Файл: Тема Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
основных потребностей [10].
Социальная поддержка же включает меры по предоставлению помощи лицам, (семьям) имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления [17].
Социальное страхование должно оставаться государственным,
носить обязательный характер и охватывать всех граждан и лиц без гражданства, проживающих и работающих на территории данного государства.
Социальные потребности, на удовлетворение которых в первую очередь направлена социальная политика,
имеют объединяющее значение.
Их удовлетворение должно гарантироваться обществом и государством. Каждому человеку.
Важная роль в системе социальной защиты принадлежит системе социальных стандартов и нормативов, созданию и практической реализации механизмов внедрения социальной стандартизации и нормирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Выделяют два вида социальной защиты: ограниченную и абсолютную.
Ограниченная социальная защита - обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, т. е.
определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и
работоспособности.
Данный вид защищенности не должен рассматриваться в качестве привилегии.
Это законное требование каждого члена общества и естественное дополнение рыночной системы.
13
Абсолютная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан с целью застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка,
от возможного снижения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела,
проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е.
соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Таким образом, это обеспечение «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.
Абсолютная защищенность характерна для обществ, в которых осуществляется полный контроль над рынком или рыночные отношения ликвидированы. И в том, и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа.
Социальная защищенность — это комплекс реальных прав и свобод граждан, обеспечивающих гарантированный обществом уровень безопасности и комфортности их жизнедеятельности.
Степень социальной защищенности определяется уровнем социально-экономического развития страны и
созданными механизмами обеспечения защищенности [35].
Таким образом, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и
общественной поддержке населения, в том числе и меры,
относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства, по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
14 1.2 Нормативно-правовая основа социальной защиты
Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы. Для того чтобы разобраться в нормативно-правовых актах,
необходимо построить их иерархию. Ознакомится с ней можно на рисунке 2.
15
Рисунок 2 - Система иерархии нормативных правовых актов РФ
Именно по такой иерархии построено социальное обеспечение. Всё вышеуказанное является нормативно-правовыми актами, которые являются источниками права в РФ. Источники права могут быть классифицированы по различным критериям. Обращая внимание на то, как поддаётся нормативный общеобязательный смысл каким-либо правовым предписаниям,
традиционно выделенные источники права можно рассмотреть на рисунке 3.
Рисунок 3 - Виды источников права
16
Правовой обычай - исторически сложившийся источник права и правило поведения. Широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем,
санкционированным государством.
Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами, это право судей или судебное право.
В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ,
выраженный в
письменной форме,
который принимается компетентными государственными органам.
Подробнее ознакомиться с уровнями источников права можно в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни источников права
Законодательные и иные подзаконные нормативно-правовые акты
Международные договоры
Обычаи
1) Конституция РФ
2) Кодексы
3) Федеральные законы
4) Указы
Президента
РФ
5) Постановления
Правительства РФ
6) Нормативные- правовые акты министерств и
ведомств
Конвенции,
пакты,
соглашения, декларации ратифицированные РФ. В
большинстве случаев это конвенции.
1) "Всеобщая декларация прав человека" (принята
Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948)
2) "Конвенция
N
102
Международной организации труда "О
минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952)
3)
"Соглашение о
гарантиях прав граждан государств - участников
Содружества
Применяется судом (ст.
5 ГК РФ). Обычаи - не предусмотренное законодательством или договором,
но сложившееся,
т.е.
достаточно определенное в своем содержании,
широко применяемое в какой- либо области. Обычай может быть применен независимо от того,
зафиксирован ли он в каком-либо документе
(опубликован в печати,
изложен во вступившем в
законную силу решении суда по конкретному делу,
17
Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)
содержащему сходные обстоятельства и т.п.).
Нормативно-правовыми основами социальной защиты населения является Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие социальные права, свободы и обязанности личности (Указы
Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства,
правовые акты,
принимаемые субъектами
Федерации,
муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно
-правовых постановлениях и международных договорах о правах и свободах человека.
Конституция Российской Федерации является основой для развития социального законодательства и определяет пути реализации прав граждан на социальную защиту [1]. Рассмотреть закрепленные гарантии на социальную защиту в конституции можно в таблице 3.
Таблица 3 – гарантии на социальную защиту по конституции
Ст. 7
Конституции провозглашает Российскую Федерацию «социальным государством»,
Ст.
38
Направлена на защиту материнства и детства
Ст.
39
Гарантирует гражданам социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
Ст.
41
Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Ст.
43
Гарантируется бесплатное образование в государственных или муниципальных образовательных организациях дошкольного,
основного,
среднего профессионального уровней и
высшее образование на конкурсной основе в
государственных образовательных организациях.
Ст.
46
Направлена судебную защиту
18
Ст.
53
Направлена на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием)
органов государственной власти или их должностных лиц
Кроме того, действующее законодательство Российской
Федерации предусматривает защиту общегражданских и
специальных прав и интересов населения страны. Ознакомится с этими правами можно в таблице 4.
Таблица 4 - Социальная защита, предусмотренная Налоговым,
Семейным и Трудовым кодексами
Налоговый кодекс [2]
Устанавливает, что налогоплательщик имеет право на получение социальных и стандартных налоговых вычетов.
К социальным налоговым вычетам относятся: суммы, уплаченные за свое обучение и обучение детей; суммы, уплаченные за лечение и медицинские препараты; суммы, перечисленные на благотворительные цели ст. 219.
Стандартный вычет предусмотрен для граждан, пострадавших от аварий на Чернобыльской АЭС или на производственном объединении «Маяк», инвалидов Великой Отечественной войны,
лиц, участвовавших в испытаниях ядерного оружия, Героям СССР,
Героям РФ, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней,
участникам Великой Отечественной войны, инвалидам с детства,
инвалидам I и II групп, родителям и супругам военнослужащих,
погибших при защите СССР, Российской Федерации, на каждого ребенка и другим лицам ст. 218.
Семейный кодекс [3]
Исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов,
недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в
дела семьи,
обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав,
возможности судебной защиты этих прав. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи.
Трудовой кодекс [4]
Определяет создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.
Основным нормативно-правовым актом общего характера является Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации",
который устанавливает принципы социального обслуживания, дает
19
определения социальной службы, клиента социальной службы,
социальных услуг. Социальное обслуживание трактуется широко,
включая в себя и денежные выплаты, и социальные услуги, которые подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские,
психолого-педагогические и социально-правовые услуги [9].
Федеральный закон «О государственной социальной помощи»
от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ устанавливает, что социальная помощь оказывается для поддержания уровня жизни малоимущих семей и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом
Российской Федерации [10].
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» от 24.10.1997г. № 134-ФЗ является базовым для
Федерального закона «О государственной социальной помощи» так как вводит основные параметры нуждаемости – прожиточный минимум. Прожиточный минимум является главным показателем для оценки уровня жизни населения, обоснования минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии и оказания государственной социальной помощи. Закон определяет, что прожиточный минимум на душу населения и по основным социально
-демографическим группам населения в целом по Российской
Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и
статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам [11].
Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»
от 19.06.2000г. № 82-ФЗ вводит предельный размер оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм
20
собственности, ниже которого заработная плата не может быть установлена. Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда,
причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей [12].
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» от 19.05.1995г. № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Закон вводит перечень видов пособий, порядок их предоставления, определяет источники финансирования [13].
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с
общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской
Федерации [14]. В развитие данного Закона Постановлением
Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 23.11.2022) "О
признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") утверждено Положение о признании лица инвалидом
[21].
Закон
Свердловской области
«О
социальной защите