Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, рыночная экономика, или капитализм эпохи свободной конкуренции, представляет собой экономику, в кото
рой только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов.
Чистый капитализм характеризуется частной собственнос
тью на средства производства и результаты труда. Экономичес
кая деятельность регулируется через систему рынков и цен. Част
ная собственность призвана обеспечить каждому личную незави
симость и возможность развития хозяйственной деятельности.
Роль правительства здесь ограничивается защитой частной соб
ственности, контролем правовых норм. В рыночной экономике изменения цен служат сигналом для производителей и потреби
телей, заставляя их пересматривать свои планы.
1 2 3 4 5 6 7
Командная экономика (command economy) - экономическая система, в которой материальные ресурсы составляют государ
ственную собственность, а направление и координация экономи
ческой деятельности осуществляется посредством централизован
ного планирования.
Командная система (централизованно-плановая) функцио
нировала в Советском Союзе, в странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Отличительными ее признаками выступают общественная собственность на средства производства и результаты труда, цен
трализованное экономическое планирование как основа хозяй
ственного механизма. Ресурсы распределяются государством из единого центра по плану, в отличие от рыночной экономики, где ресурсы получает тот, кто больше заплатит.
В административно-командной экономике цены не зависят от колебания спроса и предложения, они назначаются государ
ством.
Производство работает не ради прибыли, а ради выполне
ния государственного плана, который ориентирован на удовлет
ворение общественных потребностей.
Характерной чертой командной экономики является моно
полизм производства, который в конечном итоге тормозит науч-
но-технический прогресс. Государственное регулирование цен, монополизм производства, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита. Парадокс заключа
ется в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятос
ти и почти полной загрузки производственных мощностей.
Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополи
зация роли в иерархическом разделении труда.
Административно-командная система - это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и граж
данской, административной и судебной власти, слияние партий
ного и государственного аппарата.
В условиях командной экономики.господствует редистри- бутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикаль
ная, зависящая от центра, форма распределения продукта вопло
щается в номенклатурных уровнях распределения, торговля со
единяется с распределением, становится не формой обмена, а фор
мой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. Доход в обществе зависит прежде всего от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.
Смешанная экономика (mixed economy) - это экономическая система, синтезирующая элементы рыночной и командной сис
тем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельнос
тью государства. В этой экономике объединяются элементы об
щественной собственности на средства производства с частной собственностью. Дело в том, что в чистом виде не существует ни одна экономическая система. В каждой экономической системе имеются элементы других систем. Рыночная система свободной конкуренции исчезла в конце XIX столетия, но многие ее элемен-
ется в том, что дефицит возникает в условиях всеобщей занятос
ти и почти полной загрузки производственных мощностей.
Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополи
зация роли в иерархическом разделении труда.
Административно-командная система - это своеобразная, идеологизированная форма бюрократизма. Для нее характерно сращивание законодательной и исполнительной, военной и граж
данской, административной и судебной власти, слияние партий
ного и государственного аппарата.
В условиях командной экономики.господствует редистри- бутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Вертикаль
ная, зависящая от центра, форма распределения продукта вопло
щается в номенклатурных уровнях распределения, торговля со
единяется с распределением, становится не формой обмена, а фор
мой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения. Доход в обществе зависит прежде всего от статуса, чина и должности. В этих условиях прокламируемое всеобщее равенство все более и более превращается в фикцию.
Смешанная экономика (mixed economy) - это экономическая система, синтезирующая элементы рыночной и командной сис
тем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельнос
тью государства. В этой экономике объединяются элементы об
щественной собственности на средства производства с частной собственностью. Дело в том, что в чистом виде не существует ни одна экономическая система. В каждой экономической системе имеются элементы других систем. Рыночная система свободной конкуренции исчезла в конце XIX столетия, но многие ее элемен-
ты входят в современную рыночную систему. В смешанной эко
номике государство играет сравнительно меньшую роль по срав
нению с командно-административной. Вопросы что, как, для кого производить решаются посредством рынка, с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Сочетание ры
ночных сил с участием государства в экономике, характерное для американской экономической системы и многих других демокра
тических стран, называют смешанной экономикой.
4.3. Модели экономических систем
В рамках экономических систем выделяются национальные модели организации хозяйства, имеющие общие свойства и раз
личия. Известны модели американская, японская, шведская, гер
манская, китайская, российская и другие.
Кроме того, в зависимости от степени развитости рыночно
го экономического механизма и масштабов государственного вмешательства в экономику некоторые страны объединяют в модельные блоки. К примеру, страны восточноазиатского ре
гиона, такие как Южная Корея. Япония, Сингапур, Тайвань и др., в определенном смысле имеют одинаковую по времени, гео
графическим условиям и событиям историю развития рыночной экономики, поэтому экономисты объединяют их в одну восточ-
ноазиатскую модель.
Различают модели Рейгана-Тэтчер, западноевропейскую, вос- точноазиатскую, скандинавскую и модели переходной экономики.
Модель Рейгана-Тэтчер предполагает небольшие масштабы вмешательства в экономику. Размещение товаров и ресурсов по
чти полностью осуществляется через взаимодействие сил спроса и предложения.
Наилучшим образом характеризуют данную модель США.
Если тенденции приватизации в Великобритании сохранятся, то ее также можно будет отнести к этой модели.
Западноевропейская модель. Одной из отличительных особен
ностей этой модели является создание единого рыночного про-
номике государство играет сравнительно меньшую роль по срав
нению с командно-административной. Вопросы что, как, для кого производить решаются посредством рынка, с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Сочетание ры
ночных сил с участием государства в экономике, характерное для американской экономической системы и многих других демокра
тических стран, называют смешанной экономикой.
4.3. Модели экономических систем
В рамках экономических систем выделяются национальные модели организации хозяйства, имеющие общие свойства и раз
личия. Известны модели американская, японская, шведская, гер
манская, китайская, российская и другие.
Кроме того, в зависимости от степени развитости рыночно
го экономического механизма и масштабов государственного вмешательства в экономику некоторые страны объединяют в модельные блоки. К примеру, страны восточноазиатского ре
гиона, такие как Южная Корея. Япония, Сингапур, Тайвань и др., в определенном смысле имеют одинаковую по времени, гео
графическим условиям и событиям историю развития рыночной экономики, поэтому экономисты объединяют их в одну восточ-
ноазиатскую модель.
Различают модели Рейгана-Тэтчер, западноевропейскую, вос- точноазиатскую, скандинавскую и модели переходной экономики.
Модель Рейгана-Тэтчер предполагает небольшие масштабы вмешательства в экономику. Размещение товаров и ресурсов по
чти полностью осуществляется через взаимодействие сил спроса и предложения.
Наилучшим образом характеризуют данную модель США.
Если тенденции приватизации в Великобритании сохранятся, то ее также можно будет отнести к этой модели.
Западноевропейская модель. Одной из отличительных особен
ностей этой модели является создание единого рыночного про-
странства, на территории которого сохраняются политически независимые государства.
Для европейской рыночной модели характерно то, что го
сударство не снимает с себя ответственности за обеспечение со
циальной стабильности как в отдельных странах, так и в евро
пейском сообществе в целом. Этим, в частности, объясняется вы
сокая доля государственной собственности и государственных расходов в ВВП западноевропейских стран.
Восточноазиатская модель характеризуется системой суб
сидий и во многих случаях протекционистскими тарифами в некоторых отраслях на начальной стадии их развития.
В азиатских странах государство играет в хозяйственной жиз
ни особую роль вследствие специфики климата, других природных факторов, а также национальных и культурных традиций. Кроме того, немалое значение здесь имеет и господствующая религия.
Цель государственного вмешательства в странах с азиатс
кой моделью одинакова, а именно - повысить конкурентоспособ
ность своих компаний и отраслей на мировом рынке, хотя фор
мы такого вмешательства различны.
Скандинавская модель сочетает в себе рыночные отношения и государственное регулирование, преобладание частной соб
ственности в сфере производства и обобществление потребления.
Ярким примером скандинавской модели является Швеция.
В шведской политике выделяются две доминирующие цели: пол
ная занятость и выравнивание доходов.
В моделях переходной экономики выделяют бывшие цент
рализованно управляемые экономические системы и крупные ла
тиноамериканские страны. К первым относятся бывшие социа
листические страны Восточной Европы, республики бывшего
СССР. В этих странах банковская система и другие финансовые институты, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики, недостаточно развиты, существует потреб
ность в новых административно-правовых институтах, а также в специалистах, владеющих новыми методами производства, мар
кетинга и обмена товарами и услугами.
Для европейской рыночной модели характерно то, что го
сударство не снимает с себя ответственности за обеспечение со
циальной стабильности как в отдельных странах, так и в евро
пейском сообществе в целом. Этим, в частности, объясняется вы
сокая доля государственной собственности и государственных расходов в ВВП западноевропейских стран.
Восточноазиатская модель характеризуется системой суб
сидий и во многих случаях протекционистскими тарифами в некоторых отраслях на начальной стадии их развития.
В азиатских странах государство играет в хозяйственной жиз
ни особую роль вследствие специфики климата, других природных факторов, а также национальных и культурных традиций. Кроме того, немалое значение здесь имеет и господствующая религия.
Цель государственного вмешательства в странах с азиатс
кой моделью одинакова, а именно - повысить конкурентоспособ
ность своих компаний и отраслей на мировом рынке, хотя фор
мы такого вмешательства различны.
Скандинавская модель сочетает в себе рыночные отношения и государственное регулирование, преобладание частной соб
ственности в сфере производства и обобществление потребления.
Ярким примером скандинавской модели является Швеция.
В шведской политике выделяются две доминирующие цели: пол
ная занятость и выравнивание доходов.
В моделях переходной экономики выделяют бывшие цент
рализованно управляемые экономические системы и крупные ла
тиноамериканские страны. К первым относятся бывшие социа
листические страны Восточной Европы, республики бывшего
СССР. В этих странах банковская система и другие финансовые институты, необходимые для эффективного функционирования рыночной экономики, недостаточно развиты, существует потреб
ность в новых административно-правовых институтах, а также в специалистах, владеющих новыми методами производства, мар
кетинга и обмена товарами и услугами.
Крупные латиноамериканские страны продвигаются в сто
рону большего использования рыночного механизма, главным образом из-за обеспокоенности низкими темпами экономическо
го роста в последние десятилетия.
В отличие от административно-командных экономик в этой группе стран имеется частный сектор и опыт функционирования рыночной экономики в течение продолжительного времени. Од
нако экономика латиноамериканских стран имела чрезвычайно высокий уровень инфляции, отличалась широкими масштабами централизованного регулирования и политикой, направленной на ограничение внутренней и внешней конкуренции.
Итак, в истории человечества возникновение и развитие рынка не выступало неким самоцелевым процессом. Рынок явил
ся своеобразным общественным инструментом, помогающим людям обеспечивать экономические условия своего существова
ния и общественный прогресс.
Построение российской рыночной модели предполагает формирование соответствующей государственной экономической политики, создание устойчивого законодательства и надежного механизма функционирования всех неразрывных элементов сис
темы национальной экономики.
Контрольные задания
1. Критериями разграничения типов экономических систем служат: а) форма собственности на ресурсы; б) тип координационного механизма; в) уровень благосостояния членов общества; г) верны ответы а) и б).
2. Что является наиболее дефицитным в традиционной эко
номике: а) товары и услуги; б) деньги;
в)время; г) природные ресурсы?
3. Укажите признак, неверно характеризующий традицион
ную экономику: а) постоянное регулирование национальной экономики; б) наличие общественного разделения труда; в) частная собственность на средства производства.
4. Какие общие черты характерны для таких экономических систем, как традиционная и командно-административная: а) отсутствие частной собственности на землю; б) планирование национальной экономики; в) ограниченная роль товарного производства?
5. Характеристиками свободного рыночного хозяйства вы
ступают: а) неограниченное число участников конкуренции; б) свободный доступ к рыночной информации; в) ограниченная роль правительства в экономике; г) верно все указанное.
6. Что является постоянным дефицитом в рыночной эконо
мике: а) социальные гарантии; б) деньги; в) услуги специалистов мирового уровня; г) интеллектуальные товары?
7. Какой из нижеперечисленных элементов является наибо
лее важным дтя рыночной экономики: а) эффективные профсоюзы; б) всеобщее государственное регулирование; в) взвешенные действия предпринимателей; г) активная конкуренция на рынке?
8. Что является постоянным дефицитом в командной эконо
мике: а) деньги; б) ресурсы; в) товары и услуги; г) интеллектуальные товары?
3. Укажите признак, неверно характеризующий традицион
ную экономику: а) постоянное регулирование национальной экономики; б) наличие общественного разделения труда; в) частная собственность на средства производства.
4. Какие общие черты характерны для таких экономических систем, как традиционная и командно-административная: а) отсутствие частной собственности на землю; б) планирование национальной экономики; в) ограниченная роль товарного производства?
5. Характеристиками свободного рыночного хозяйства вы
ступают: а) неограниченное число участников конкуренции; б) свободный доступ к рыночной информации; в) ограниченная роль правительства в экономике; г) верно все указанное.
6. Что является постоянным дефицитом в рыночной эконо
мике: а) социальные гарантии; б) деньги; в) услуги специалистов мирового уровня; г) интеллектуальные товары?
7. Какой из нижеперечисленных элементов является наибо
лее важным дтя рыночной экономики: а) эффективные профсоюзы; б) всеобщее государственное регулирование; в) взвешенные действия предпринимателей; г) активная конкуренция на рынке?
8. Что является постоянным дефицитом в командной эконо
мике: а) деньги; б) ресурсы; в) товары и услуги; г) интеллектуальные товары?
9. Какие факторы обусловили неизбежность дефицита ре
сурсов в командно-административной экономике: а) цены, не учитывающие соотношение спроса и предло
жения; б) отсутствие безработицы; в) конкуренция товаропроизводителей.
10. К числу преимуществ командно-административной сис
темы относятся: а) мобилизация людских и материальных ресурсов на при
оритетных направлениях; б) слабо выраженная социальная дифференциация; в) устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительс
кие товары и услуги; г) запрет или ограничение частного предпринимательства.
Т е м а 5 . ОСНОВЫ Т Е О Р И И
РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
5.1. Условия возникновения и основные черты
товарного хозяйства
Товарное хозяйство - это хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребите
лей осуществляется посредством рынка.
Товарному хозяйству исторически предшествовал другой тип экономической организации производства, так называемое
натуральное хозяйство, при котором люди производили продук
ты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену.
Натуральное хозяйство основано на ручном универсальном труде. Состояние производительных сил и их организация при натуральном хозяйстве характеризовались крайней примитивно
стью, набор создаваемых продуктов не изменялся стечением вре
мени. Главные вопросы экономики - что, как, для кого - решали
собственники хозяйства (они же и работники), ориентируясь на запросы своего хозяйства.
С развитием производительных сил натуральное хозяйство сменяется товарным производством. Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация про
изводителей на изготовлении конкретной продукции.
Результаты своей деятельности люди стали предоставлять другим людям, а те взамен предоставляют результаты своей тру
довой деятельности. Именно направленность каждого вида тру
довой деятельности на удовлетворение потребности не самих себя, а других и придает обособленной деятельности обществен
ный характер и делает невозможным существование их друг без друга.
В истории общественного разделения труда выделяют три этапа. На первом этапе скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами.
На втором - ремесло отделилось от земледелия, что означало за
рождение товарного хозяйства. На третьем этапе произошло обо
собление торговли от производства и выделение купечества.
В этот период рыночные связи становятся регулярными.
С развитием углубления и расширения общественного разделения труда развертывается обобществление труда. Обоб
ществление труда есть процесс втягивания различных видов тру
довой деятельности в единый общественный процесс труда, связанный обменом непосредственно трудовой деятельностью или результатами и продуктами труда. Принцип добровольного об
мена основан на том, что обе стороны ожидают получить взаим
ную выгоду. В противном случае обмен просто бы не состоялся.
Общественное разделение труда явилось необходимой предпосылкой возникновения товарного производства, причиной же послужила экономическая обособленность производителей друг от друга отношениями собственности. Возникла она в пери
од разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность.
С развитием производительных сил натуральное хозяйство сменяется товарным производством. Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация про
изводителей на изготовлении конкретной продукции.
Результаты своей деятельности люди стали предоставлять другим людям, а те взамен предоставляют результаты своей тру
довой деятельности. Именно направленность каждого вида тру
довой деятельности на удовлетворение потребности не самих себя, а других и придает обособленной деятельности обществен
ный характер и делает невозможным существование их друг без друга.
В истории общественного разделения труда выделяют три этапа. На первом этапе скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами.
На втором - ремесло отделилось от земледелия, что означало за
рождение товарного хозяйства. На третьем этапе произошло обо
собление торговли от производства и выделение купечества.
В этот период рыночные связи становятся регулярными.
С развитием углубления и расширения общественного разделения труда развертывается обобществление труда. Обоб
ществление труда есть процесс втягивания различных видов тру
довой деятельности в единый общественный процесс труда, связанный обменом непосредственно трудовой деятельностью или результатами и продуктами труда. Принцип добровольного об
мена основан на том, что обе стороны ожидают получить взаим
ную выгоду. В противном случае обмен просто бы не состоялся.
Общественное разделение труда явилось необходимой предпосылкой возникновения товарного производства, причиной же послужила экономическая обособленность производителей друг от друга отношениями собственности. Возникла она в пери
од разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность.