Файл: Авторское право (Генезис становления и развития авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если произведение создано творческим трудом так, что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным. Примерами раздельного соавторства являются, например, учебники по гражданскому праву, которые по общему правилу разрабатываются коллективом авторов. В 2009 году опубликован «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации», разработанный коллективом авторов Института частного права, с указанием конкретных глав, параграфов, по которым даны комментарии каждым из них[43].

Дискуссионным является вопрос, следует ли рассматривать такое соглашение в качестве обязательного условия возникновения соавторства. В решении АС Ставропольского края от 18.06.2015 по делу № А63-6048/2015 было указано, что в основе совместного творчества может лежать договоренность субъектов, однако такое предварительное соглашение не выступает обязательным элементом для признания факта соавторства. Например, музыкальное произведение может быть создано композитором на уже опубликованные другим лицом стихи без получения его согласия. ВС РФ в п. 30 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 отметил, что соавторство может быть признано, если оно подтверждено волеизъявлением субъектов авторского права на момент обнародования общего произведения[44].

Автором производного произведения именуется лицо, осуществившее переработку объекта чужих авторских прав, в частности, перевод, аранжировку.

Важно разграничивать переработку произведения и использование заимствованных фактов для создания оригинального произведения. Например, в решении Измайловского районного суда города Москвы от 22.08.2011 суд отказал в признании произведения производным, так как книга являлась результатом самостоятельного художественного замысла лица.

Служебным произведением признается только результат творчества, полученный при исполнении субъектами авторского права трудовых обязанностей. Например, АС Москвы в решении от 18.12.2012 по делу № А40-94794/2012 указал на недоказанность организацией факта включения в трудовую функцию лица подготовки роликов.

Субъектами авторского права являются составители, то есть лица, результат творчества которых представляет собой систематизацию идей, фактов, иных произведений (телефонный справочник, энциклопедия) [45].

В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство), а автор каждого из размещенных произведений может использовать его отдельно (п. 5 ст. 1260 ГК РФ) [46].


Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений, на что ВАС РФ указал в определении от 30.10.2013 № ВАС-13218/13[47].

В заключение сформулируем следующие выводы:

1. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.

2. Субъекты авторского права — это лица, которым принадлежит либо полный комплекс авторских прав, включая личные неимущественные и исключительное право, либо лишь исключительное право, полученное от автора на основании закона или договора. В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как: наследники авторов; лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права; работодатели — на произведения, выполненные как служебные; организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).

3. Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом.

4. Проблема правовой охраны объектов авторского права, созданных в соавторстве, связана с тем, что соавтор, желающий защитить свои права на результат интеллектуальной деятельности, в то же время вынужден принимать меры к защите прав на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащих другому соавтору (который может быть не заинтересован в данной защите). С целью решения указанной проблемы, по нашему мнению, необходимо закрепить в ст. 1229 ГК РФ норму о том, что лицо, являющееся соавтором произведения, при обращении в суд с иском о защите авторских прав на данное произведение должно принять меры к привлечению к участию в деле в качестве соистца другого соавтора (соавторов) или представить их мотивированную позицию относительно существа рассматриваемого спора.


 

Глава II. Правовые аспекты понимания авторского права в объективном и субъективном смыслах


2.1 Авторское право в объективном смысле как совокупность норм гражданского права

Особого внимания заслуживает авторское право в объективном смысле как совокупность норм гражданского права.

Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[48].

Авторское право выполняет следующие четыре функции[49].

Первая из них - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства[50].

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 138 ГК обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав[51].

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т. п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом[52].


Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

В заключение отметим следующее: в объективном смысле авторское право - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства.

2.2 Права автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства

Важным аспектом в рамках интеллектуальной собственности являются права автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства[53].

I. Неимущественные права. С момента создания произведения науки, литературы и искусства автор становится субъектом правоотношения и, следовательно, приобретает субъективные авторские права[54]. Понятие и сущность данных прав раскрывается в науке на основе единого понимания субъективного гражданского права, характеризуемого как мера дозволенного поведения управомоченного лица, установленная законом, согласно которой лицо вправе совершать различные юридически значимые действия, требовать определенного поведения от других лиц и обращаться в соответствующие судебные органы за защитой нарушенных прав и интересов[55].

На этом основании под субъективным авторским правом понимается установленная российским законом мера правомерного поведения автора, включающая в себя возможность самого субъекта совершать различные действия, требовать определенного поведения от обязанных лиц и прибегать к защите компетентных органов при нарушении его прав и интересов. Субъективное авторское право - это комплекс неимущественных и имущественных правомочий, которые хотя и тесно связаны между собой, но имеют относительно самостоятельное назначение. Таким образом, создание произведения науки, литературы и искусства является юридическим фактом, на основании которого возникает абсолютное авторское правоотношение, в котором управомоченный субъект автор, а все остальные лица (граждане, юридические лица) обязаны не совершать каких-либо действий, нарушающих права автора[56].


К личным неимущественным правам автора относятся: а) право автора; б) право на имя; в) право на неприкосновенность произведения; г) право на обнародование, воспроизведение и распространение произведения; д) право на отзыв; е) право следования; ж) право доступа к произведениям изобразительного искусства (ст. 1255 ГК)[57].

Кроме личных неимущественных прав автору принадлежит также исключительное право на произведение, которое означает возможность использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Субъективное авторское право в полном объеме (со всеми правомочиями) возникает только у гражданина, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства[58]. Субъекты производного авторского права - наследники, переводчики и другие правопреемники - приобретают лишь отдельные правомочия неимущественного и имущественного характера в соответствии с законом или по договору с автором.

1. Право авторства - это обеспеченная законом возможность гражданина считаться автором созданного произведения и требовать признания авторства от всех других юридических и физических лиц. Право авторства закрепляет тот факт, что произведение принадлежит его создателю. Данное право может возникнуть лишь у гражданина, так как только физическое лицо способно к творческой (интеллектуальной) деятельности. Право авторства возникает с момента создания произведения, выражения его в какой-либо объективной форме. Это важнейшее субъективное право авторства, на основании которого у него возникают все остальные авторские права и правомочия. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Отказ от права авторства ничтожен. Законом не предусмотрена какая-либо регистрация права авторства. Право авторства бессрочно. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК)[59].

2. Право на имя характеризуется как право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Право на имя автора возникает на основании права авторства, тесно связано с ним, но имеет и самостоятельное значение[60]. Возможность автора решать вопрос о том, под каким именем издать произведение, гарантируется законом. Организации, использующие произведение, обязаны выпустить его под тем именем, которое назвал автор. При этом в договоре должно быть указано действительное имя автора и назван псевдоним или предусмотрено анонимное издание произведения.