Файл: Тема Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 416

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
Следует обратить внимание на понятие «военная травма». В
соответствии с Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565
(ред. от 03.02.2023) "Об утверждении Положения о военно- врачебной экспертизе"
военно-врачебная комиссия выносит заключение о
причинной связи увечья или заболевания.
Формулировка «военная травма» указывается — если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы. Постановление предлагает довольно абстрактную формулировку и отсылает нас к другому термину — «увечье»
которому не дается конкретного определения. А также перечисляет обстоятельства, которые могут привести к военной травме [22].
Также вышеприведенное Постановление дает формулировку причинно-следственной связи: «заболевание получено в период военной службы». На ней следует остановиться, потому что она непосредственно связывает заболевание военнослужащего со временем прохождения военной службы. Стрессовый характер повседневной жизнедеятельности, высокие физические и морально- психологические нагрузки, риск для жизни в мирное время, участие в
боевых действиях и
миротворческих операциях могут спровоцировать серьезные хронические заболевания у
военнослужащего. Вследствие чего военно-врачебная комиссия может признать его не годным к военной службе, что спровоцирует его увольнение по состоянию здоровья с формулировкой «не годен к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы». Но такое основание не дает права на компенсации в соответствии с Законом о денежном довольствии.
Подводя итог данной проблемы, можно сделать вывод, что социальные последствия — потеря трудоспособности, возможная инвалидность и другие негативные факторы соизмеримы. Но при этом в первом случае военнослужащий получает существенную

47
денежную компенсацию, а во втором - нет. Причина инвалидности оказывает существенное влияние на объем социальных предоставлений для граждан. К числу юридически значимых причин инвалидности у военнослужащих традиционно относят военную травму и заболевание, полученное в период военной службы.
Однако их круг намного шире» [34].
Еще одна дифференциация в части, касающейся увольнения с военной службы по состоянию здоровья, закреплена в 51 статье
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (далее Закон № 53-ФЗ) которая регламентирует основания увольнения с военной службы. В
соответствии с ней, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. По данным основаниям обязательному увольнению подлежит категория военнослужащих, которая проходит военную службу по контракту в звании до старшины или главного корабельного старшины включительно, а также военнослужащих по призыву. При этом у офицеров и прапорщиков есть выбор:
продолжить службу или уволиться по данной статье. Это обусловлено тем, что военнослужащие, не имеющие звания офицера или прапорщика, получают более высокую физическую и морально- психологическую нагрузку. Стойкую потерю трудоспособности и даже инвалидность гражданин может получить, уволившись из армии ограниченно годным к военной службе. Возникает закономерный вопрос: "почему у данной категории военнослужащих меньше льгот и компенсаций?".
В целях справедливой социальной защиты разных групп военнослужащих следует уравнять права и
размеры компенсационных выплат при увольнении с военной службы по


48
состоянию здоровья с формулировками «военная травма» и
«заболевание, полученное во время прохождения военной службы».
Предоставить возможность выбора: продолжить службу или уволиться. Военнослужащим по контракту, признанным ограниченно годными, которые по объективным причинам могут исполнять обязанности по занимаемой должности либо переводить их на другие должности, на которых они смогут исполнять свои должностные обязанности без ущерба для службы.
С увольнением по состоянию здоровья раньше срока связаны и другие негативные последствия материального характера.
Например, необеспеченность жильем либо долги по военной ипотеке, что существенно ухудшает материальное положение военнослужащего и членов его семьи.
В 2004 году был принят Федеральный закон от 20 августа 2004
года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее Закон № 117-ФЗ). Его принятие положило начало становлению нового вида реализации жилищных прав военнослужащих. Благодаря данному закону у граждан, проходящих военную службу, появилась возможность обеспечить себя и членов своей семьи жильем в процессе службы и не дожидаться выслуги лет, необходимой для получения жилищной субсидии.
В
целом данная инициатива рассматривается положительно. В рамках социальной защиты военнослужащих предлагаем рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и юридических последствиях, связанных с данным фактом.
В
соответствии с
Законом
№ 117-ФЗ
основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, является, в том числе, увольнение военнослужащего, общая

49
продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно- врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. До выполнения данных условий средства, учтенные на накопительном счете и уплаченные в счет погашения ипотеки, принадлежат
Российской
Федерации.
Государство платит за жилье военнослужащего пока он проходит службу. И если военнослужащий вынужден прекратить ее по состоянию здоровья, в связи с признанием его ограниченно годным при отсутствии десятилетней календарной выслуги, он остается один на один со своими проблемами. Целевой жилищный заем и средства, которые вносились на погашение ипотеки, необходимо будет вернуть государству, а дальнейшие расчеты за жилье с банком производить самостоятельно. При этом продать жилье невозможно по рыночной цене, так как оно имеет обременения. Кроме того, уволенный военнослужащий может быть нетрудоспособен и не иметь возможности устроиться на работу, которая будет давать ему возможность расплачиваться по своим обязательствам перед банком и государством. В подобной ситуации военнослужащий и члены его семьи абсолютно не защищены, ведь права на пенсию и денежную компенсацию у него не возникает.
Становится очевидно, что несмотря на многообразие льгот и компенсаций,
предусмотренных законодательством,
у военнослужащего могут сложиться жизненные обстоятельства, при которых он будет социально не защищен, лишен здоровья,
возможности полноценно трудиться, при этом не получит от государства поддержки.
Социальная защита ветеранов боевых действий и
военнослужащих в Российской Федерации является важным направлением государственной политики. Тем не менее в данной


50
сфере существует ряд проблем, которые могут затруднять реализацию прав на социальную защиту. Они перечислены на рисунке 13.
Рисунок 13 – Ряд проблем, которые есть в сфере социальной защиты военнослужащих и ветеранов боевых действий
Таким образом, для решения данных проблем необходимо усилить государственную поддержку ветеранов и военнослужащих,
обеспечить эффективное распределение финансовых средств,
упростить процедуру получения социальных выплат и льгот,
улучшить качество медицинской помощи, обеспечить жильем всех нуждающихся и создать условия для включения ветеранов и военнослужащих в общественную жизнь. Также важно повышать уровень осведомленности общества о проблемах ветеранов и военнослужащих и способствовать формированию благоприятной атмосферы для их интеграции в общество.

51 3. Основные направления совершенствования деятельности по социальной защите ветеранов боевых действий и
военнослужащих
Особенную актуальность и значимость правовая защита военнослужащих - ветеранов боевых действий приобретает в периоды обострения вооруженных конфликтов. Складывающаяся в настоящее время геополитическая ситуация, непосредственно определяемая в последние два десятилетия международными вооружёнными конфликтами, возникающими в различных регионах мира, свидетельствует о том, что войны стали носить затяжной характер, вовлекая в орбиту конфликта не только стран-участниц, но и стран, оказывающих им различную, в том числе военную поддержку. В этой связи является очевидным, что правовая защита ветеранов боевых действий не ограничивается ветеранами Великой
Отечественной (второй мировой) войны.
В частности, видится несколько странным подход российского законодателя к формированию перечня лиц, которые, согласно ФЗ
№ 5 «О ветеранах» относятся к ветеранам боевых действий. Так,
законодатель избрал казуистичный подход, отнеся к ветеранам боевых действий лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на территории РФ или на территории иностранного государства,
перечислив произошедшие ранее военные события. Полный перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к ФЗ № 5.
Предполагается таким образом, что в случае возникновения какого-либо военного конфликта в будущем, участниками которого будут военнослужащие РФ, они, согласно закону, не будут относиться к ветеранам боевых действий, пока не будут внесены


52
соответствующие изменения в закон. Это же касается и участников вооруженных конфликтов на тех территориях, где официально РФ
боевых действий не ведет - они не могут получить статус ветерана боевых действий.
Для более эффективного решения проблемы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в России необходимо проводить дополнительное исследование в этой области. На рисунке 14 представлены несколько возможных направлений для исследования:

53
Рисунок 14 – Направления исследования
Из открытых источников можно заметить, что многие ветераны боевых действий высказывают недовольство по поводу недостаточной поддержки со стороны государства и
неэффективности системы социальной защиты. Некоторые ветераны также жалуются на низкий уровень выплат и льгот, нехватку медицинских услуг и жилищную проблему. В то же время есть и положительные отзывы от ветеранов, которые отмечают, что получили необходимую помощь и поддержку от государства, в том числе в виде выплат и медицинских услуг.
В целом можно сказать, что мнения ветеранов боевых действий относительно системы социальной защиты в России довольно разнообразны. Важно учитывать эти мнения и работать над улучшением системы социальной защиты, чтобы она могла лучше отвечать потребностям ветеранов и военнослужащих,
которые защищали интересы России. Для улучшения системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в
России можно предложить несколько мероприятий, представленных на рисунке 15.

54
Рисунок 15 – Мероприятия для улучшения системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в России
В целом улучшение системы социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих в России является важной задачей для государства. Реализация перечисленных выше мероприятий может помочь решить многие проблемы, с которыми сталкиваются эти категории граждан, и обеспечить им достойную жизнь после службы в армии.
Не углубляясь в проблематику правового статуса ветерана боевых действий и сложностей получения этот статуса отдельными гражданами, хотелось бы отметить, что в отношении правовой защиты тех военнослужащих, которые официально признаны ветеранами боевых действий - вопросов и проблем не меньше. В
этой связи имеет смысл обратиться к положительному зарубежному


55
опыту по этой проблематике, и путем проведения сравнительно- правового анализа правового регулирования вопросов защиты прав и законных ветеранов боевых действий - выявить наиболее удачные и подходящие для рецепции в отечественное право положения.
Достаточно богатый опыт правовой защиты ветеранов,
исторически и геополитически сформировавшийся во Франции,
позволяет многим исследователям отнести Францию к образцу социальной поддержки и помощи ветеранам боевых действий.
1   2   3   4   5   6