Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Импульс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Глава 3. Проблемы страхования рисков коммерческого предприятия на примере ООО «Импусльс»

Для примера страхования коммерческих рисков возьмем предприятие ООО «Импульс», основным видом деятельности которого является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)».

Данное предприятие занимается реализацией молока в Тульский молочный комбинат г. Тула, торговое название «Бежин луг».

В процессе реализации молока можно использовать следующие виды страхования:

1. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг. Страхование за качество выпускаемой продукции имеет целью защиту производителя против риска, связанного с поставкой на рынок дефектной продукции, которая может нанести ущерб потребителям. С помощью данного вида страхования возмещается ущерб, причиненный вредной продукцией потребителю, купившего её.

Рассмотрим пример страхования в компании Росгосстрах. На сайте компании предоставлены «Правила страхования ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ, услуг». Предположим, что в ООО «Импульс» наступил страховой случай. Исходя, из правил страхования в ОАО Росгосстрах страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату третьим лицам.

Предел ответственности для ООО «Импульс» ориентировочно берется в размере тех убытков, которые были нанесены третьим лицам из-за низкого качества продукции, то есть молока. Предположим, что в 2019 году из-за низкого качества продукции предприятию пришлось выплатить компенсацию в размере 500 000 рублей. Величина предельной стоимости может быть ориентировочно названа в договоре исходя из практики аналогичных предприятий. Например, СПК «Маяк» выплатил 750 000 рублей за причиненный вред. Тогда, предел ответственности возьмем в размере 750000 рублей.

Наступление застрахованной ответственности произошло вследствие того, что некачественным молоком был нанесен вред здоровью детей в детском спортивном лагере. Была приглашена районная санэпедимстанция и были рассмотрены затраты в связи с этим происшествием, вследствие чего была рассчитана сумма убытка в размере 600000 рублей.


Размер страхового тарифа в ОАО «Росгосстрах» представлен в таблице 1.

Таблица 1. Размер базового страхового тарифа и базовой страховой суммы

Вид страхового риска

Базовая страховая сумма, руб.

Базовый страховой тариф, % от страховой суммы

Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц (Выгодоприобретателей) вследствие недостатков товаров, работ, услуг Страхователя (Застрахованного лица), а также предоставления Страхователем (Застрахованным лицом) недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе, услуге

3000000

0,34

Однако, в «Правилах ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ, услуг» [2] сказано, что страховщик вправе применять поправочный коэффициент, учитывающий фактический размер страховой суммы, из диапазона 0,1-3,0 к базовому страховому тарифу, рассчитанному для базовой страховой суммы 3 000 000 руб. В данном примере мы не будем учитывать дополнительные условия страхования, и будем придерживаться базового страхового тарифа, то есть 0,34.

Тогда, величина страховой премии (СП) будет равна:

СП=Страховая сумма*Страховой тариф =750000*0,34/100=2550 рублей, при этом страховая компания выплатит полный размер убытка 600000 рублей. Примерный сценарий страхования представлен в таблице 2.

Таблица 2. Предлагаемый сценарий страхования ответственности за качество продукции в ООО «Импульс»

Денежная оценка потерь при реализации некачественного молока

Страховая франшиза, %

Предел ответственности руб.

Страховой тариф, %

Страховая премия, руб.

600000

Не предусмотрена

750000

0,34 %

2550

Таким образом, исходя из таблицы 2, страхуя ответственность за качество молока можно обезопасить предприятие от выше представленного вида риска и предотвратить убыток. Экономическую выгоду данного вида страхования покажем в таблице 3.

Таблица 3. Экономическая эффективность страхования ответственности за вред, причиненный недостатком качества молока (составлено автором)

Эффективность предприятия без cтрахования

Эффективность предприятия со страхованием

Страховая премия = 0

Размер убытка = 600000 рублей

Страховая премия = 2550 рублей

Размер убытка = 600000 рублей

Страховая выплата = 600000 рублей


Следовательно, выгода ООО «Импульс» с использованием страхования ответственности за качество продукции очевидна. В первом случае издержки составят в размере 600000 рублей, а во втором лишь 2550 рублей.

2. Значительную долю оборотных активов задолженность ООО Импульс занимает дебиторская задолженность. На конец 2012 года она составила 37 % (3483 тыс. рублей), на конец 2013 года снизилась на 28 % и составила 9 %, (573 тыс. рублей), к концу 2014 года ещё уменьшилась на 2 % и составила 7 % (538 тыс. рублей). Дебиторская задолженность в свою очередь увеличивается за счет задолженности покупателей и заказчиков и выданных авансов.

Дебиторская задолженность ООО Импульс по состоянию на 31.12.2020 составляет 538 тыс. рублей.

В то же время ООО Импульс ощущает необходимость расширения своего бизнеса, коммерческого роста. Традиционные клиенты, как показывает анализ, уже не в состоянии обеспечить надлежащий спрос, и возникает необходимость привлечения новых. Процесс расширения клиентского портфеля всегда связан с риском, а предприятие заинтересовано в своевременном возвращении своих средств. Подобная проблема решается с помощью финансового страхования, которое разрешает компаниям уверенно планировать развитие своего бизнеса

Объект страхования - имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения у него убытков (за исключением упущенной выгоды) из-за нарушения контрагентами страхователя своих обязательств по договору, связанному с осуществлением страхователем предпринимательской деятельности.

Страховым риском является возникновение у страхователя в период действия договора страхования убытков (за исключением упущенной выгоды) вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения контрагентом страхователя обязательств поставки (передачи) товаров в количестве и в сроки, установленные договором, или осуществления платежей в установленные договором сроки.

Неисполнение контрагентом страхователя обязательств по договору может оказаться следствием одного или нескольких событий из нижеперечисленных:

- банкротства контрагента страхователя

- неплатежеспособности контрагента страхователя

- отсутствия денежных средств на текущем счете контрагента и / или в его кассе на протяжении срока, определенного в конкретном соглашении как срок выполнения финансовых обязательств контрагента

- невозможности своевременно и в полном объеме предоставить услуги, выполнить работы, поставить товары

- пожара, аварии, катастрофы, неожиданного действия непредвиденных физических сил, взрыва, кражи, грабежа, разбоя, похищения, вандализма [3].


Страховая сумма устанавливается на основе размера денежной оценки обязательств сторон согласно заключенному между страхователем и его контрагентом соглашению в границах убытков, которые могут быть понесены страхователем при невыполнении его контрагентом договорных обязательств. Для примера, возьмем страховую сумму за неуплату Магнитогорским молочным комбинатом в размере недельного приезда за молоком. То есть, 1800 литров (объем ежедневной поставки молока)*14,1 рублей (цена молока за 1 литр) *6 (количество дней поставок за неделю) = 152280 рублей.

Рассмотрим данный пример страхования в страховом открытом акционерном обществе «ВСК».

Страховые тарифы при страховании предпринимательских рисков показаны на сайте данного предприятия и отражены в таблице 4 [4].

Таблица 4. Базовые тарифные ставки по страхованию предпринимательских рисков [4]

Наступление убытков Страхователя, возникших вследствие следующих событий

Размер базового страхового тарифа (% от страховой суммы)

При длительной просрочки платежа – неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств Контрагентом Страхователя после истечения определенного в договоре страхования срока с момента, когда такие обязательства должны были быть исполнены (периода ожидания)

1,0

Тогда, страховая премия будет равна СП = Страховая сумма*Страховой тариф=152280 рублей*1,0/100%=1522,8 рублей, представлено в таблице 5.

Таблица 5. Предлагаемый сценарий страхования дебиторской задолженности ООО Импульс

Денежная оценка обязательств сторон (дебиторская задолженность), руб.

Страховая франшиза, % руб.

Страховая сумма, руб.

Тариф,%

Страховая премия, тыс. руб.

538 000

Не предусмотрена

152280

1,0% от страховой суммы

1522,8

В таблице 5 представлен вариант страхования дебиторской задолженности в случае невыполнения контрагентом своих обязательств. Экономическая выгода данного вида страхования очевидна, поскольку размер затрат сокращается с 538000 рублей до 1522,8 рублей.

3. Страхование ненадлежащего исполнения договорных обязательств контрагентов. К примеру, машина с цистерной Магнитогорского комбината не приехала за одной тонной молока данного предприятия. Вследствие чего молоко может испортиться, и предприятие понесет убытки в размере 25380 рублей (14,1 рублей* 1800 литров).


Данный вид страхования рассмотрим на примере страховой компании «Страховой дом ВСК».

Предположим, что данный риск происходит 2 раза в год, тогда за страховую сумму возьмем выручку, получаемую с 4 тонн молока, то есть 56400 рублей (14,1*4000 литров). Страховые тарифы возьмем на сайте страховой компании [4]. Где указан страховой тариф в размере 1%. Тогда, страховая премия составит 56400*1%/100%=564 рубля, при этом страховая компания выплатит полный размер убытка.

Тщательный анализ описанных выше и предлагаемых для внедрения в деятельности ООО «Импульс» видов страхования показывает, что страховые взносы по программе являются незначительной суммой по сравнению с убытком, который может произойти в случае наступления страховых событий и страхование является одним из основных механизмов антикризисного управления.

Заключение

Все методы уменьшения риска имеют свою цену. Диверсификация и лимитирование относительно недороги, но и эффективность их имеет свои ограничения. Страхование коммерческих рисков, хотя и относительно дорогой способ работы с коммерческими угрозами, достаточно широко применяется и считается эффективным методом. В результате его реализации сам риск не снижается, он передается за вознаграждение страховой компании. Коммерческие риски традиционно хорошо страхуются. Их виды определяют две большие группы: внешнее и внутреннее страхование. Способы внешней формы страхования применяются для рисков:

  • связанных с реализацией;
  • транспортных;
  • снабженческих;
  • рисков, связанных с платежами от покупателя и т.д.

Способы внутреннего страхования используются, когда источники рисков остаются в пределах самой компании. Для данного метода создаются фонды специального назначения, формируемые за счет прибыли. Из этих источников производится возмещение возникающих убытков при возникновении рисковых событий. Виды рисков, которые подлежат страхованию внутренним способом, включают в свой состав складские, управленческие риски и некоторые разновидности форс-мажорных обстоятельств.

Страхование коммерческих рисков в практике взаимодействия компаний и страховых организаций имеет разнообразные способы реализации. Наибольшее распространение получили следующие методы и формы.

  1. Страхование грузов. Традиционные и достаточно развитые способы страхования в России относятся к данной категории. На страховом рынке присутствуют достаточно опытные и надежные операторы. Разнообразные методы страхования грузов предполагают договорные отношения по отдельным перевозкам, по каждой партии перевозимого товара или соглашения на заданный период. Договор страхования предусматривает варианты: «от всех рисков», «от единичной (частной) аварии».
  2. Страхование риска неплатежа (в условиях товарного кредита). Объектом соглашения со страховщиком является имущественный интерес компании-поставщика товаров, продукции и услуг, связанный с вероятностью непогашения дебиторской задолженности за произведенные поставки потребителям. Методы страхования по данному риску зависят от фактора вероятных угроз: политического, коммерческого, финансового уровней.
  3. Страхование недопоставки и недопродажи продукции. Договор страхования заключается покупателем товара для целей защиты от указанных рисков.
  4. Страхование форс-мажорных обстоятельств. Состав страховых случаев для каждого из договоров данного вида уникален. Страхованию могут быть подвержены риски пожара, землетрясений, наводнений, ударов молнии и т.п.