Файл: Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, учитывая результаты констатирующего эксперимента (рис. 1), для преодоления, описанных выше проявлений отставания и недостатков развития, связанных с готовностью к школе, была проведена коррекционно-развивающая работа с детьми.

Рис.1 Уровень сформированности произвольности и саморегуляции познавательной деятельности у детей 6 - 7 лет с ЗПР и нормальным развитием.


2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР и ее результаты.

Учитывая полученные результаты на формирующем этапе, было выделено несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ЗПР:

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

дальнейшее развитие у детей 6 - 7 лет с ЗПР общей способности к учению в разных видах деятельности, включая учебную.

Для решения поставленных задач был составлен совместно с психологом ДОУ проект коррекционно-развивающей работы с детьми.

 










 №

Направления коррекционно-развивающей работы.

Задачи

Формы и методы

1.

Развитие познавательной мотивации.

Развитие интереса к учебным заданиям, продуктивным видам деятельности; формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

Занятия, экскурсии, игры.

2.

Развитие учебно-значимых качеств.

Развитие умения принимать учебную задачу, желания ее выполнять; планирование, контроль и оценка собственной деятельности.

Занятия, игры, упражнения.

3

Развитие внимания, самоконтроля саморегуляции деятельности.

Развитие свойств внимания, ориентировки в задании; обучение самоконтролю, сравнению полученного результата с образцом; развитие способности к речевому опосредованию, выполнению задания по правилам.

Занятия, игры, упражнения, продуктивные виды деятельности

4.

Развитие мыслительной деятельности

Стимулирование мыслительной активности, развитие мыслительных операций, способности к логическому рассуждению.

Занятия, экскурсии, игры, упражнения.

 

 

 

 


Развитие способности к речевому опосредованию осуществлялось в рамках работы по всем вышеуказанным направлениям. Важным условием является усложнение требований к речевому опосредованию, которое идёт в двух направлениях. Прежде всего - от обязательного проговаривания ребёнком плана действий, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее - от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и оформлению в речи средств её выполнения и уже на этой основе - к собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем речевом оформлении. Второе направление этой работы - постепенное продвижение детей от развёрнутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развёрнутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свёрнутому проговариванию "про себя". Формы и методы данного направления: упражнения, игры, занятия.

Учитывая, что дети отличаются пониженной обучаемостью вследствие задержанного психического развития, имеющие функциональные расстройства нервной системы, основное внимание было обращено на формирование у детей общей способности к обучению.

1. Для развития устойчивого положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности подбирались интересные игровые ситуации, развивающие игры и упражнения, направленные на развитие желания узнать новое. С детьми проводились познавательные беседы, рассматривались школьные принадлежности. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода. Использовались задачи, имеющие несколько правильных ответов, задачи с недостающим или избыточным условием, логические задачи. Например: детям предлагались сюжетно-логические задачи (с прямыми и обратными утверждениями)

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая - с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой - шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

2. Для развития учебно-важных качеств были подобраны упражнения и игры. Мы учили детей принимать учебную задачу, следовать инструкции, планировать и контролировать свою деятельность. Были подобраны следующие игры и упражнения: "Рисование флажков", "Круги", "Узор", "Мозаика" (приложение 9).


Учитывая большую импульсивность, неорганизованность детей, неустойчивость их внимания, мы учили их вслушиваться в задание. На начальном этапе работы задания намеренно упрощалось. Основная цель - научить детей выделять эти задания вниманием и запоминать их. Используются различные приемы: "Скажи громче, чем я", "Повтори мое задание своему соседу", "Скажем вместе дружно, что нам нужно делать", "Поправь товарища", "Повтори задание по частям" и др.

Специальные усилия прилагаются и к тому, чтобы ребенок научился вдумываться в задание, а также планировать его выполнение. В этих целях используются главным образом подгрупповые занятия, на которых одной из главных задач была - обучение детей действию планирования и самоконтролю. Нами было предложено задание "Рисование флажков". Ребенку предлагали рассмотреть образец задания - на двойном тетрадном листе с разлиновкой в клеточку нарисованы цветные флажки при соблюдении следующих правил: 1) ножка флажка занимает три клеточки, флажок - две; 2) расстояние между двумя соседними флажками - две клеточки; 3) расстояние между строчками - две клеточки; 4) флажки нарисованы при чередовании красного и зеленого цвета; 5) ножка у флажка коричневая.

Далее ему давали следующую инструкцию: "Смотри, на этом листочке нарисованы цветные флажки. У тебя такой же листок, вот цветные карандаши. Нарисуй на своем листочке точно такие же флажки, как здесь.Посмотри внимательно на мою работу и делай точнотак же. Можешь смотреть на нее и во время рисования, я ее убирать не буду. Рисуй до тех пор, пока я не скажу: "Достаточно, положи карандаш". А теперь рисуй!".

По окончании работы задавали следующие вопросы: 1) Тебе нравится твоя работа? 2) Почему она тебе нравится (не нравится)? 3) У тебя все получилось так, как здесь нарисовано? 4) Почему ты так считаешь? 5) Расскажи, как надо было рисовать. После сигнала об окончании работы дети еще проверяли, сравнивали с образцом.

Упражнение "Круги".

Детям предлагалось нарисовать 7 кругов из них закрасить второй и пятый. Дети вслух повторяли инструкцию, рассказывали последовательность своих действий и после этого приступали к выполнению.

Упражнение "Узор".

Детям необходимо было выложить геометрические фигуры в определенной последовательности. Например, "Сначала положи красный квадрат, затем зеленый круг, желтый треугольник". В последствии количество называемых фигур увеличивалось.


Все дети старательно выполняли задание. Пытались соблюдать правила, контролировать себя, исправлять допущенные ошибки.

Словесный анализ работы помогал детям самим давать адекватную оценку собственной работе. Первоначально мы сами определяли последовательность действий, затем привлекает к этому детей: "Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, считать и т. д.) - с чего начнем, что дальше будем делать, чем закончим". Поддерживает правильные предложения детей. Постепенно дети учились рассказывать вслух о последовательности предстоящих действий ("Подумай и расскажи сначала себе, а потом расскажешь всем ребятам, если я тебя спрошу"). При необходимости для уточнения и правильного речевого оформления программы деятельности привлекались другие дети. Работа с детьми по формированию действий самоконтроля на этапе ориентировки в задании продолжается до тех пор, пока они не станут для них привычными, т. е. пока дети не научатся не только правильно их запоминать, понимать (спрашивать о непонятном), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия: что нужно сделать и какие правила надо помнить, чтобы выполнить задание правильно. Параллельно велась работа по формированию у детей умения ставить собственную цель и осуществлять самоконтроль. Самоконтроль - это важный компонент учебной деятельности и его формирование для обучения, не менее важно, чем усвоение «ЗУНов». Для развития внимания использовались игры и упражнения, развивающие концентрацию, переключаемость, объем внимания. Коррекционные задания являлись средством развития не только свойств внимания, но и самоконтроля. Для этой работы детям предлагались задания корректурного типа (приложение 10). Детям предлагался бланк с геометрическими фигурами (4 вида), в котором 10 рядов по 10 фигур. Фигуры в рядах расположены произвольно. Использовались разные варианты работы с данными бланками.

а) "Расставь значки в фигурах так же, как показано на образце".

б) "Расставь значки только в треугольниках и квадратах".

в) "Поставь значки в кругах и подчеркни все квадраты".

Детям неоднократно повторялась инструкция, что позволило сосредоточиться детям, быть максимально внимательными. В начале задания дети отвлекались, часто смотрели на образец, с середины задания пытались работать по памяти. Наблюдались элементы речевой регуляции.

Для развития навыков сосредоточения и устойчивости внимания, использовались упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей, составление простых узоров из карточек по образцу, "Наоборот", "Найди ошибку".