Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «Импульс»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия коммерческих рисков
1.2. Принципы работы с коммерческими рисками
Глава 2. Выявление и контроль коммерческих рисков предприятия
2.1. Возникающие риски и их последствия
2.2. Контроль коммерческих рисков
Глава 3. Проблемы страхования рисков коммерческого предприятия на примере ООО «Импусльс»
- Возникновение налоговых обязательств при реализации на условиях постоплаты в части:
- начисления НДС по событию, произошедшему первым на основании универсального передаточного документа или отгрузочной накладной и выписанного и отраженного в книге продаж счета-фактуры
- включения в доходную часть при формировании базы налогообложения по налогу на прибыль вследствие перехода права собственности
- Доказательство налоговых расходов при перечислении предоплаты поставщику, поскольку налоговики априори подозревают желание минимизировать платежи в бюджет, стараясь лишить компанию права:
- на налоговый вычет по НДС
- на включение затрат в расходную часть при расчете налога на прибыль
Для начинающего бизнеса вывод оборотных средств на авансирование поставщиков и необходимость начисления налоговых обязательств при отсрочке оплаты может оказаться критическим. Компания может столкнуться с невозможностью своевременного расчета с сотрудниками по заработной плате, с контрагентами по заключенным договорам, с бюджетом по начисленным налогам. Попав в разряд недобросовестных налогоплательщиков, предприятие находится под пристальным вниманием налоговиков, а испорченное «реноме» сокращает круг желающих сотрудничества лиц.[22]
Критерии оценки при выборе контрагентов
Перед подписанием договора с контрагентом целесообразно не только проанализировать выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП, но и найти аргументы, подтверждающие благонадежность на момент заключения сделки. Если контрагент числится у налоговиков в составе неблагонадежных, то контролеры всячески стараются лишить компанию полученных налоговых «прав». Хотя теоретически фирма не несет ответственность за исполнение обязательств поставщиком, на практике зачастую приходится доказывать проявление должной осмотрительности в арбитражных судах.
Например, на основании полученной предоплаты поставщик выписывает счет-фактуру, дающий право на налоговый вычет по НДС. Контроль факта уплаты налога в бюджет поставщиком не относится к обязанностям покупателя, однако налоговики снимают полученную сумму и начисляют финансовые санкции по возникшей недоимке. При подаче искового заявления судебные инстанции руководствуются проведенной проверкой благонадежности поставщика и зачастую принимают сторону налогоплательщика при подтверждении:
- Экономической обоснованности и выгоды сотрудничества. Субъект предпринимательства должен указать критерии выбора поставщика, среди которых:
- дилерская скидка
- отсрочка платежа
- близость, предусматривающая снижение транспортно-заготовительных расходов
- Отсутствия факторов, указывающих на фиктивность сделок:
- отгрузки в конце налогового периода с последующими возвратами
- переуступки обязательств, когда условия заключенного договора с одним контрагентом практически выполняются другим
- частой смены поставщиков с неизменными договорными условиями
- наличия у поставщика разрешительных документов на исполнение контракта (лицензий и сертификатов)[23]
- Исключения преследования цели – ухода от налогообложения вместо получения прибыли. Например, если продукция отпускается одному из покупателей по несопоставимо низким ценам, то налоговики подразумевают скрытую взаимосвязанность руководящего состава и доначисляют обязательства до уровня рыночных цен, сложившихся на аналогичные товары. Контраргументом может послужить объем поставки и демпинг, направленный на экономическую выгоду в будущем.
Помимо оценки факторов стабильности следует уделять внимание выбранной системе налогообложения контрагентом. В частности, применяющему ОСНО субъекту хозяйствования невыгодно работать с неплательщиком НДС, поскольку теряется право на получение налогового вычета. При осуществлении поставок без оплаты на длительный срок целесообразно заключение агентских договоров, дающих отсрочку по платежам в бюджет.[24]
Причины возникновения налоговых рисков могут быть самыми разнообразными, как то: изменение законодательства, противоречивость арбитражной практики, недостоверность информации о контрагентах, неверные решения руководства фирмы. Процесс управления налоговыми рисками включает в себя три этапа, которые полезно знать бухгалтеру.
На первом этапе нужно проанализировать и оценить возможные опасности. Здесь обсуждаются условия по новым договорам, схемы минимизации налогов, изучается арбитражная практика по спорному вопросу.[25]
На втором этапе проводятся мероприятия, которые помогут снизить уровень риска до приемлемого: нужно разработать необходимую первичную документацию, провести консультирование персонала и даже (в случае необходимости) застраховаться от рисков.
Третий (и завершающий) этап посвящен определению допустимого уровня риска. Факторы опасности можно выявлять по следующему алгоритму:
1. Проанализировать документацию компании.
2. Проанкетировать персонал.
3. Проанализировать ситуацию с привлечением ведущих специалистов и специалистов среднего звена.
4. Построить дерево событий.
5. Использовать метод «событие-последствия».
Управление налоговыми рисками осуществляется при помощи налоговой политики предприятия, функции менеджеров предприятия, специальных мероприятий (опросов, инвентаризаций), внутреннего и внешнего аудита, автоматизации.[26]
Рассмотрим на практических примерах, какие существуют легальные схемы минимизации налогов, как части процесса управления рисками.
Способ первый. Нужно посмотреть перечень прямых и косвенных расходов из декларации по налогу на прибыль, изучить возможность исключения некоторых статей прямых затрат и включения этих затрат в косвенные. В производственной компании это приводит к уменьшению налоговой прибыли, а бухгалтерская прибыль при этом остается прежней. На первом этапе нужно изучить цену данного вопроса, решить, стоит ли подавать уточненные декларации, ввязываться в арбитражный процесс и так далее. То есть это такой своего рода подготовительный этап. На втором этапе необходимо будет подготовить налоговые регистры, которые нужно приложить к уточненной налоговой декларации. На третьем этапе вы сможете вернуть деньги из бюджета. Или денежные средства будут засчитаны в счет будущих платежей: для этого нужно будет подать заявление в налоговую инспекцию.[27]
Способ второй. На предприятии есть продукция, облагаемая и необлагаемая НДС. В этом случае нужно изучить вопрос деления входящего налога на добавленную стоимость в дебет 68-го счета и 20-го. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ «суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения». Можно сделать вывод о том, что НК РФ позволяет компаниям делить «входящий НДС» как по мере реализации, так и по итогам налогового периода, но данный метод необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения.
Способ третий. Нужно изучить дебет 91-го счета, который не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль: возможно, какие-то расходы можно учесть. На первом этапе внутренний или внешний аудит изучает цену вопроса. Если она кажется весомой, то на втором этапе нужно подготовить необходимую первичную документацию, а также уточненную налоговую декларацию. На третьем этапе вы сможете вернуть деньги из бюджета. Или же денежные средства будут засчитаны в счет будущих платежей.
Итак, управлять налоговыми рисками необходимо, для того чтобы не потерять денежные средства компании. Минимизация налогов – часть этого процесса. Бухгалтер должен уделять этой теме отдельное внимание. При необходимости вам нужно будет подать уточненную декларацию, которая позволит компании вернуть часть средств. Однако, прежде чем что-то затевать, настоятельно советую просчитать возможную выгоду, ведь тогда вы сможете определить целесообразность подачи уточненной налоговой декларации.[28]
Способ четвертый. Использование льготных режимов налогообложения (дробление). Данный вид оптимизации может применяться только при наличии четкой деловой цели.
Налоговая признает, что (п. 1 Письма от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@) исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует.[29]
Это значит, что каждую ситуацию налоговая будет анализировать отдельно. Однако примерный перечень признаков дробления есть:
· участники схемы на спецрежимах;
· участники схемы извлекли выгоду из дробления: уменьшили налоги или сохранили налоги на том же уровне, расширив бизнес;
· участники схемы ведут аналогичную экономическую деятельность;
· участники схемы возникли как субъекты экономической деятельности в течение небольшого промежутка времени перед началом применения схемы (регистрация ИП, создание компаний);
· участники схемы прямо или косвенно зависят друг от друга;
· персонал, производственные мощности, складские помещения, товары распределены между участниками схемы лишь формально, на самом деле всеми руководит бенефициар схемы;
· участники схемы используют одни и те же вывески, обозначение, контакты, сайты, находятся по одному и тому же адресу, используют один и тот же IP-адрес, обслуживаются в одном и том же банке.
Учитывая все вышеназванные признаки, организация может построить схему по дроблению, которая будет работать в правовом поле.[30]
Способ пятый. Создание резервов в налоговом учете.
Для создания резервов в налоговом учете можно выделить общий порядок действий:
отразите решение о создании резерва в учетной политике;
рассчитайте сумму отчислений в резерв;
спишите расходы за счет резерва.
Создавать резервы по налогу на прибыль могут только организации, которые используют метод начисления. Организации, использующие кассовый метод, создавать резервы не могут. Создание резерва – право организации, а не обязанность. Организация самостоятельно решает, создавать ли ей резервы и какие именно.
В налоговом учете к основным видам оптимизации можно отнести следующие виды резервов: резерв по сомнительной дебиторской задолженности, резерв на оплату отпусков, резерв на ремонт основных средств.
Договорные риски
Все компании работают с контрагентами, поэтому у них существует еще и договорной риск – то есть риск неисполнения обязательств со стороны партнеров. Его последствием может быть задержка платежей (или даже неплатежи).[31]
Каким образом организация может снизить договорной риск, рассмотрим на конкретных практических примерах.
К предприятию, которое сдает помещения в аренду, обратился потенциальный арендатор, который не имеет на своем балансе имущества. Возникает вопрос: можно ли заключать договор аренды с таким «арендатором»? Если есть выбор, то делать этого не стоит. Если же вариантов нет, то сделать это можно, но лишь с условием о предоплате.
К предприятию, которое торгует химической продукцией, обратился завод с предложением совершить покупку на 10 млн руб. с двухмесячной отсрочкой платежа. Для проявления должной осмотрительности (которую от компаний требуют налоговые органы) организация запросила у потенциального клиента его последнюю бухгалтерскую отчетность. Из нее было видно, что он обладает имуществом, в том числе недвижимостью, стоимость которой намного превышает сумму договора. Однако было также очевидно, что новый контрагент испытывает серьезные финансовые сложности в виде убытков. Вопрос: можно ли заключать договор купли-продажи с отсрочкой платежа с данным заводом? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. С одной стороны, предприятие приобретает риск неполучения денежных средств за продукцию в случае неплатежа со стороны завода, с другой – оно может взыскать сумму договора и пеней через арбитражный суд за счет имущества завода.[32] В обычной хозяйственной деятельности данный риск является приемлемым.