Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

266
- участие в проекте Мирового Банка «ЛАРИС», поддерживающем создание в России системы кадастра недвижимости; Комиссиях Европейского Союза по программе «ТАСИС» в сфере регистрации земель, массовой оценки земель и земельного рынка, а также по программе «ТЕМПУС» - в области землеустрои- тельного образования; инвестиционном проекте «ГЕРМЕС» по информатиза- ции федеральных органов исполнительной власти по земельным вопросам;
- разработка совместных землеустроительных пилотных проектов по кон- солидации земельных долей (российско-дасткие проекты в Пскове и Новгоро- де), осуществление российско-шведских проектов в области землеустроитель- ного образования и создания земельно-кадастровых систем; а также российско- немецких проектов (под эгидой российско-немецкого аграрно-политического диалога и др.);
- сотрудничество в рамках Межгосударственного научного проблемного совета по земельным отношениям и землеустройству стран-участников Содру- жества Независимых Государств (СНГ);
- совместная работа со специалистами Международного института истории землемерного дела и измерений Международной Федерации Землемеров (The
International Institution for the History of Surveying and Measurement) по вопросам истории землеустройства и традиций межевых инженеров.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

12.14. Государственное регулирование рынка землеустроительных услуг
Начиная с 1993 г., в связи с большими объёмами землеустроительных ра- бот в ходе земельной реформы в Российской Федерации, изменением законода- тельства в области предпринимательской деятельности, постепенным отнесе- нием землеустроительных работ к сфере услуг, сложились условия для появле- ния множества землеустроительных предприятий, организаций и индивидуаль- ных предпринимателей, занимающихся проведением землеустройства, особен- но после отмены лицензирования землеустроительной деятельности. Возникли также различные союзы, объединения, саморегулируемые организации в сфере землеустройства и кадастров.

267
Так, например, с 1996 г. существует «Российская ассоциация частных землемеров», в 2004 г. было образовано некоммерческое партнерство «Кадаст- ровые инженеры» (в 2012 г. – саморегулируемая организация – НП «Кадастро- вые инженеры» с 32 региональными подразделениями и более 2 тыс. кадастро- вых инженеров), в 2010 г. в реестр саморегулируемых организаций были внесе- ны ещё ряд СРО из Екатеринбурга («Уралземсоюз»), Белгорода, Ростова и др. В
2012 г. было образовано некоммерческое партнерство НП «Национальная пала- та кадастровых инженеров» России.
В 2008 г. был образован «Союз комплексного проектирования и земле- устройства сельских территорий», включающий в себя бывшие Гипроземы, расположенные в 60 регионах страны, а в декабре 2012 г. учреждён Националь- ный союз землеустроителей.
Таким образом, сформировался рынок оказания землеустроительных услуг, на котором работает, по приблизительным подсчётам, не менее 5 тыс. землеустроительных организаций, 22 тыс. кадастровых инженеров и до 30 тыс. индивидуальных предпринимателей, выполняющих землеустроительные работы.
Таким образом, на практике вновь утвердилось понятие землеустроителя.
Землеустроитель – это индивидуальный предприниматель или работник
юридического лица, который выполняет соответствующие виды работ в про-
цессе проведения землеустройства, определенные законодательством о земле-
устройстве.
В целях предотвращения недобросовестной конкуренции, необоснован- ного завышения цен на землеустроительные работы, недопущения монополи- зации рынка, государство, в лице федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, занимающихся вопросами регулирования земельных отношений и отношений, связанных с проведением землеустрой- ства, берёт на себя обязанность не только осуществлять землеустроительные услуги, но и регулировать их оказание. Это необходимо для объединения про- фессиональных усилий, регулирования профессиональной деятельности, обес-


268 печения высокого качества землеустроительных работ, повышения ответствен- ности за их результаты.
Регулирование рынка землеустроительных услуг заключается в осу- ществлении следующих мероприятий:
- упорядочение отбора разработчиков землеустроительной документации путем размещения заказов на землеустроительные работы в порядке проведе- ния объективных конкурсов (торгов);
- более широкое привлечение частного сектора, имеющего профессио- нальные навыки (опыт) в выполнении землеустроительных работ;
- стимулирование рынка землеустроительных работ, поддержка предпри- нимательства и деятельности предприятий малого бизнеса в сфере земле- устройства, развитие конкуренции между разработчиками землеустроительной документации;
- внедрение в производство и обеспечение обязательного использования всеми участниками рынка землеустроительных услуг единых технических условий и требований проведения землеустройства;
- обеспечение гарантий в получении землеустроительной документации надлежащего качества и определении обоснованной цены подлежащих к вы- полнению землеустроительных работ;
- создание системы страхования профессиональной ответственности зем- леустроителей за выполняемые землеустроительные работы с целью возмеще- ния ущерба, причиненного исполнителями землеустроительных работ, за не- надлежащее оказание соответствующих услуг;
- разграничение функций по регулированию проведения землеустройства между государством и саморегулируемыми субъектами профессиональной дея- тельности на рынке землеустроительных услуг;
- обеспечение проведения аккредитации, лицензирования, экспертизы и других мероприятий, способствующих участию на рынке землеустроительных услуг только специалистов профессионалов в сфере землеустройства, разраба- тывающих высококачественную продукцию;

269
- информационное обеспечение рынка землеустроительных услуг.
Государство в целях регулирования рынка землеустроительных услуг устанавливает также предельные максимальные цены на проведение земле- устроительных работ.
Например, Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по во- просу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» было предусмотрено, что предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачно- го хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъекта- ми Российской Федерации.
Кроме этого, государство открывает сведения о кадастровых инженерах, землеустроителях и других лицензированных лицах, выполняющих земле- устроительные работы.
Так, информацию о землеустроителях, можно получить путем запроса сведений о лицах, которым выдавались лицензии на осуществление геодезиче- ской или картографической деятельности в Управления Росреестра по различ- ным субъектам Российской Федерации и на их официальных сайтах.
Контрольные вопросы и задания. 1. Что такое система землеустройства? Назовите ее составные части. 2. Какие землеустроительные действия вы знаете? 3. Какие виды земле- устроительной документации существуют? 4. Какие исполнительные органы государствен- ной власти занимаются землеустройством в России и каковы их полномочия? 5. Кто может проводить землеустроительные работы и разрабатывать проекты землеустройства? 6. Кто входит в состав участников землеустройства и каковы их права и обязанности? 7. Что такое организация землеустройства и как ее осуществляют? 8. Каковы источники финансирования проектно-изыскательских работ по землеустройству? 9. Кто готовит кадры в области земле- устройства и кадастров а нашей стране? 10. Как осуществляется федеральный государствен- ный надзор в области землеустройства? Какие виды контроля за проведением землеустрой- ства еще существуют в стране? 11. Как осуществляется нормативно-правовое регулирование отношений в области землеустройства? 12. Что такое землеустроительный процесс, из каких частей он состоит? 13. Как происходит государственное регулирование проведения земле- устройства? 14. Кто ведёт государственный фонд данных, полученных в результате проведе- ния землеустройства? 15. Как согласовывается и утверждается землеустроительная докумен-


270 тация? 16. Для чего проводится государственная экспертиза землеустроительной документа- ции, по чьей инициативе она заказывается и кем проводится? 17. В чём заключается между- народное сотрудничество в сфере землеустройства? 18. Как регулируется государством ры- нок землеустроительных услуг?