Файл: Тема Социальная защита ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
инвалидов в Свердловской области» 13 декабря 2016 года № 148-
ОЗ (с изменениями на 19.04.2022 №45-ОЗ) устанавливает меры социальной защиты инвалидов в Свердловской области [25].
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы государственной поддержки детей и сирот, оставшихся без попечения родителей, формы их содержания и меры обеспечения социальной защиты [15].
Государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2027
года" от 05 июля 2017г. № 480-ПП способствует государству в обеспечении социальной защищенности нуждающихся, поддержке семей с детьми, пожилых людей, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями,
созданию единой системы социальной защиты граждан, привлечению внимания общества к решению вопросов охраны семьи и детей, проблем старения населения [26].
Законодательная база РФ защищает права и интересы граждан, включая нуждающихся в помощи. Она постоянно развивается, внося изменения и принимая новые нормативные акты.
Органы социальной защиты обязаны обеспечивать соблюдение законодательства.
Таким образом, несмотря на активную позицию государства в вопросах социальной защиты граждан, довольно низкая роль у негосударственных институтов и самих граждан. Если оценивать развитие социального государства. В ходе смены социальных приоритетов многие законы и
нормативно-правовые акты советского периода уже не могли применяться из-за изменившихся условий и нуждались в обновлении. Начался активный поиск новых
22
форм и способов проведения социальной политики, который продолжается до сих пор. На этапе реформирования общества в
Российской
Федерации необходимо обобщение опыта формирования правовой базы, реорганизации прежней системы социального законодательства в новую систему, согласованную с мировым опытом защиты социальных прав человека.
23 1.3 Роль и значение статуса ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
Значение военной службы для страны сложно переоценить. От качества российской армии во много зависит безопасность граждан
Российской Федерации. Только благодаря военнослужащим мы можем спокойно спать и знать, что наш покой оберегают и каждую секунду готовы вступить в бой с любым врагом [36].
Для начала рассмотрим само понятие «военнослужащий» и те характеристики, которыми оно обладает. Любое понятие проще всего раскрыть, используя прямое лексическое значение. Но с нашим термином дела обстоят иначе: для его расшифровки необходимо знать, в какой сфере он используется. Так вот,
военнослужащий — гражданин Российской Федерации, проходящий в соответствии с определенными законодательными актами военную службу (лицо проходящее военную службу). Данное определение можно самостоятельно сформулировать, исходя из статей общего положения ФЗ "О статусе военнослужащих" [6].
Ни один из законодательных актов Российской Федерации не содержит официальной трактовки данного понятия. Но ФЗ «О
воинской обязанности и военной службе» включает в себя информацию о перечне лиц, которые могут осуществлять военную службу. Он так же может помочь нам сформулировать собственное определение для понятия «военнослужащий» поэтому рассмотрим его. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы осуществляется [16] рисунок
4:
24
Рисунок 4 - кем осуществляется прохождение военной службы
Исходя из представленных характеристик для потенциальных кандидатов на прохождение службы в Вооруженных Силах
Российской
Федерации
(далее
—
ВС
РФ),
видно,
что военнослужащие — совершенно особая категория государственных служащих.
В системе государственной политики Российской Федерации особое место занимают меры социальной поддержки отдельных категорий военнослужащих,
сотрудников правоохранительных органов и
спецслужб,
привлекаемых к
военной защите государственных интересов,
борьбе с
терроризмом,
обеспечивающих суверенитет Российской Федерации.
Статус военнослужащего включает в себя все права и обязанности гражданина Российской Федерации. Совокупность прав,
свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности,
установленных
Федеральным законом,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ — все это можно понимать под статусом «военнослужащий». Все права и обязанности военнослужащих непременно гарантированы государством.
Учитывая заслуги по защите Отечества, безупречную военную службу, иную государственную службу, а также с учетом продолжительности добросовестного труда, человеку может быть
25
установлена категория «ветеран». Данный статус подтверждается специальным удостоверением.
Посмотреть на образец удостоверение ветерана боевых действий можно в приложении Б -
Форма удостоверения ветерана боевых действий. В приложении Е
можно рассмотреть,
как выглядит рапорт
(заявление)
военнослужащего на выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий.
Законодателем выделены следующие категории ветеранов: «...
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий),
ветераны военной службы, ветераны труда» [5].
В список лиц, которые могут претендовать на получение звания «ветеран боевых действий», включают разные категории военнослужащих, например указанные на рисунке 5:
Рисунок 5 - список лиц, которые могут претендовать на статус "ВБД"
Полная классификация категорий ветеранов боевых действий представлена на рисунке 6.
26
Рисунок 6 – Категории ветеранов боевых действий
Помимо Сирии, Афганистана и Чечни, учитываются и боевые действия на иных территориях. Например, к их числу относятся
Эфиопия (1977-1990 гг.), Таджикистан (1993-1997 гг.), Южная Осетия и Абхазия (август 2008 г.) и иные территории, включенные в перечень Федерального закона № 5-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»
от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 17.02.2023) к ветеранам боевых действий относятся: «...военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы,
лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных
27
органов, работники Министерства обороны СССР и работники
Министерства обороны
Российской
Федерации,
сотрудники учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы,
направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской
Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации» [5].
Под социальным статусом принято понимать социальное положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Как правило, социальный статус определяется по специфическим признакам (национальные, возрастные и другие признаки) [31, с.
277]. В свою очередь, социальный статус ветеранов боевых действий может быть определен через осмысление проблем, характерных для данной категории. Среди основных можно выделить проблемы медико-психологического характера, социальные проблемы.
Медико-психологические проблемы. К числу таких проблем можно отнести посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Единичное или повторяющееся участие в военных действиях вызывает ПТСР, или «афганский синдром», которое характеризуется тяжелым психическим состоянием,
психопатологическими переживаниями,
избеганием либо выпадением памяти о
травмирующих событиях и высоким уровнем тревожности. Следует отметить, что «такое состояние может сохраняться на протяжении более месяца после психологической травмы».
К социальным проблемам, характерным для данной категории,
можно отнести:
материальные проблемы,
проблемы с
28
трудоустройством. Материальные проблемы ветеранов боевых действий объясняются тем, что вследствие полученных травм и увечий они могут стать либо нетрудоспособными, либо получить ограничения трудоспособности. Это приводит к возникновению трудностей в области занятости. В частности, может понадобиться дополнительная профессиональная ориентация, подготовка или переподготовка. Взаимодействие со службами занятости по поводу поиска работы требует не только определенного количества времени, но и дополнительных материальных затрат [33].
1 2 3 4 5 6
Еще одним важным аспектом социальной защиты военнослужащих является их жилищное обеспечение.
Военнослужащие могут получать жилье от государства на основании заявки и в соответствии со своим статусом, званием, срока службы и других факторов. Кроме того, они могут получать различные льготы при покупке жилья и ипотеке.
В целом, Российское правительство уделяет большое внимание социальной защите военнослужащих и их семей. Но, как и в любой другой стране,
есть проблемы с
финансированием и
эффективностью программ социальной защиты. Однако, несмотря на наличие различных социальных программ для военнослужащих,
некоторые проблемы все же существуют. Одной из таких проблем является недостаточность жилья для военнослужащих. В некоторых случаях военнослужащие вынуждены жить в неподходящих условиях или даже в общежитиях. Также некоторые военнослужащие испытывают трудности в получении своих прав и льгот, что связано с неэффективностью бюрократических процедур.
Таким образом меры государственной политики по социальной защите имеют особое государственное значение для
42
поддержания стабильности правового положения военнослужащих и членов их семей. Выстроенная государством правовая система в данном отношении должна развиваться в сторону расширения сфер социальной поддержки. Каждый военнослужащий и члены его семьи должны чувствовать «уверенность в завтрашнем дне», принимая во внимание значимую роль в обществе военной службы в свете проведения
Российской
Федерацией специальной военной операции.
43 2.3 Проблемы деятельности по осуществлению социальной защиты ветеранов боевых действий и военнослужащих по законодательству Российской Федерации
В современной России одним из важнейших направлений государственной политики является обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. В том числе особое внимание уделяется обеспечению интересов граждан, исполнявших воинский долг, а именно ветеранов боевых действий. Государственная система социального обеспечения указанной категории граждан,
несмотря на свою актуальность,
значимость и
видимую эффективность, всё же имеет уязвимые стороны. В этой связи большое значение имеет положительный опыт зарубежных стран по социальному обеспечению ветеранов боевых действий.
В России социальной защитой ветеранов боевых действий занимается Министерство обороны. В свою очередь, Социальный фонд России обеспечивает финансовые выплаты, Министерство труда и
социальной защиты разрабатывает гарантии,
предоставляемые ВБД, а Комитет Государственной Думы по труду,
социальной политике и делам ветеранов проводит следующую работу, указанную на рисунке 12.
44
Рисунок 12 – Работа комитета
В некоторых зарубежных странах накоплен богатый опыт социальной защиты ветеранов боевых действий, который сочетается с высокой организованностью ветеранских движений, что заставляет общество и государство обращать внимание на проблемы указанной категории граждан. Достаточным подтверждением этому является создание специальных учреждений в структуре государственных органов исполнительной власти.
Анализ системы социальной поддержки ветеранов боевых действий, действующей в развитых странах, даёт возможность выявить слабые стороны отечественной государственной политики в отношении рассматриваемой категории граждан и выработать необходимые мероприятия, которые всецело были бы направлены на её дальнейшее совершенствование и развитие. Сегодня нам необходимо учитывать зарубежный опыт с целью внедрения в практическую деятельность его положительных идей и достижений
[32].
В
настоящее время в
РФ
не существует единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что не позволяет в полной мере оценить результаты государственной политики, направленной на социальную защиту указанной категории граждан. Письмо, отправленное в Росстат по теме статистики количества ветеранов боевых действий по годам, не было рассмотрено.
Полные статистические данные позволили бы осуществлять постоянный анализ итогов социальной работы с ветеранами боевых действий за отчетный период.
Многие проблемы в этой сфере существуют также из-за разобщённости работы между государственными структурами и общественными формированиями.
Обладая полными
45
статистическими данными, можно будет рационально распределять финансовые и материальные ресурсы и полномочия между государственными структурами и общественными формированиями,
отвечающими за ту или иную сферу ветеранской политики. Именно по этой причине сложно сформировать и реализовать комплексную политику поддержки ветеранов боевых действий и отследить результаты действия такой политики. На основании изложенного предлагается создание единой информационной базы учёта ветеранов боевых действий, что позволит повысить эффективность взаимодействия различных ведомств и организаций по обеспечению социальной защищённости ветеранов боевых действий.
Некоторые военнослужащие не осведомлены о том, что законодательство обеспечивает им выплаты за утрату телесных функций в соответствии со статьей 18 Федерального закона от
27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О статусе военнослужащих".
Согласно этой статье, в случае потери пальца военнослужащему полагается соответствующая выплата. В связи с этим необходимо уделить большое внимание информированию военнослужащих об их правах и льготах в соответствии с законодательством [6].
Имеется существенная диспропорция в
социальной защищенности. Так, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья гражданина в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие. Военнослужащему контрактной службы положена компенсация в размере двух миллионов рублей, а военнослужащему по призыву или гражданину, призванному на военные сборы, - один миллион рублей. Здесь мы видим существенную разницу в размере выплат, хотя социальные последствия одинаковы как для первой, так и для второй группы военнослужащих.