Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО «РОСИНКА»)(Понятие и сущность формирования ассортимента товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ

1.1. Понятие и сущность формирования ассортимента товаров

1.2. Этапы формирования товарного ассортимента

1.3. Методика управления ассортиментом товаров

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»

2.2. Анализ структуры и динамики товарного ассортимента

2.3. Анализ показателей эффективности управления товарным ассортиментом

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В ООО «РОСИНКА»

3.1. Оптимизация ассортимента товаров и стимулирование сбыта

3.2. Оптимизация закупок и складских запасов товаров

3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

, (1.3)

где В - товарооборачиваемость, дни;

Д - дни периода (месяц, квартал, год);

NР - товарооборот за период;

N3 - средние товарный ассортимент за период.

Коэффициент товарооборачиваемости (Коб) характеризует скорость обращения товаров и рассчитывается по формуле:

(1.4)

Коэффициент товарооборачиваемости показывает, сколько раз в течение отчетного периода возобновлялся товарный запас.

Ускорение оборачиваемости товарного ассортимента способствует снижению потребности в оборотных средствах, находящихся в товарах, уменьшению расходов на их хранение и как следствие - укреплению финансового состояния торговой организации[32].

Важным показателем эффективности формирования товарного ассортимента является производительность труда. С этой целью рассчитывают и оценивают динамику товарооборота в расчете на одного работника и товарооборота на рубль расходов на оплату труда[33].

По итогам вышесказанного можно сделать вывод, что методика формирования товарного ассортимента включает оценку состава, структуры и динамики товарного ассортимента и товарооборота, их факторный анализ, расчет и оценку динамики показателей товарооборачиваемости и рентабельности продаж по группам и видам товаров.

1.3. Методика управления ассортиментом товаров

В связи со спецификой торговой деятельности существенная доля финансовых ресурсов организаций торговли аккумулируется в товарных запасах. По этой причине эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей для менеджмента торговой организации[34].

Управление ассортиментом товаров – это совокупность правил и способов регулирования и контроля уровня данных запасов. Основная цель системы формирования ассортимента товаров– инвестировать денежные средства в запасы таким образом, чтобы достигать стратегических целей бизнеса[35].

Основные функции системы формирования ассортимента товаров обобщены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Функции системы формирования ассортимента товаровпредприятия[36]

Функции управления

Управление товарными запасами

Нормирование

Установление необходимого объема и размеров товарных запасов, для обеспечения нормальной работы торговой организации

Оперативный учет и контроль

Ведение карточек количественно-суммового учета товаров, составление статистических отчетов о товарных запасах и товарообороте, проведение плановых и внеплановых инвентаризаций

Регулирование

Поддержание необходимого уровня товарных запасов, оптимизация логистических процессов

Планирование

Формирование ассортимента товаров, выбор торговой марки и упаковки, планирование объема товарооборота, выбор целевого сегмента рынка, разработка системы продвижения товаров, ценообразование

Организация

Подготовка товара к продаже, выбор путей и каналов товародвижения

Реализация

Продажа товаров в объеме, требуемом конъюнктурой рынка, определенного качества

Контроль

Контроль за реализацией планов с помощью соотнесения поставленных целей и достигнутых результатов; маркетинговый и экономический анализ

Корректировка

На основе проведенных анализов принятие решений в области ассортиментной политики, марочной стратегии, качества продукции, разработке новых товаров, корректировка цен


Для оптимизации товарных запасов применяют различные методики. Их общая цель заключается в определении величины такого товарного запаса, который будет обеспечивать бесперебойное товарообращение при определенном минимуме издержек. Рассмотрим основные методы оптимизации товарных запасов[37].

Опытно-статистический метод заключается в обработке статистической информации о товарных запасах и ее последующем анализе. Главное преимущество этого метода - быстрота получения результата. Однако для повышения точности прогноза показателей необходимо располагать детальной информацией о структуре, динамике и товарооборачиваемости запасов[38].

Взаимосвязь моделей формирования ассортиментной политики в зависимости от жизненного цикла товара приведена в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Взаимосвязь моделей управления товарным ассортиментом на различных стадиях жизненного цикла товара[39]

Показатели моделей

Стадии жизненного цикла товара

внедрение

рост

зрелость

спад

Модели управления

1. Модели значимых критериев успеха, оперативные модели планирования, долгосрочных действий, кривой опыта, PIMS[40]

Объем продаж

Низкий

Растет

Высокий

Снижается

Прибыль

Отсутствует

Увеличивается

Увеличивается

Снижается

Затраты на маркетинг

Товар/рынок

Позиционирование/реклама

Товар/цена

Продвижение/реклама

Издержки

Высокие

Стабилизируются

Сокращаются

Увеличиваются

2. Модели сегментирования и позиционирования, привлекательности рынка и стратегического положения

Покупатели

Инноваторы

Массовый рынок

Массовый рынок

Отстающие

Число конкурентов

Небольшое

Растет

Большая конкуренция

Уменьшается

Число марок на рынке

Много

Возрастает

Большое количество

Мало

Затраты на качество

По технологии

Стабилизируются

Растут

Снижаются

Стратегическое положение

Инвестировать

Расти

Зарабатывать

Отказаться

3. Модели Портера, БКГ, Ансофа

Доля рынка

Низкая

Увеличивается

Стабилизируется

Снижается

Товары/рынки

Расширение товара/рынка

Проникновение

Отставание в доле рынка

Более глубокое проникновение (диверсификация)

Темп роста отрасли

Интенсификация маркетинговых усилий

Интенсификация маркетинговых усилий для увеличения доли рынка

Использование прибыли для растущих сегментов

Интенсификация маркетинговых усилий или уход с рынка

4. Модели маркетинга-микс[41]

Товар

Основной вариант

Усовершенствованный

Дифференциация, исследование покупателей

Рационализация

Цена

Высокая

Несколько ниже

Самая низкая

Падает

Товародвижение и каналы сбыта

Неравномерное

Интенсивное

Интенсивное в зависимости от сбыта

Селективное

Затраты на рекламу

Высокие

Высокие

Средние

Низкие

Затраты на стимулирование продаж

Высокие

Высокие

Высокие

Падают

Бюджет сбыта

Большой

Большой

Падает

Низкий


Для повышения эффективности управления ассортиментом торговые организации могут использовать автоматизированные системы формирования ассортимента товаров. Если ассортимент товаров небольшой, то могут быть использованы простейшие методы автоматизации (например, Excel)[42]. Но если ассортимент насчитывает тысячи или десятки тысяч позиций, целесообразно применять автоматизированную систему. Рассмотрим наиболее распространенные автоматизированные системы управления ассортиментом[43].

1. Автоматизированная система управления ассортиментом SIMPLE-System, разработанная компанией Genobium. Данная программа разработана с целью совершенствования автоматизированной системы формирования ассортимента товаровв логистике для обеспечения роста отдачи прибыли от инвестиции в запасы торговых фирм и выполняет следующие функции:

  • оптимальный расчет норм товарных запасов для всей ассортиментной матрицы;
  • автоматическая выдача сформированных заказов для всех поставщиков;
  • управление запасами, основанное на научных методах.

В систему формирования ассортимента товаровSIMPLE-System входят следующие модули[44]:

  • прогнозирование спроса;
  • расчет оптимальных норм и оптимизация ассортимента;
  • оперативное управление;
  • оценка эффективности;
  • моделирование[45].

2. Автоматизированная система формирования ассортимента товаровInventor Soft, созданная одноименным российским разработчиком. Система Inventor Soft ориентирована на применение в оптовых и розничных торговых компаниях и предназначена для сокращения общих издержек за счет оптимизации и нормирования в управлении запасами. С помощью системы Inventor определяется оптимальный момент и объем восполнения запаса по каждой позиции. При решении задачи оптимизации учитываются все существующие ресурсные ограничения и особенности бизнеса[46].

3. Автоматизированная система управления складом товарных запасов МойСклад, разработанная одноименной компанией. Данная программа позволяет автоматизировать все складские операции: приемка и отгрузка товара, перемещения, инвентаризации, списания и оприходования, расчет себестоимости, остатки и обороты, планирование состояния склада и автоматические заказы поставщикам, поддержка нескольких складов, партии, серийные номера, характеристики, упаковки и штрих-коды[47].


4. GESTORI Pro - Автоматизированная система управления сетевой торговлей. Данная программа позволяет вести бухгалтерский учет и анализ товарных запасов и осуществлять управление торговым залом, ассортиментом и ценообразованием, закупочной политикой, складами и распределительными (или дистрибьюторскими) центрами, взаимоотношениями с клиентами[48].

Обобщая вышесказанное, формирование ассортиментной политики направлено на поиск оптимального сочетания между издержками и выгодами от выбранного уровня и структуры ассортиментной политики.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСИНКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РОСИНКА»

Общество с ограниченной ответственностью «РОСИНКА» было учреждено 22 сентября 2005 г. Полное наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью «РОСИНКА». Сокращенное наименование - ООО «РОСИНКА». Предприятие является самостоятельным юридическим лицом, форма собственности - частная. Организационно-правовой формой ООО «РОСИНКА» является общество с ограниченной ответственностью.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Основной государственный регистрационный номер ООО «РОСИН-КА» (ОГРН) – 1057601325638. Регистрирующая организация – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Башкортостан.

Юридический и фактический адрес предприятия: г. Улан-Удэ, п. Во-сточный ул. Широких-Полянских, д. 25.

Основные технико–экономические показатели деятельности ООО «РОСИНКА» в 2017-2019 гг. приведены в таблице 2.1. Источником информации для анализа служит бухгалтерская финансовая отчетность данного предприятия за 2017-2019 гг.


Таблица 2.1

Основные технико–экономические показатели деятельности ООО «РОСИНКА» за 2017-2019 гг., тыс. руб.

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2018 г. к 2017 г.

2019 г. к 2018 г.

Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб.

Темп прироста, %

Абсолютное отклонение, +/-, тыс. руб.

Темп прироста, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

246347

225822

481737

-20525

-8,33

255915

113,33

Себестоимость товаров, тыс. руб.

182508

163962

425388

-18546

-10,16

261426

159,44

Затраты на рубль выручки от продаж, руб.

0,741

0,726

0,883

-0,015

-2,02

0,157

21,63

Валовая прибыль, тыс. руб.

63839

61860

56349

-1979

-3,10

-5511

-8,91

Прибыль от продаж, тыс. руб.

26117

36807

31782

10690

40,93

-5025

-13,65

Чистая прибыль, тыс. руб.

14432

6541

14427

-7891

-54,68

7886

120,56

Рентабельность продаж, %

10,60

16,30

6,60

5,70

53,77

-9,70

-59,51

Как видно из таблицы 2.1, выручка ООО «РОСИНКА» от продажи товаров в 2019 г. составила 481737 тыс. руб. По сравнению с 2017 г. она увеличилась на 95,55%, по сравнению с 2018 г. – на 113,33%. Увеличение выручки от продаж оценивается положительно, поскольку свидетельствует о росте деловой активности предприятия.

В 2019 г. себестоимость товаров составила 425388 тыс. руб. Прирост показателя к 2017 г. составил 133,08%, к 2018 г. – 159,44%. Опережающий рост себестоимости товаров над товарооборотом свидетельствует о существенном росте закупочных цен на товары у поставщиков.

Прямые затраты ООО «РОСИНКА» в расчете на один рубль выручки от продаж в 2019 г. составили 0,883 руб. По сравнению с 2017 г. показатель увеличился на 0,142 руб. (на 19,16%), по сравнению с 2018 г. – на 0,157 руб. (на 21,63%). Рост показателя оценивается отрицательно, поскольку рост себестоимости товаров привел к сокращению валовой прибыли ООО «РОСИНКА». Валовая прибыль имеет тенденцию к снижению (в 2019 г. - на 5511 тыс. руб., или на 8,91% по сравнению с 2018 г.).