Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, кадастровый инженер, подготовивший документы для государственного кадастрового учета, является «связующим звеном» между лицом, заинтересованным во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, и органом кадастрового учета, непосредственно осуществляющим их внесение в кадастр.
Законом о кадастре предусмотрено поэтапное введение института кадастровых инженеров в сферу земельно-имущественных отношений в зависимости от видов объектов недвижимости.
Так, кадастровую деятельность в отношении земельных участков кадастровые инженеры должны были осуществлять с момента вступления в силу Закона о кадастре (с 1 марта 2008 года). Фактически на тот момент не было нормативного акта, который бы регулировал вопросы сдачи экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов.
И только 22 января 2010 г. Приказом Минэкономразвития №23 было утверждено Положение о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера, после чего субъекты РФ начали создавать комиссии.
До 1 января 2011 года кадастровую деятельность в соответствии с п. 1 ст.44 Закона о кадастре наряду с кадастровыми инженерами вправе были осуществлять лица, обладавшие на день вступления в силу Закона о кадастре правом выполнения работ по территориальному землеустройству. После указанной даты кадастровые работы в отношении земельных участков вправе осуществлять только кадастровые инженеры.
Кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства кадастровые инженеры осуществляют с 1 января 2013 года.
При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе были осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
Таким образом, с 1 января 2014 в отношении любых объектов недвижимости кадастровая деятельность осуществляется только кадастровыми инженерами.
Закон о кадастре изначально установил, что кадастровая деятельность осуществляется кадастровыми инженерами на основании публичного возмездного договора, то есть является коммерческой. Таким способом законодатель предложил решить задачи по повышению качества оказываемых услуг и развитию экономики Российской Федерации за счет расширения рынка и повышения конкуренции.
В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества кадастровых работ, самоорганизации и саморегулирования деятельности кадастровых инженеров, а также обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность кадастровые инженеры наделены правом объединяться в саморегулируемые организации, членство в которых обеспечивает, в том числе, дополнительную имущественную ответственность перед потребителями услуг.
Предложенная структура правовой формы деятельности кадастровых инженеров основана на изучении деятельности аналогичных структур в других странах, а также опыта организации российских институтов нотариата, адвокатуры и арбитражного управления. Учет положительного опыта и анализ недостатков деятельности перечисленных структур позволили выбрать систему, сочетающую доступность проводимой деятельности с механизмами ответственности и коллективного регулирования.
Работа кадастрового инженера требует соответствующей правовой подготовки, включающей в себя теоретическое освоение правовых методов регулирования отношений, связанных с проведением землеустройства, осуществлением кадастрового учета и кадастровой деятельности, с реализацией других функций государственного управления земельным фондом, а также с выработкой практических навыков решения возникающих в ходе реализации соответствующих функций правовых проблем.
Это обусловлено, в том числе тем, что информация, используемая при осуществлении землеустройства и ведении кадастров, может быть получена различными способами, в том числе, по результатам технических действий измерительного, обследовательского и другого специального характера. Недооценка правовой составляющей такой информации, недостаточные познания в процедурных аспектах ее получения и применения, могут поставить под вопрос и правовой харак-тер землеустроительной и кадастровой деятельности и ее результат.
Важным является то, что в связи с проведенным в 90-х годах комплексом социально-экономических реформ в стране сформировался совершенно новый тип земельных отношений, а правовое регулирование землеустройства и кадастров получило достаточно существенное развитие. При этом пересмотрены многие ранее сформировавшиеся подходы к землеустройству и кадастрам, что обусловлено, в первую очередь, отнесением земли к недвижимому имуществу и
вовлечением ее в гражданский оборот, а также развитием смежных отраслей законодательства (например, гражданского, градостроительного).
Решить основную часть земельно-правовых проблем, накопившихся в 90-е годы, и определить на среднесрочную перспективу правовой режим использования, охраны и оборота земель позволило принятие в 2001 году Земельного кодекса Российской Федерации (2001) и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002). Но и после принятия указанных законов, а также ряда других законодательных актов (урегулировавших вопросы установления и изменения целевого назначения земель, их кадастрового учета, землеустройства и др.) земельные отношения продолжали развиваться. Этим обусловлена необходимость существенного обновления даже сравнительно недавно принятых законов. Поэтому землеустроитель и кадастровый инженер должны не только знать правовые нормы, регулирующие землеустройство и кадастры, но и уметь ориентироваться в динамично развивающейся нормативной правовой базе, иметь четкое представление о ее ближайших перспективах.
При этом вне зависимости от изменений законодательства в части оборота земельных участков и их кадастрового учета, земля остается природным объектом и природным ресурсом, что отражено в принципах земельного законодательства, поэтому использование земли возможно только при условии ее одновременной охраны. Тесная взаимосвязь земли с рядом других природных объектов: недрами, водой, лесами предопределяет и увязку правового режима использования и оборота земельных участков и таких объектов, а также необходимость интеграции сведений о земле и указанных объектах.
Земельный участок и сведения о нем представляют основу для учета иных объектов недвижимости и природных объектов, не признаваемых недвижимостью, поскольку их местоположение может быть определено только посредством привязки к данным о местоположении земельных участков.
Выше изложенное предопределяет тот факт, что правовое обеспечение получения, фиксирования и использования сведений о земельных участках в своей основе должно опираться не только на положения законодательства об учете недвижимого имущества, но и на нормы земельного и природоресурсного законодательства.
Еще более очевидна необходимость правовой подготовки при выполнении работ по межеванию земельных участков (предусматривающих, в том числе юридически значимые действия, например, согласование границ), при установлении границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.
В связи с этим бакалавры, обучающиеся по направлению «Землеустройство и кадастры», должны иметь представление об основах земельного, гражданского, градостроительного, лесного, водного и иного законодательства, без которых невозможно полноценное ведение кадастров и проведение землеустройства.
Целью настоящего пособия является оказание методической помощи бакалаврам, изучающим дисциплину «Правовое регулирование землеустройства и кадастров».
В пособии рассмотрены общие положения о правовом регулировании земельных отношений, правовые аспекты образования земельных участков, права и обязанности участников земельных правоотношений, вопросы охраны земель, современные особенности правового обеспечения государственного управления земельным фондом, специфика земельно-правовых сделок, действующее законодательство о землеустройстве и кадастрах, а также другие правовые вопросы, знание которых необходимо землеустроителю и кадастровому инженеру.
Значительная часть изучаемого материала бакалаврам будет дана на лекциях, а его усвоение — проверено на семинарах, однако важное значение имеет самостоятельная работа обучающихся на основании рекомендуемых для изучения в рамках данной дисциплины учебно-методической литературы и основных нормативных правовых актов.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
- получить теоретические знания и овладеть практическими навыками в сфере регулирования правоотношений, связанных с осуществлением землеустройства и ведением кадастров;
- научиться толковать и применять законодательство о земле устройстве и учете недвижимого имущества и природных ресурсов;
- уяснить особенности правового регулирования земельных отношений на современном этапе развития общества и получить представление о перспективах дальнейшего развития земельного права и смежных с ним правовых отраслей;
- изучить современную законодательную базу, определяющую систему государственного управления земельным фондом;
- научиться определять меры ответственности за нарушение законодательства о землеустройстве и учете недвижимого имущества и природных ресурсов.
Настоящее методическое пособие включает в себя следующие разделы:
1) основные темы курса «Правовое регулирование землеустройства и кадастров»
2) краткое содержание разделов и тем программы курса (методические советы по их изучению) с указанием особенностей конкретной темы с акцентированием внимания на наиболее важных ее положениях, перечня контрольных вопросов для самоконтроля и практических задач;
3) методические указания по выполнению контрольной работы (реферата);
4) список рекомендуемых для проработки нормативных правовых актов
5) список рекомендуемой для изучения учебно-методической литературы;
6) глоссарий основных понятий.
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ
РФ - Российская Федерация
АПК- Арбитражный процессуальный кодекс;
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации;
ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации;
ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации;
ГдК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации;
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации;
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации;
ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации;
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;
Закон об обороте сельхозземель - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
Закон о госрегистрации - Федеральный закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
Закон об ипотеке - Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
Закон о кадастре - Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
Закон о переводе земель - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
Основы земполитики - Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 .№297-р;
ГКН - государственный кадастр недвижимости;
ЕГРП - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц;