Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет по землеустройству»
Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений
С.Н. Волков
Основы землеустройства
Москва 2015г.
2
Глава 1. Земля как часть природы и объект общественных отноше-
ний……………………………………………………………….………….… 5
1.1. Понятие и функции земли в экономике государства. Рациональное ис- пользование и охрана земель……………………………………………..…5 1.2. Земля как природный объект и природный ресурс………………….…14 1.3. Земля как средство производства……………………………………….19 1.4. Земля как объект социально-экономических отношений…………....27
Глава 2. Земельный строй и земельные реформы…………………31
2.1. Земельные отношения и земельный строй……………………………31 2.2. Понятие о землевладении и землепользовании………………………37 2.3. Формы землепользования и организации территории………………39 2.4. Элементы организации территории……………………………………42
Глава 3. Земельные ресурсы и их использование…………………44
3.1. Виды хозяйственного использования и правового положения земель.44 3.2. Характеристика земельного фонда по формам собственности……...53
Глава 4. Возникновение, развитие и понятие землеустройства…60
4.1. Объективные причины возникновения и социально-экономическая природа землеустройства……………………………………………………60 4.2. Происхождение понятия «землеустройство» в России………………..64 4.3. Научные теории землеустройства……………………………………….69 4.4. Определение землеустройства…………………………………………..76
Глава 5. Землеустройство и другие сферы земельно-хозяйственной
деятельности…………………………………………………………………85
5.1. Землеустройство, государственное регулирование земельных отноше- ний и управление земельными ресурсами…………………………………..85 5.2. Землеустройство, регистрация прав на недвижимое имущество и сде- лок с ним……………………………………………………………………….87 5.3. Землеустройство, земельный кадастр (кадастр недвижимости) и мони- торинг земель………………………………………………………………….88 5.4. Землеустройство и оценка земель……………………………………….90 5.5. Землеустройство, геодезические, картографические и обследователь- ские работы……………………………………………………………………94 5.6. Землеустройство и земельно-информационные системы……………95 5.7. Землеустройство, переселение и расселение…………………………98 5.8. Землеустройство и мелиорация земель………………………………..100 5.9. Землеустройство и организация производства в сельскохозяйственных предприятиях………………………………………………………………...102 5.10. Землеустройство и религия…………………………………………...103
Глава 6. Закономерности развития землеустройства…………….109
6.1. Землеустройства как составная часть общественного способа произ- водства………………………………………………………………………..109 6.2. Соответствие содержания, видов и форм землеустройства характеру производительных сил и производственных (земельных) отношений…..110 6.3. Государственный характер землеустройства…………………………112
3 6.4. Влияние землеустройства на эффективность хозяйствования………117 6.5. Соответствие содержания и методов землеустройства уровню научно- технического прогресса…………………………………………………..…118
Глава 7. Цель, задачи и принципы землеустройства……………....120
7.1. Обоснование необходимости землеустройства…………………….…120 7.2. Цель, характер и функции землеустройства…………………………..123 7.3. Принципы землеустройства……………………………………………128
Глава 8. Виды, формы и объекты землеустройства………………..134
8.1. Виды и формы землеустройства……………………………………….134 8.2. Межхозяйственное землеустройство…………………..……………...142 8.3. Внутрихозяйственное землеустройство……………………………….148 8.4. Участковое землеустройство…………………………………………...152 8.5. Объекты землеустройства……………………………..……………….154
Глава 9. Особенности землеустройства различных территорий…163
9.1. Землеустройство сельскохозяйственных организаций……………….163 9.2. Землеустройство в городах и других населённых пунктах………..…165 9.3. Землеустройство в районах Крайнего Севера………………………...167 9.4. Землеустройство в регионах с негативными явлениями в состоянии зе- мель………..……………………………………………………………….…169 9.5. Землеустройство в районах эксплуатации сырьевых ресурсов……...170 9.6. Землеустройство на землях, находящихся в федеральной собственно- сти…………………………………………………………………………….172
Глава 10. Свойства земли и природные условия, учитываемые при
землеустройстве………………………………………………………….…177
10.1. Свойства земли, учитываемые при землеустройстве…………….…177 10.2. Пространство и рельеф………………………………………………..179 10.3. Почвенный и естественный растительный покров………………….183 10.4. Климатические, гидрогеологические и гидрографические усло- вия…………………………………………………………………………….187
Глава 11. Экономические и социальные условия, учитываемые при
землеустройстве…………………………………………………………….190
11.1. Экономические условия……………………………………………….190 11.2. Социальные условия…………………………………………………..195 11.3. Связь землеустройства с перспективами экономического и социаль- ного развития………………………………………………………………...200 11.4. Эффективность землеустройства……………………………………..204
Глава 12. Система землеустройства в Российской Федерации…...208
12.1. Понятие и составные части системы землеустройства……………..208 12.2. Нормативное правовое регулирование проведения землеустройства.
Землеустроительные действия………………………………………….......209 12.3. Землеустроительный процесс………………………………………...218 12.4. Землеустроительная документация…………………………………..220 12.5. Государственные органы, исполняющие функцию по оказанию госу- дарственных услуг в сфере землеустройства……………………………...225
4 12.6. Государственное и муниципальное регулирование проведения земле- устройства……………………………………………………………………231 12.7. Участники землеустройства…………………………………………..233 12.8. Организация и порядок проведения землеустройства………………237 12.9. Финансирование проектно-изыскательских работ по землеустрой- ству……………………………………………………………………………241 12.10. Федеральный государственный надзор в области землеустрой- ства……………………………………………………………………………242 12.11. Согласование и утверждение землеустроительной документации и её государственная экспертиза……………………………………………...244 12.12. Государственный фонд данных, полученных в результате проведе- ния землеустройства………………………………………………………...250 12.13. Землеустроительное образование. Наука и международное сотруд- ничество в сфере землеустройства………………………………………..257 12.14.
Государственное регулирование рынка землеустроительных услуг…..............................................................................................................266
5
Раздел I. Основы землеустройства.
Глава 1. Земля как часть природы и объект общественных отношений.
1.1. Понятие и функции земли в экономике государства. Рациональное
использование и охрана земель.
Исторически земля возникла как часть (объект) природы; она представляет собой поверхность суши, со временем обжитую живыми организмами, окружен- ную океанами и воздушным пространством, образующими единую систему.
Каждый человек и человеческое общество в целом – часть этой сложной систе- мы. Они могут существовать только в постоянном взаимодействии с ней. Всё не- обходимое для жизни человек получает из природной среды: воздух, воду, пищу, сырье для производства продукции. Причем в естественно-историческом про- цессе он не только пользуется продуктами природы, но и влияет на неё.
Сначала, на этапе охотничье-собирательского хозяйства, человек непо- средственно потреблял (присваивал) продукты природы. С возникновением земледелия и животноводства он стал производить продукты питания и сырье для переработки самостоятельно.
На этом этапе развития цивилизации интенсивность использования земли значительно возрастает. Человек обрабатывает землю, орошает ее, возделывает на ней растения. Земля превращается в предмет и орудие труда, то есть глав-
ное средство производства.
С зарождением и развитием ремесла, появлением городов, ростом масшта- бов торговли земля стала приобретать все большее значение не только как ис- точник производимых благ, но и как пространственный базис, необходимый для функционирования производства, размещения населенных пунктов, дорог и т. п. Появление государства, усложнение имущественных отношений, возник- новение частной собственности привели к возникновению устойчивых соци- ально-экономических взаимоотношений, связанных с присвоением, владением, распоряжением и пользованием землей. Она становится объектом социально-
экономических (земельных) отношений.
6
Таким образом, земля имеет три основные функции (помимо очевидной функции всеобщего материального условия производства и пространственного базиса):
- основного природного объекта и природного ресурса;
- главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве;
- базового объекта социально-экономических отношений.
При организации рационального использования и охраны земли важно учитывать сложное взаимодействие всех указанных функций, так как игнори- рование или недооценка хотя бы одной из них могут привести к крайне нега- тивным последствиям.
Например, недостаточный учет природных факторов нередко приводит к сильному истощению и деградации земли в процессе производства, развитию водной и ветровой эрозии, загрязнению и т. п. Если недооценивается роль зем- ли как главного средства производства в сельском хозяйстве, утрачивается ее плодородие. Если же не принимается во внимание социально-экономическое значение земельных ресурсов, у людей пропадает интерес к использованию земли, исчезает чувство собственника, они перестают ценить и беречь землю, с тем чтобы передать ее последующим поколениям в наилучшем виде.
Слово «земля» употребляется в различных значениях. В землеустроитель- ной науке и практике, исходя из вышеперечисленных функций, принято следу- ющее определение:
«Земля - это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся
пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами,
водами, а также объект социально-экономических отношений, являющийся
главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным
базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства»
1 1
Троицкий В.П., Волков С.Н., Зак И.М. и др. Землеустройство, использование и охрана земельных ресурсов.
Словарь-справочник/Под ред. В.П. Троицкого. – М.: ГУЗ, 1997. – С. 65.
7
Рациональное использование и охрана земли - одна из главных задач в лю- бом обществе. Рациональным может считаться использование земли, при кото- ром:
- осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полез- ных свойств земли;
- наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков;
- достигается высокая эффективность производственной и иной деятельно- сти;
- обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли.
Учитывая эти требования, можно дать следующее определение:
Рациональное использование земли - это ее использование, отвечающее
совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обес-
печивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование
полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодей-
ствие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
Нормативной базой использования земли в нашей стране является Консти- туция Российской Федерации, законы, указы Президента Российской Федера- ции. Так, в ст. 9 Конституции Российской Федерации (1993 г) сказано, что
«Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соот- ветствующей территории».
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ- ственной, муниципальной и иных формах собственности.
В связи с необходимостью организации рационального использования зе- мель и их охраны в российское земельное законодательство заложены следу-
8
ющие принципы (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001
№ 136-ФЗ)
2
:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, соглас- но которому регулирование отношений по использованию и охране земли осу- ществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охра- няемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер- ритории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуще- стве, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей сре- ды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед ис- пользованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственника- ми земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей сре- де;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить нега- тивное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиоз- ных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объ- единения) и религиозные организации имеют право принимать участие в под- готовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, орга- ны местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности
2 2) В редакции по состоянию на 1 января 2012 г.
9 обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объек- тов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объек- тами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охра- няемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других кате- горий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использова- ние земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которо- му правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к опре- деленной категории и разрешенного использования в соответствии с зонирова- нием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собствен- ность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые ос- новы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными закона- ми;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима зе- мель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;