Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Импульс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательская деятельность в коммерческой сфере неизбежно связана с неопределённостью и рисками. Для прибыльного и устойчивого функционирования предприятия, необходимо уметь выявлять все группы рисков, а также грамотно на них воздействовать с целью минимизации.

Коммерческие риски представляют собой угрозу потерь при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, подразумевая неопределенность конечных результатов от коммерческой сделки.

Выявление коммерческих рисков - сложный процесс, который требует высокого профессионализма от ответственных лиц и разработки методологии по снижению и устранению коммерческих рисков.

Коммерческие риски относятся не только к группе предпринимательских угроз, они также являются частью группы рисков операционной деятельности компании. В литературе присутствует несколько мнений на данный счет. Некоторые авторы отождествляют их с вероятностью неблагоприятных последствий решений любой предпринимательской деятельности. Существует также позиция, что коммерческий риск связан с процессом реализации продукта деятельности предприятия (товаров, продукции и услуг).[1]

Механизм управления коммерческими рисками - довольно сложная структура, ориентированная на внутреннюю и внешнюю среду торгового предприятия. В данный механизм входит государственное регулирование, рыночное регулирование и непосредственно внутреннее регулирование деятельности хозяйствующего субъекта в условиях неопределённости.

Механизм управления коммерческими рисками предусматривает такие принципы в работе предприятия, как диверсификация, внешнее и внутреннее страхование, лимитирование, хеджирование.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что в настоящее время существует огромное количество разновидностей рисков, которые для каждого отдельного предприятия и производителя свои. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыль. Это обуславливает необходимость анализа, учета, прогнозирования и управления рисками, возможность взять потенциальные угрозы под контроль и превратить их в новые возможности для компании. Наиболее удачной будет деятельность фирмы, правильно рассчитавшей свои возможности, выбравшей направление деятельности с оптимальным соотношением риска и доходности.


Целью написания данной дипломной работы состоит в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия, анализе существующих рисков на предприятии.

Поставленная цель исследования предопределила необходимость постановки и решение ряда взаимосвязанных задач:

  • изучить теоретические аспекты управления риском;
  • изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;
  • проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ООО «Импульс»;

Основу моего исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с проблемами риска. Анализ изученной мною научной литературы свидетельствует о том, что проблема управления рисками предприятия в той или иной степени получила отражение в сравнительно небольшом количестве научных трудов. 

Глава 1. Основные понятия коммерческих рисков

    1. Виды коммерческих рисков

Риски могут и будут возникать в разной функциональной деятельности организации. Будь то производственная организация, торговая или провайдер услуг.

Риски могут быть неконтролируемыми и контролируемыми.

Неконтролируемые риски

Неконтролируемые риски — эти риски которые происходят из внешней среды и у организации нет на них влияния или оно минимально.

  • Изменения в отраслевом регулировании
  • Изменение налогов и ставок.[2]

Контролируемые риски

Контролируемые риски — риски, которые происходят во внутренней среде. У организации есть влияние на такие события и ситуации. Значит, больше контроля над ними.

К управляемым рискам относятся производственные, финансовые, кадровые, инвестиционные, операционные риски и коммерческие риски.

В последнее время, с мировым ростом движения защиты экологии, отдельное внимание уделяется экологическим рискам.

Бизнес-риски часто связаны между собой. Одни риски могут быть причинами или следствием других. Так, производственные риски могут спровоцировать наступление коммерческих рисков, которые в свою очередь, могут повлиять на возникновение финансовых рисков. Возникновение последних, грозит появлению множества других рисков.[3]


Инвестиционные риски

Инвестиционные риски — это наступление или возникновение неблагоприятного результат от вложений. Например, потеря капитала, потеря доли на рынке, потеря темпов роста.[4]

Производственные риски

Производственные риски — события в процессе производства, по причине которых снизились количество и качество выпускаемой продукции или собранного урожая. Брак, нарушение производственной цепочки.

Финансовые риски

Финансовые риски — риски, связанные с финансовой деятельностью организации: нехватка оборотных средств, рост дебиторской задолженности и себестоимости конечной продукции.

Кадровые риски

Кадровые риски — риски, связанные с персоналом и исполнением процессов согласно политике организации.  Высокая текучесть кадров, низкий уровень квалификации.

Коммерческие риски

Коммерческие риски — риски, возникающие в процессе реализации товаров/работ/услуг.

Коммерческие риски

К коммерческим рискам относятся следующие риски:

  1. Повышение затрат:

- изменение стоимости материалов, комплектующих, сырья;

- рост тарифов и цен на аренду, коммунальные, транспортные услуги.

- неполучение запланированных доходов

  1. Вероятность уменьшения спроса на продукцию вследствие разных причин (слабая работа маркетинговых и сбытовых служб), что приводит к уменьшению выручки от продажи;

- недобросовестные действия фирм-партнеров;

- насыщение конкурентной среды, увеличение числа конкурентов.

Коммерческие риски могут возникать по отдельности, или вместе. Быть причиной или следствием других рисков. И несомненно, могут запустить возникновение других функциональных бизнес-рисков.[5]

Игнорирование возможности возникновения коммерческих рисков неизбежно приведёт к их скорому возникновению и соответственно, к дополнительным затратам и потерям.

Бизнес-риски угрожают компании провалом в достижении бизнес-целей. Менеджмент разрабатывает планы, работает с продуктом, пытается удержать показатель рентабельности, а если вдруг все усилия идут насмарку - реализовался риск. Но если знать, откуда и какой опасности ожидать, можно удержать показатели в желаемых пределах. В SWOT-анализе бизнеса риски закладываются в блок угрозы. И если жизнь на планете Земля протекает благоприятно этих рисков будет мало, а при текущей ситуации рисков для бизнеса предостаточно. 20 бизнес-рисков, на которые сегодня стоит обратить внимание в первую очередь.


Риск потерять конкурентные преимущества

В отраслях, где существует серьезная конкуренция, может случиться ситуация, когда компания теряет конкурентные преимущества. Например, на рынок выходит новый продукт, имеющий гораздо лучше потребительские свойства, чем тот, что предлагаете вы. Или другая фирма получила возможность значительно сократить расходы на производство. Для того, чтобы уменьшить эту угрозу, всегда наблюдайте за рынком, крупнейшими конкурентами, технологическим развитием в отрасли. Прорыв, произошедший в конкурентном окружении, не должно неожиданностью.

Экономический риск

Это изменения в экономике, которые могут привести к падению продаж или увеличению расходов компании. Есть большое количество инструментов, которые уменьшают последствия наступления следующих рисков: от диверсификации бизнеса с выходом за пределы одного государства и монопродукта к фиксации контрактных цен на долгосрочной основе. Некоторым экономическим рискам невозможно противостоять, но это не значит, что их можно игнорировать.

Операционный риск

Предположим, экскаваторщик на соседнем участке во время работы разорвал линию связи. Компания мгновенно лишилась потока входящих звонков и интернета. Даже один день без клиентов - это существенная потеря дохода, поэтому необходимо задуматься о налаживании резервных или альтернативных рабочих процессов.

Правовой риск

То, что сегодня находится в рамках закона, назавтра может стать преступлением - и наоборот. Изменения в правовом поле несут большие угрозы, но часто бывают прогнозируемыми: законодательный процесс в большинстве государств - медленное дело. Поэтому юридический отдел должен отслеживать изменения в государственных актах, которые могут влиять на деятельность компании. А в странах, где правовая ситуация плохо прогнозируема, необходима дополнительная бдительность, максимальное упрощение операций или даже сокращение присутствия на рынке.[6]

Риск несоответствия требованиям законодательства

Мы можем просто не знать, что нарушаем закон или требования госучреждений. Так же мы можем не знать, что один из менеджеров дал взятку ради выгодного для компании контракта (и собственного бонуса, конечно). Но в случае, если нарушение будет выявлено, придется отвечать организации. Так «Airbus» оштрафовали на 4 миллиарда евро за оплаченные в 16 странах взятки. Нулевая толерантность в компании относительно коррупции, расизма, сексизма, защита окружающей среды и здоровья работников помогут значительно сократить вероятность наступления этого риска. Большая компания обязана внедрять соответствующие политику и процедуры, которые должны знать и выполнять все сотрудники, а за нарушение должны увольнять независимо от уровня должности.


Риск стратегии

Ошибка в стратегии может поставить организацию на грань краха. Решили выйти на рынок с качественным продуктом, а потребителям был нужен дешевый. Пригласили звездного топ-менеджера, а он оказался неспособным управлять бизнесом. Выбрали интернет для рекламы товара, а целевая аудитория смотрит только телевизор. Все это примеры, когда провал в стратегии приводит к проблемам. Чтобы предотвратить это, следует определить слабые места рынка, отрасли, поставщиков, производства и везде поставить "предохранители": дополнительный план на случай, если стратегия не сработает.

Репутационный риск

Компания - это люди, и если часть из них - некомпетентны, нечестны, склонны прикрывать собственную непрофессионализм ложью или преступлениями, то репутация фирмы под угрозой. Представьте, что оператор клиентской службы обманывает клиентов, чтобы не доводить проблему до руководства. Организация уже теряет доверие и репутацию, а если ситуация вместе с доказательствами попадет к соцсетям или медиа - потери будут еще больше.

Предупредить этот риск можно, начав заранее строить доверительные и прозрачные отношения с потребителями с помощью полезного контента и приятного клиентского опыта.

Программный риск

Неудача может случиться и с отдельной бизнес-программой компании или портфелем проектов. Старайтесь наладить программную и продуктовую линейки компании таким образом, чтобы провал в одной из них не стал большой проблемой для других направлений деятельности. То есть от успеха или провала одной программы не должен зависеть весь бизнес, даже если это - стартап, основанный на одном продукте.

Чтобы избежать этого риска, следует развивать одновременно несколько идей. Например, если вы решили запустить онлайн-платформу, то выберите десять различных направлений и сделайте десять сайтов, тогда шанс успеха повысится.

Риск проекта

Отдельный проект также может потерпеть поражение. Это может произойти из-за ошибки в бюджете, технологическую неготовность, отсутствие соответствующих специалистов и тому подобное. Крах проекту, так же как программы, не должна вызывать таких последствий, приводящих к значительным проблемам компании в целом.

Риск инноваций

Когда компания разрабатывает или внедряет инновации, никто не даст гарантии того, что это завершится успехом. Независимо от результата, ресурсы будут потрачены. Не тратьте деньги на инновации только потому, что это модно, помните - прогресс требует тщательного анализа и планирования.