Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Связаны между собой экономика и духовная сфера. Так, например, хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. Есть немало примеров взаимосвязи между всеми четырьмя общественными сферами. Допустим, в ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп — предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, интернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации. Подобных примеров взаимосвязи между сферами можно привести бесконечное множество.
47. Социальные институты.
Социальные институты — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.
Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: 1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступа к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака,, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.
48. Многовариантность общественного развития.
Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии какого-то времени мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!?. Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.
Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Эволюционный путь развития — не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пытаются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов.
Вот почему в ходе социальной революции зачастую преобладают стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же результаты и последствия революционного взрыва так существенно отличаются от изначальных задач, что творцы революции не могут не признать своего поражения. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. В XX столетии Россия пережила две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.
49. Типология обществ
Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию.
Общества делятся на:
1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными.
2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам.
3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным.
50. Понятие общественного прогресс
Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.
Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.
Общественный прогресс совсем не обязательно имеет место во всех направлениях. Так, рост разделения груда и дифференциация общества только тогда будет отвечать критериям общественного прогресса, когда каждый индивид будет делать то, что отвечает его склонностям и желаниям. В противном случае разделение труда ведет к отчуждению человека от его целостной природы. Общественный прогресс не осуществляется сам собой; он требует постоянных усилий как каждой личности, так и социума в целом.
51. Процессы глобализации и становление единого человечества
Глобальные проблемы человечества
Глобализация - это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
Причины глобализации: Появление высоких технологий, переход от индустриального общества к постиндустриальному, возрастание информационной связи между странами, появление глобальной сети Интернет.
Развитие международной экономики, сотрудничества стран, появление транснациональных корпораций, экономических союзов. Необходимость мировым сообществом совместно решать вопросы времени — политические, экономические, глобальные проблемы. Формы глобализации: экономическая, политическая, духовная.
Глобальные проблемы человечества:
1. Экологический кризис (+ Проблема использования Мирового океана + Проблема освоения космоса)
2. Демографический кризис.
3. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия
4. Угроза ядерной войны (Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения).
5. Проблема "север - юг" (проблема бедности и голода) - резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными.
6. Проблема стран «третьего мира» (преодоление отсталости)
7. Уничтожение национальных культур.
8. Терроризм.
52. Как вы понимаете признаки обществ «усточивость».
усточивость | общество стремиться к самосохранению |
саморегуляция | общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне. |
автономность | заключается в его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и представлять им широкие возможности для саморазвития и самоутверждения. |
53.Раскройте содержание функций общества:
функции | содержание |
репродукцивная | воспроизведение рода |
производсвенная | производство материальных и духовных благ |
социализирующая | приобщение человека к достижениям цивилизации |
охранительная | установление правил поведения людей в обществе и охрана этих правил от посягательство извне или изнутри |
55. В чем суть концепции социального действия?
Концепция социального действия составляет ядро творчества М. Вебера. Он разрабатывает принципиально иной подход к исследованию общественных процессов, заключающийся в понимании «механики» поведения людей. В связи с этим он обосновывает понятие социального действия. По мнению М. Вебера, социальное действие (бездействие, нейтральность) есть такое действие, которое имеет субъективный «смысл» независимо от степени его выраженности. Социальное действие -- это поведение лица, которое по субъективно предполагаемому смыслу (цели, намерения, представления о чём-либо) действующего лица соотнесено с поведением других людей и исходя из этого смысла может быть понятно объяснено. Иначе говоря, социальным является такое действие, «которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Это значит, что социальное действие предполагает сознательную ориентацию субъекта на ответную реакцию партнёра и «ожидание» определённого поведения, хотя оно может и не последовать. В повседневной жизни каждый человек, совершая определённое действие, ожидает ответа тех, с кем связано данное действие. Таким образом, социальному действию присущи два признака: 1) наличие субъективного смысла действующего лица и 2) ориентация на ответную реакцию другого (других). В соответствии с указанными признаками М. Вебер выделяет виды социальных действий. Традиционное социальное действие. Основано на длительной привычке людей, обычае, традиции. Аффективное социальное действие. Основано на эмоциях и не всегда осознаётся. Ценностно-рациональное действие. Основано на вере в идеалы, ценности, верности «заповедям», долгу и т.п. К достоинствам следует отнести раскрытие механизма человеческой деятельности, определение движущих сил поведения человека (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.). Недостатки не менее значимы:Концепция социального действия не учитывает случайных, но порой весьма значительных явлений. Концепция социального действия объясняет лишь непосредственные действия людей, оставляя вне поля зрения социолога последствия второго, третьего и других поколений.