Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
247
В соответствии с законом (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) государственная экспертиза землеустроительной документации осу- ществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Рос- сийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц
(далее именуются – заказчик экспертизы) в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии Российской Фе- дерации обеспечивает соблюдение единого порядка организации и осуществле- ния экспертизы, выборочную проверку проведения экспертизы ее территори- альными органами и координирует их деятельность в области экспертизы.
В соответствии с законом Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации организует проведение экспертизы следу- ющей землеустроительной документации:
- генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
- документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответ- ствии с решениями органов государственной власти;
- документации, касающейся земель, находящихся в федеральной соб- ственности.
Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации ор- ганизуют территориальные органы (управления) Росреестра в субъектах Рос- сийской Федерации.
Землеустроительная документация представляется на экспертизу в соот- ветствии с устанавливаемыми техническими условиями и требованиями прове- дения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.
Землеустроительная документация направляется заказчиком экспертизы в
Росреестр или в территориальный орган Росреестра, где она регистрируется в установленном порядке.
248
Росреестр или территориальный орган Росреестра в срок не более 7 дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляет заказчика экспертизы:
- о принятии землеустроительной документации на экспертизу при соот- ветствии представленной документации установленным техническим условиям и требованиям;
- о сроках представления недостающей землеустроительной документации.
В течение 14 дней после регистрации землеустроительной документации
Росреестр или территориальный орган Росреестра определяет состав эксперт- ной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и иные члены эксперт- ной комиссии), задание на осуществление экспертизы, срок ее проведения и утверждают их.
Срок проведения экспертизы устанавливается с учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации и, как прави- ло, составляет один месяц. При необходимости срок экспертизы может быть продлен до 3 месяцев.
Руководитель экспертной комиссии обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения экспертной комиссии. Он имеет право запра- шивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения.
Проект заключения экспертной комиссии подготавливается руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии на основании заключений членов комиссии. При несогласии некоторых членов экспертной комиссии с за- ключением они подписывают его с пометкой «особое мнение».
Положительное заключение экспертной комиссии должно содержать вы- воды о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведе- ния землеустройства, о возможности ее утверждения и последующего проведе- ния землеустройства.
249
Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной доку- ментации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости дора- ботки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на по- вторную экспертизу.
Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральной службой ре- гистрации, кадастра и картографии или ее территориальным органом.
Заключение экспертной комиссии и копия приказа о его утверждении направляются заказчику экспертизы в течение 5 дней с даты подписания прика- за.
За 2005-2011 гг. Роснедвижимость (Росреестр) провели государственную землеустроительную экспертизу 17078 землеустроительных дел.
Землеустроительная экспертиза в случае возникновения споров по земле- устроительным делам может быть инициирована собственниками земельных участков, землевладельцами или землепользователями или может проводиться по решению суда.
В последнем случае полномочиями для проведения экспертизы по реше- нию суда наделяются землеустроительные организации, учебные заведения высшего профессионального образования, имеющие в своем штате кадастро- вых инженеров, квалифицированных специалистов и экспертов в области про- ведения землеустроительных работ, или индивидуальные предприниматели
(кадастровые инженеры, частные землемеры и др.).
Экспертизу землеустроительных дел в случае возникновения земельных споров можно разделить на два основных вида:
- досудебная экспертиза;
- экспертиза по назначению суда.
В первом случае экспертные работы могут быть заказаны с целью предо- ставления результатов смежному землепользователю в качестве аргумента, не-
250 обходимого для разрешения территориального спора. При проведении земле- устроительной экспертизы по назначению суда результаты экспертных работ служат неопровержимым доказательством для принятия решения суда в пользу одного из участников земельного спора.
Перед проведением экспертных работ заказчик-истец подбирает несколько подходящих, по его мнению, организаций, выполняющих землеустроительные работы, и предоставляет их на рассмотрение судье. По определению суда назначается организация, которая будет проводить землеустроительную экс- пертизу. При этом суд оставит перед экспертами список вопросов, ответы на которые должны быть даны в материалах экспертизы. По результатам экспер- тизы составляется отчет, содержащий в себе наиболее приемлемые по мнению специалистов, проводивших экспертизу, варианты для разрешения конфликт- ной ситуации и заключения эксперта.
Все вышеописанные материалы предоставляются в суд. Специалисты, ко- торыми были подготовлены отчет и техническое заключение, приглашаются на заседание суда в качестве экспертов.
В том случае, когда суд принимает весьма спорное решение, возникает необходимость назначения независимой экспертизы. Результаты ранее прове- денной экспертизы подвергаются подробному изучению и анализу специали- стами организации, проводящими независимую экспертизу. При этом состав- ляется рецензия на заключение по предыдущей экспертизе. Таким образом, у истца появляется еще одна возможность подтвердить свою правоту и выиграть суд.
12.12. Государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения зем- леустройства, формируется в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», «Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государ- ственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустрой-
251 ства», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
11 июля 2002 г. № 514.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения зем- леустройства (далее фонд данных), формируется на основе сбора, обработки, учёта, хранения и распространения документированной информации о прове- дении землеустройства в письменной, графической, электронной, фотографи- ческой и иной формах.
Исходя из Положения о Федеральной службе государственной регистра- ции, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 (п. 5.1.11), эта служба осу- ществляет в настоящее время в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ведение государственного фонда данных, полученных в ре- зультате проведения землеустройства.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
(Росреестр) организует методическое обеспечение и координацию деятельности территориальных органов Росреестра по субъектам Российской Федерации и под- ведомственных организаций по ведению государственного фонда данных, полу- ченных в результате проведения землеустройства, осуществляет межведомствен- ное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, уполно- моченными на ведение архивов и государственных фондов данных.
Территориальные органы Росреестра (Управления) по субъектам Россий- ской Федерации осуществляют деятельность по ведению государственного фонда данных, включая копирование, создание страховых копий, ведение баз метаданных, составление и предоставление в установленном порядке отчётно- сти по ведению государственного фонда данных, а также оказывают государ- ственную услугу по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных и информации о документах, со- держащихся в нем.
Централизованный учёт документов фонда данных и методическое руко- водство по комплектованию, учёту, систематизации, обеспечению сохранности
252 документов и совершенствованию их структуры, обеспечению совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются в порядке, устанавливаемом Росреестром.
Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к Архив- ному фонду Российской Федерации, хранятся в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации об Архивном фонде и архивах.
Документы фонда данных, отнесенные в установленном порядке к ведом- ственному картографо-геодезичсекому фонду, хранятся в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации в области геодезической и картографи- ческой деятельности.
Документы фонда данных являются федеральной собственностью и не
подлежат приватизации.
Включение документов в фонд данных и исключение их из фонда данных производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Фе- дерации.
Документы фонда данных используются для обеспечения землеустрои- тельной документацией органов государственной власти, органов местного са- моуправления, юридических лиц и граждан.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать в фонд данных один экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в ме- сячный срок со дня её утверждения.
Контроль за формированием фонда данных, использованием и обеспече- нием сохранности его документов осуществляется Федеральной службой госу- дарственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполни- тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации.
253
На 1 января 2012 г. в государственном фонде данных, полученных в ре- зультате проведения землеустройства, числилось 21,01 млн. единиц хранения.
За 2005-2011 гг. в этот фонд поступило 11,89 млн. землеустроительных дел.
В это время в большей части субъектов Российской Федерации была осуществлена паспортизация документов этого государственного фонда. В ряде областей после предварительного сбора сведений о составе и объёмах фондо- вых материалов в приватизированных землеустроительных предприятиях, а также после составления технических проектов перемещения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, была произведена их фактическая передача в архивы территориальных органов Рос- недвижимости (с 2009 г. Росреестра) по соответствующим субъектам Россий- ской Федерации.
После тестирования и опытной эксплуатации базы метаданных и модер- низации программных средств её ведения, была дополнена и получила даль- нейшее развитие система управления информационными ресурсами регионов и
Росреестра в целом.
За 2005-2011 гг. по вопросам проведения землеустройства в органы Рос- недвижимости (Росреестра) поступило 9,11 млн. обращений, из которых было исполнено 8,33 млн. (91,4 %).
Сведения о государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, приведены в табл. 9.
Информация о документах государственного фонда данных, перечне услуг по информационному обеспечению, порядке и условиях доступа к ним предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Она является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограничен- ного доступа.
254
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Таблица 9.
Сведения о государственном фонде данных, полученных в
результате проведения землеустройства, и экспертизе
землеустроительной документации в целом по Российской Федерации
№
п/п
Показатели
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Всего
за
2005-
2011
гг.
1.
Наличие единиц хранения в государственном фонде данных, полученных в ре- зультате проведения земле- устройства, млн. ед.
10,55 10,98 16,19 18,44 18,52 18,60 21,01 21,01 2.
Поступило землеустрои- тельной документации в течение года, млн. ед.
1,47 2,33 1,9 2,29 0,80 0,69 2,41 11,89 3.
Поступило обращений за- интересованных лиц по во- просам проведения земле- устройства в течение года, млн. ед.
2,22 1,80 2,16 1,81 0,73 0,09 0,31 9,11 4.
Исполнено обращений, млн. ед.
1,81 1,75 2,07 1,74 0,60 0,09 0,27 8,33 5.
Проведено экспертиз зем- леустроительной докумен- тации, ед.
1150 626 1003 2610 8446 2946 297 17078
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами огра- ничений в отношении распространения такой информации.
Документы государственного фонда данных, отнесенные к категории информации ограниченного доступа, предоставляются заинтересованным ли- цам, имеющим право работы с информацией, отнесенной к категории ограни- ченного доступа. Документы государственного фонда данных, носящие откры- тый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам, при обращении лично или по почте на основании заявления заинтересованного лица или его уполномоченного лица. Документы государственного фонда дан- ных, отнесенные к категории информации, доступ к которой ограничен феде- ральными законами, заинтересованным лицам по почте не предоставляются.
255
Оригиналы документов государственного фонда данных выдаются заин- тересованным лицам без права их выноса из помещений государственного фонда данных.
Заинтересованное лицо не может запросить за один раз более десяти еди- ниц хранения документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, зем- леустроительное дело и т.д.). Выписки и выкопировки из документов государ- ственного фонда данных производятся пользователями самостоятельно.
Блок схема порядка предоставления (получения) документов из государ- ственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустрой- ства, показана на рис. 6.
Территориальные органы Росреестра по субъектам Российской Федерации
(Управления) организуют копирование документов государственного фонда данных с целью создания страховых копий.
В этом случае предоставление документов государственного фонда дан- ных оформляется актом о предоставлении документов государственного фонда данных для копирования.
В случае обращения за документами государственного фонда данных по почте предоставляются только копии документов государственного фонда дан- ных. Нормативными актами установлен следующий регламент порядка работы с посетителями.
Время ожидания приема заинтересованными лицами при подаче заявле- ния или получении документов государственного фонда данных не должно превышать 30 минут.
Продолжительность приема у сотрудника, осуществляющего прием посе- тителей, при подаче заявления о предоставлении документов государственного фонда данных, не должна превышать 10 минут.
Запрашиваемые документы государственного фонда данных или мотиви- рованный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтере- сованным лицам в срок, не превышающий три рабочих дня со дня принятия за- явления.