Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
256
Рис. 6. Блок-схема порядка предоставления государственной услуги «Ведение государ-
ственного фонда данных, полученных в результате
проведения землеустройства».
Обращение заинтересованного лица (почтой, либо лично с предъ- явлением документа, удостоверяющего личность (ст. 185 ГК РФ)
Заполнение заявления по форме приложения № 3 Приказа Минэкономраз- вития России от 14.11.2006 № 376
Обращение физического лица
Обращение юридического лица
Фамилия, имя, отчество
Полное наименование юридиче- ского лица
Реквизиты документа, подтвер- ждающие полномочия физическо- го лица или его представителя
Реквизиты документа, подтвер- ждающие регистрацию юридиче- ского лица (ИНН, ОГРН) и его представителя (паспорт, доверен- ность)
Указание наименования, количества и способа получения ма- териалов по проведению землеустройства
Определение категории доступа запрашиваемого материала, его наличия, правильности заполнения заявле- ния и внесения в него обязательных характеристик (п. 2.1.3.5 Приказа Минэкономразвития России от
14.11.2006 № 376, п. 1.2 Постановления Правительства России от 03.11.1994 № 1233)
Документы, отнесенные к информации, но- сящей открытый общедоступный характер
Документы, отнесенные к категории инфор- мации, доступ к которой ограничен
Предоставление заявителем дополнительных сведений на право доступа к информации
Рассмотрение дополнительных сведений и принятие решения о выдаче (наложение ре- золюции руководителя)
Подготовка материалов к предоставлению (копирование, составление и согласование сопроводительной документации)
Предоставление документов, предостав- ление информации о документах (сроки
3 дня при личном обращении заявителя,
15 дней – при получении заявления по почте)
Уведомление об отказе в предостав- лении документов в письменной форме с указанием причины отказа
257
В случае обращения за документами государственного фонда данных по почте, предоставление копий документов государственного фонда данных или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов государственно- го фонда данных.
В течение рабочего дня время работы с оригиналами документов госу- дарственного фонда данных не ограничивается.
В 2009-2011 гг. произошло уменьшение поступления землеустроительной документации в государственный фонд данных, что объясняется вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым земельные участки были исключены из состава объектов землеустройства. В этой связи, сведения о ме- стоположении земельных участков, координатах, их уточненных границах ста- ли накапливаться в материалах государственного кадастра недвижимости.
12.13. Землеустроительное образование. Наука и международное со-
трудничество в сфере землеустройства
Землеустроительное образование в России берёт начало со времени удельных княжеств и Московского государства, когда оно было, также как и межевое дело, семейным. Межевые работы тогда проводили представители из- вестных княжеских и боярских фамилий.
Уже с конца XVI в. в России начала складываться система профессио- нального землеустроительного образования, когда при Поместном приказе воз- никла первая специальная землемерная школа. К концу XVII в. эта школа насчитывала не менее 100 учеников, которые были разделены между столами
(отделами) приказа и прикреплялись к стоявшим во главе их опытным подья- чим. В 1968 г. в Москве при Пушкарском приказе была открыта также «Школа цифры и землемерия», где также изучалось земельное дело.
Главным образовательным учреждением в России, где можно было полу- чить профессиональную землемерную подготовку при Петре I, стала Школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 г.
258
А в 1779 г., когда появилась необходимость широкомасштабной подго- товки землеустроительных кадров для осуществления генерального межевания в России, Императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Констан- тиновской землемерной школы, давшей начало Государственному университе- ту по землеустройству.
С этого времени вся история землеустроительного образования была свя- зана с этим учебным заведением (см. Государственный университет по земле- устройству. История и современность. 1779-2009: 230 лет со дня основания/
Под ред. С.Н. Волкова. –М.: Гралия, 2009.-400 с.).
В последней четверти XX в. в СССР землеустроительную подготовку ве- ли Московский институт инженеров землеустройства (с 1992 г. - Государствен- ный университет по землеустройству), 14 землеустроительных факультетов сельскохозяйственных вузов и 30 сельскохозяйственных и гидромелиоратив- ных техникумов. Общее число студентов в вузах на начало 1990 г. насчитывало
3900 человек по очной и заочной формам обучения. В техникумах получали образование 1700 человек.
С момента образования Российской Федерации и в связи с проведением земельной реформы потребовалось развернуть подготовку кадров землеустрои- телей и специалистов по кадастрам. Координация всех работ была возложена на созданное в 1988 г. Учебно-методическое объединение вузов страны по образо- ванию в области землеустройства и кадастров (УМО), которое было образовано при головном вузе – Московский институт инженеров землеустройства.
В состав УМО входили:
- Московский институт инженеров землеустройства;
- Воронежский, Ленинградский, Омский сельскохозяйственные институ- ты;
- Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт;
- Львовский и Харьковский сельскохозяйственные институты Украины;
- Белорусская (г. Горки), Латвийская (г. Елгава), Литовская (г. Каунас) и
Эстонская (г. Тарту) сельскохозяйственные академии;
259
- Целиноградский сельскохозяйственный институт Казахстана;
- Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства Узбекистана;
- Азербайджанский и Грузинский сельскохозяйственные институты.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР «О респуб- ликанской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР»
(1991 г.) и приказом № 193 от 24 марта 1992 г. по Министерству сельского хо- зяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров зем- леустройства был создан Государственный университет по землеустройству
(ГУЗ) с подготовкой специалистов по земельному праву, землеустройству, зе- мельному кадастру, почвоведению, геоботанике, геодезии и планировке сель- ских населенных мест.
В 1991-1992 гг. началась подготовка специалистов по землеустройству дополнительно в 5 сельскохозяйственных вузах: Красноярском, Кубанском,
Пермском, Приморском, Кабардино-Балкарском.
По инициативе и при участии Государственного университета по земле- устройству в 1996-1997 гг. Госкомземом России была разработана «Комплекс- ная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специ- алистов Госкомзема и других ведомств, организаций и учреждений на перспек- тиву до 2005 года».
В 1992 г. УМО вузов Российской Федерации по землеустройству и ка- дастрам было открыто при Государственном университете по землеустройству.
В момент своего образования оно объединяло 9 высших учебных заведений но- вой России.
В 2000 г. УМО по образованию в области землеустройства и кадастров насчитывалось уже 43 высших учебных заведения. Кроме того, в его составе работали представители 12 зарубежных вузов в качестве ассоциированных чле- нов и 12 представительных министерств, ведомств, предприятий, организаций и других учреждений, занимающихся землеустроительной деятельностью.
260
За УМО было закреплено одно направление – 560600 «Землеустройство и земельный кадастр» и три специальности:
310900 – «Землеустройство»;
311000 – «Земельный кадастр»;
311100 – «Городской кадастр».
В 2000 г. прием студентов по землеустроительным специальностям в ву- зы России составлял: по землеустройству – 948, земельному кадастру – 345, го- родскому кадастру – 786. Это почти в 4 раза больше, чем в 1991 г.
В это время был подготовлен и реализовывался первый государственный образовательный стандарт (ГОС) в области землеустройства.
Динамика числа вузов, ведущих подготовку кадров в области земле- устройства и кадастров за 1991-2011 гг., показана в табл. 10.
Таблица 10
Динамика количества вузов УМО, ведущих подготовку кадров в об-
ласти землеустройства и кадастров, приема и выпуска специалистов.
Показатели
Годы
1991
1996
1998
2002
2006
2008
2009
2010
2011
Количество вузов, всего
9 23 33 50 64 65 69 71 74 в том числе:
Минсельхоза России
9 14 18 22 26 27 27 27 29
Минобразования России
-
9 15 28 38 38 42 44 45
Приём, всего
675 1574 1760 2302 5584 5620 6791 6182 5723 в том числе по направлениям и спе- циальностям: бакалавр + магистр
25 28 31 31 46 149 210 258 5418
Специальности:
- землеустройство
650 900 914 965 2107 2133 2369 2422 91
- земельный кадастр
-
240 308 580 1752 1733 1924 1879 103
- городской кадастр
-
406 507 726 1679 1658 2288 1623 111
Выпуск, всего
402 1152 1257 1445 3099 3144 4152 4576 5040 в том числе по направлениям и спе- циальностям: бакалавр + магистр
-
-
25 26 24 31 194 234 473
Специальности:
- землеустройство
402 1152 857 843 1333 1337 1597 1647 1764
- земельный кадастр
-
-
122 261 822 840 975 1072 1373
- городской кадастр
-
-
253 315 920 931 1386 1623 1430
261
В 2011 г. приём абитуриентов на все землеустроительные направления и специальности составил 5723 чел., а выпуск – 5040 чел., в то время как общая ежегодная потребность в специалистах по землеустройству и кадастрам, по данным Минобрнауки России, составляет 7200 человек.
Общая численность студентов, обучающихся по землеустроительным специальностям, в 2011 г. во всех вузах страны составила 28814 чел. (табл. 11).
Таблица 11
Численность студентов, обучающихся по землеустроительным
специальностям в 2011 г.
№
п/п
Показатели
Ед.
изм.
Всего
В том числе в вузах
Минсельхоза Минобрнауки
1.
Численность студен- тов, всего чел.
28814 18343 10471 в том числе обучается за счёт:
- средств бюджета чел.
15865 10222 5643
- внебюджетных средств (контрактни- ки) чел.
12949 8121 4828 2.
Приходится студен- тов в среднем на один вуз чел.
390 633 233 3.
Количество вузов, ве- дущих подготовку студентов по земле- устроительным спе- циальностям ед.
74 29 45
В 2011 г. изменилась структура приема абитуриентов в вузы Российской
Федерации, включая вузы, ведущие подготовку в области землеустройства и кадастров. Вся образовательная система страны перешла на подготовку бака- лавров и магистров (за исключением некоторых специальностей). В этой связи на период до 2015 г. одновременно стала осуществляться подготовка кадров по государственным образовательным стандартам (ГОС) второго поколения и фе- деральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения.
262
Номенклатура и перечень направлений подготовки и специальностей выс- шего профессионального образования (ВПО) по этим стандартам приведены в табл. 12
Таблица 12
Перечень направлений, специальностей и профилей подготовки кад-
ров в области землеустройства и кадастров
ГОС
(второе поколение)
до 2015 г.
ФГОС
(третье поколение)
с 2011 г.
120300.62 Землеустройство и кадастры (бака- лавры)
120300.62 Землеустройство и кадастры (бака- лавры)
120301.65
*
Землеустройство (инженеры)
Профили: Землеустройство; Земельный ка- дастр; Городской кадастр; Кадастр недвижимо- сти; Управление земельными ресурсами; Оцен- ка и мониторинг земель; Управление недвижи- мостью; Геодезическое обеспечение земле- устройства и кадастров.
120302.65
*
Земельный кадастр (инженеры)
120303.65
*
Городской кадастр (инженеры)
120300.68 Землеустройство и кадастры (маги- стры)
120700.68 Землеустройство и кадастры (маги- стры)
* - Отмечены номера специальностей высшего профессионального образования
За последние годы изменились условия получения и дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.
Так например, в 2000 г. переподготовка и повышение квалификации ра- ботников землеустроительной службы страны (Государственного комитета
Российской Федерации по земельной политике – Госкомзема, объединения
РосНИИЗемпроект и др.) осуществлялось на базе факультетов повышения ква- лификации ГУЗа (г. Москва), Воронежского, Омского, Санкт-Петербургского государственных агро-университетов,
Новочеркасской инженерно- мелиоративной академии, а также региональных центров переподготовки и по- вышения квалификации: в Академии госслужбы при Президенте Российской
Федерации (г. Москва), Главном научно-методическом центре (г. Красногорск),
Новосибирском филиале Федерального кадастрового центра (г. Новосибирск),
Новгородском учебном центре (г. Новгород), Учебном центре при Суздальском горкомземе (г. Суздаль, Владимирская область). Некоторые землеустроители повышали свою квалификацию в рамках международных образовательных проектов ТАСИС, ЛАРИС, ТЕМПУС и др.
263
В целом по стране центры переподготовки и повышения квалификации специалистов были рассчитаны только на 200 слушателей, обучающихся одно- временно, и на 700 слушателей, обучающихся в течение года, что требовало их существенного расширения.
Начиная с 2006 г., когда в Государственном университете по землеустрой- ству был образован Институт повышения квалификации «Информкадастр» и создана регионально распределённая система дополнительного профессиональ- ного образования на базе 24 региональных учебно-методических центров УМО и филиалов ФКЦ «Земля», повышение квалификации работников Роснедвижи- мости (Росреестра), а также специалистов в этой сфере и кадастровых инжене- ров было сконцентрировано на базе Государственного университета по земле- устройству. За 2007-2011 гг. повышение квалификации и профессиональную переподготовку в этом высшем учебном заведении прошли 19910 человек, что в 4 раза больше, чем в 2002-2006 гг. При этом в соответствии с государствен- ными контрактами и государственными заданиями за 2007-2011 гг. было подго- товлено около 17 тыс. специалистов, что в 6,8 раза больше относительно предыдущего пятилетнего периода.
В связи с ликвидацией в 1993 г. Государственного научно- исследовательского института земельных ресурсов, возглавляющего научные исследования в области землеустройства и кадастров,
Научно- исследовательского института земельных отношений Министерства сельского хозяйства России (1995-2001 гг.), приватизацией зональных институтов и пред- приятий Российского научно-исследовательского и проектно-изыскательского объединения по земельным ресурсам «РосНИИЗемпроект» в 2001-2002 гг., центр тяжести организации, координации и проведения научных исследований в этой сфере переменился на Государственный университет по землеустрой- ству, который сотрудничал с государственными аграрными университетами, имеющими исторически сложившиеся научные школы в сфере землеустройства
(Воронежский, Кубанский, Красноярский, Омский, Санкт-Петербургский ГАУ,
Петербургская ГСХА, Нижегородская ГАСУ и др.).
264
В 2006 г. в Государственном университете по землеустройству был образо- ван Научно-производственный институт земельно-информационных техноло- гий НПИ «Земинформ», который вместе с научно-исследовательскими подраз- делениями вуза (научными лабораториями, отделами, малыми предприятиями и центрами) стал проводить теоретические, прикладные и экспериментальные ис- следования в области землеустройства и кадастров.
Основными заказчиками этих работ выступали Росреестр, Минсельхоз
России, Минприроды России, различные хозяйствующие субъекты.
Проводимые научные исследования позволили поднять уровень научных и практических знаний о землеустройстве и внедрить в землеустроительное про- изводство новейшие технологии выполнения землеустроительных работ.
Международное сотрудничество в сфере землеустройства и кадастров осуществляется по линии:
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия в области землеустройства;
- органов законодательной власти;
- Российского общества геодезии, картографии и землеустройства;
- Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации в обла- сти землеустройства и кадастров;
-юридических и физических лиц (профессиональных объединений, союзов, саморегулируемых организаций, землеустроительных предприятий, индивиду- альных предпринимателей, кадастровых инженеров и др.), осуществляющих земельные работы;
- общественных организаций, движений, политических партий и др.
Международное сотрудничество в сфере землеустройства имеет следую- щие цели:
- расширение информационного обмена в сфере землеустройства;
- содействие в обучение и стажировке российских специалистов по земле- устройству в зарубежных компаниях и фирмах по землеустройству;
265
- привлечение зарубежных инвестиций, кредитов и грантов, технической помощи, расширение взаимодействия по проведению совместных пилотных проектов по отработке технологий в проведении землеустройства, в том числе по разработке и внедрению проектов применения спутниковой системы меже- вания земель, по внедрению механизмов земельного рынка на основе земле- устроительной документации и др.;
- обмен специалистами, преподавателями, студентами, обучение граждан по совместным образовательным программам в области землеустройства и ка- дастров;
- продвижение российских современных землеустроительных технологий и научных достижений на рынки оказания землеустроительных услуг зарубеж- ных стран, оказание землеустроительной помощи развивающимся странам, проводящим земельные реформы;
- обеспечение доступа к историческим, культурным ценностям и ознаком- ление с традициями межевого дела.
Среди проведенных международных мероприятий за 2001-2012 опреде- ленный эффект для развития землеустроительного производства, науки и обра- зования дали следующие проекты:
- сотрудничество Росземкадастра и Роскартографии (Роснедвижимости,
Росреестра) в рамках межправительственных договоров, соглашений с Миро- вым Банком, а также по различным международным проектам, по которым
Российской Федерации была оказана помощь в создании автоматизированной системы кадастра недвижимости и обучении российских специалистов зару- бежным технологиям в области землеустройства и кадастров;
- совместная работа в комиссиях Международной Федерации Землемеров
(FIG) с зарубежными партнёрами по вопросам управления земельными ресур- сами, землеустройства и кадастров, а также в Рабочей группе по земельному администрированию Комитета по населённым пунктам Европейской Экономи- ческой Комиссии Организации Объединенных Наций (UN/ ECE WPLA);