Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КФК - крестьянское фермерское хозяйство;

КИ – кадастровый инженер.

ЛПХ - личное подсобное хозяйство;

НПА - нормативные правовые акты;

МПА - муниципальные правовые акты;

Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

СРО – саморегулируемые организации.

СЗУ - схема расположения земельного участка.

Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса, обучающихся по очной (заочной) форме обучения в Забайкальском агарном институте.



«ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРОВ»

Общая характеристика правового регулирования земельных отношений
Основные изучаемые вопросы:

1. Понятие земельного права, его соотношение с иными отраслями права. 2. История развития земельного права. 3. Конституционные положения, регламентирующие земельно-правовые вопросы. 4. Источники земельного права. 5. Нормативный договор – как источник земельных отношений. 6.Земельные отношения как предмет земельного права: их субъекты, объекты и содержание. 7. Метод земельного права.87. Принципы земельного права.
Методические советы по изучению темы

Земельное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которую составляют правовые нормы, регулирующие отношения по использованию и охране земли. Самостоятельность земельного права как отрасли права предопределяет наличие собственного предмета и метода.

Соотношение земельного права с другими отраслями права.

Земельное право и административное право. В процессе государственного управления земельным фондом, привлечения к ответственности за земельные правонарушения применяются административные методы правового регулирования, также положениями административного права определяется система органов государственной власти, осуществляющих управление земельным фондом. Метод «власти-подчинения», характерный для административного права, применяется в земельном праве только к отношениям по управлению земельным фондом, в остальных случаях преобладает диспозитивный метод.

Земельное право и гражданское право. Права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, при этом оборот земельных участков подчиняется общим правилам, установленным для оборота недвижимого имущества, включая требование об обязательной государственной регистрации прав и кадастрового учета. Однако, федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, может быть ограничен оборот земельных участков. Следует учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в отличии от земельного законодательства, гражданское законодательство находится в исключительной компетенции Российской Федерации.



Земельное право и иные отрасли права. Некоторые особенности возникновения, равно как и реализации прав на земельные участки, могут быть также установлены и аграрным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах и др. в зависимости от того, к какой из категорий земель принадлежит тот или иной земельный участок.

Ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается, в том числе, уголовным законодательством.

В истории развития отечественного земельного права можно выделить следующие этапы:

- с XI века до 1861 г. Период характеризуется отсутствием унифицированных законов о земле;

- с 1861 г. до 1917 г. Начало периода обусловлено отменой крепостного права и соответствующими документами, регулирующими права крестьян на землю;

- с 1917 г. до 1990 г. В рамках периода формировалось советское законодательство и законодательство республик о земле;

- с 1990 г. до 2001 г. В указанный период проводилась земельная реформа, в ходе которой существенно изменялось законодательство, в том числе, была принята Конституция Российской Федерации, принимались Указы Президента по вопросам передачи земель реорганизуемых колхозов и совхозов, были приняты части первая и вторая ГК РФ и ряд федеральных законов;

- с 2001 г. по настоящее время. Это период, когда был принят целый ряд законов, урегулировавших земельные отношения и зафиксировавших их рыночный характер. Начало этого периода, как правило, увязывают с принятием 25.10.2001 г. ЗК РФ.

Система земельного права — это совокупность правовых институтов, состоящих из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения. Земельное право состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом (например, права на землю, государственное управление земельным фондом, охрана земель) и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права (правовой режим отдельных категорий земель).

Земельное право как наука - это система научного познания правового регулирования земельных отношений, предполагающая:

- сбор и обобщение информации о предмете земельного права;

-исследование земельно-правовых норм, а также практики их применения, в т.ч. выявление их несовершенства и выработка рекомендаций по устранению этих несовершенств;


- внедрение результатов научно-исследовательской работы - как правило, в форме законотворческой деятельности.

Земельное право как учебная дисциплина включает в себя соответствующие научные наработки и по своей структуре соответствует системе земельного права как отрасли права. Материал в рамках учебной дисциплины систематизирован для использования в учебном процессе с учетом потребности выпускника ВУЗа в знаниях о земельном праве.

Источники права.

Основу источников права в России составляют нормативные акты. Нормативный акт содержит нормы права, т.е. правило поведения, обязательные для определенного круга лиц, и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного, индивидуального случая.

Основным законом государства, стоящим в основе системы источников земельного права является Конституция Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие положения, регламентирующие земельно-правовые вопросы:

- Статья 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

- Статьей 36 граждане и их объединения наделены правом иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

- Статья 72 определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Источники права по признаку юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы могут быть конституционными, федеральными и региональными (субъектов РФ). Причем, региональные законы не могут противоречить законам федеральным, а те в свою очередь - Конституции РФ. Следует также отметить, что законы принимают законодательные (представительные) органы власти (Государственная Дума, Думы субъектов РФ). Подзаконные нормативные правовые акты принимают органы исполнительной власти.


Современное федеральное земельное законодательство состоит из ЗК РФ, а также иных принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Частно - правовые вопросы регулируются, в том числе, ГК РФ, законом о госрегистрации. В числе основных федеральных законов, регулирующих вопросы землеустройства и кадастров, следует выделить: Федеральный закон «О землеустройстве», закон о кадастре, ГдК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и др.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К числу подзаконных актов относятся: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, ведомственные нормативные акты.

Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты представляют собой подзаконные акты и не могут противоречить правовым актам более высокой юридической силы.

Нормативный договор как источник земельного права

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Также международные договоры могут быть классифицированы на:

а) Договоры между государствами;

б) Договоры между правительствами государств;

в) Межведомственные договоры государств

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое