальнейшем последовательно проведен в части четвертой ГК РФ[24].
Противоположных взглядов придерживался в этот период, например, А.П. Сергеев, который считал, что все субъективные авторские права (в том числе и личные неимущественные) в силу самой их природы являются исключительными правами[25].
В заключение отметим, что исключительные права как самостоятельную юридическую категорию в правовой науке начали выделять со второй половины XIX в. Но сам этот термин возник намного раньше. Он использовался уже в ряде первых законодательных актов, посвященных охране авторских прав, что связано с историей возникновения правовой охраны в данной сфере.
1.2 Основные категории авторского права: субъекты и объекты
Рассмотрим основные категории авторского права.
1. Объекты авторских прав. Термин «авторские права» является традиционным для российского законодательства. Этот термин использовался как в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., так и в Законе об авторском праве и смежных правах. Авторские права объединяют все виды интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства[26].
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся:
- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
- другие произведения[27].
В авторские права включаются[28]:
- исключительное право, носящее имущественный характер;
- личные неимущественные права, в том числе право авторства, право на имя; право на неприкосновенность произведения;
- иные права, которые на основании различных критериев не могут быть однозначно отнесены к исключительным или личным неимущественным правам[29].
В то же время отнесение прав к имущественным или личным неимущественным имеет важное практическое значение, например, при применении норм о защите, предусмотренных ст. 1251, 1252 ГК РФ. В частности, такой способ защиты, как компенсация морального вреда, применяется лишь при нарушении личных неимущественных прав, а компенсация, предусмотренная п. 3 ст. 1252 ГК РФ и взыскиваемая взамен причиненных убытков, арест на материальные носители, оборудование и материалы в качестве обеспечительной меры могут быть применены при нарушении исключительных прав[30].
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Стоит отметить и такую актуальную проблему авторского права, как добросовестность правообладателей при охране личных авторских прав[31].
В рамках судебной практики обычным делом стало предъявление исков к нарушителям авторских прав со значительной ценой исковых требований.
Приходится констатировать, что истцы в отдельных случаях злоупотребляют принадлежащими им правами и пытаются извлечь для себя максимальную выгоду в связи с допущенными нарушениями их авторских прав.
Наиболее часто примерами злоупотребления служат следующие действия: предъявление исковых требований о взыскании компенсации за одно и то же правонарушение под видом нескольких случаев неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.
Так, некоммерческое партнерство «Эдельвейс» неоднократно предъявляет в суды иски, в которых просит взыскать с нарушителей исключительных авторских прав на персонажи мультипликационного сериала «Маша и Медведь» компенсации за неправомерное использование каждого из двух указанных персонажей, что противоречит смыслу п. 3 ст. 1252, 1301 ГК РФ, так как «если незаконное использование произведения совершается в рамках одного правонарушения, оно представляет собой единичный случай неправомерного использования произведения... право на взыскание компенсации за каждый случай неправомерного использования может быть реализовано один раз»[32].
Более подробно авторские права будут рассмотрены в п. 2.2 второй главы курсовой работы.
2. Субъекты авторских прав. Согласно статьи 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано[33]. При этом гражданин может быть лицом, проживающим в России, в том числе иностранец и лицо без гражданства. Права иностранных граждан, проживающих в других странах, создающих своим творческим трудом произведения науки, литературы или искусства, также охраняются российским законодательством, так как наше государство по вопросам авторских прав присоединилось к международным конвенциям о защите авторских прав. Безусловным прогрессом по совершенствованию законодательства признается тот факт, что субъектом авторских прав признан только гражданин, так как творческая деятельность возможна только физическим лицом (гражданином) [34].
По ныне действующему законодательству юридические лица могут по договору с автором приобрести лишь отдельные имущественные права (издательский договор, постановочный договор).
Законом закрепляется презумпция авторства: при отсутствии доказательств обратного лицо, указанное на оригинале либо экземпляре произведения, признается автором[35].
Например, АС Ханты-Мансийского АО в решении от 24.02.2016 по делу № А75-15593/2015, ссылаясь на представленный в материалах дела экземпляр книги, признал в качестве автора персонажа указанного в ней автора иллюстраций. В решении от 26.02.2016 по делу № А79-7737/2015 АС Чувашской Республики подчеркнул, что презумпция авторства не может действовать в отношении юрлица, организовавшего создание произведения. Подтверждением наличия у него исключительных прав служит лицензионный договор либо договор об отчуждении исключительного права.
Неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность) возникают у гражданина, создавшего своим творческим трудом произведение науки, литературы или искусства. И это, безусловно, справедливо, так как творческая деятельность характеризуется как интеллектуальный процесс. Творчество основано на знаниях, способностях человека в конкретной области науки, литературы, искусства. В основе творческой деятельности всегда имеется талант, как высокая степень одаренности, или даже гениальность, как наивысшая степень проявления творческих способностей человека[36].
Творческий процесс по времени зависит от деятельности конкретного лица. Так, в области живописи известны авторы, которые создавали произведения в течение многих лет. Например, художник Иванов свое художественное полотно «Явление Христа народу» создавал в течение 20 лет; известный композитор Бородин оперу «Князь Игорь» также писал в течение многих лет и, к сожалению, не закончил ее, но его друзья в частности, (Н.А. Римский-Корсаков) хорошо знали особенности его таланта, и заключительные сцены (части) были дописаны[37].
Нередки случаи, когда талант проявляется в малом возрасте, с детских лет. Так, А.Т. Твардовский в своей биографии писал, что способность писать стихи проявилась у него в возрасте 5-ти лет, хотя писать их в этом возрасте он еще не мог, так как просто не знал букв. Известно также, что П.И. Чайковский в 7-летнем возрасте освоил игру на фортепиано и сочинял музыкальные произведения. По действующему законодательству субъектом авторского права может быть гражданин в любом возрасте, независимо от состояния здоровья, национальности, расы, вероисповедания и т.д. [38]
Однако сам малолетний, создавший произведение, осуществлять самостоятельно свои авторские права не может. В таком случае его права осуществляются законными представителями (родители, опекуны). Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 лет осуществляет авторские права самостоятельно.
Соавторство. Как уже было указано выше, произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой. Вместе с тем возможна и совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой создается одно произведение науки, литературы и искусства[39].
Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности (соглашении). При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом не обязательно, чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права[40].
В статье 1258 ГК предусмотрено, что созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения написал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано совместно так, что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то соавторство характеризуется как нераздельное[41].
В художественной литературе таких примеров немало. Так, сценарии кинофильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», написанные Э. Брагинским и Э. Рязановым, являются нераздельным соавторством. Известные художники-карикатуристы «Кук-рыниксы» (Куприянов, Крылов, Смирнов) длительное время работали в журнале «Крокодил». Особенность их творческой деятельности состояла в том, что они действительно работали совместно, и нельзя определить, кто из них какую часть карикатуры изобразил. Об этом же писал в свое время и Э.А. Рязанов, указывая, что он работал вместе с Э. Брагинским, обсуждая каждую фразу сценария. Подобная совместная творческая деятельность характерна и для братьев Вайнеров. На основе их произведений был создан сценарий и отснят фильм «Место встречи изменить нельзя» [42].