Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94. Важнейшие признаки современного общества.
Одним из важнейших признаков современного общества является утрата прошлым своей детерминирующей силы для современности. Место прошлого занимает будущее как нечто несуществующее, конструируемое, а значит, переживаемое как возможность выигрыша или проигрыша.

Установка на анализ причинно - следственных связей как недоказуемых с позиции будущего приводит не только к накоплению рисков, но и к фрагментаризнации реальности.
Соответствующий тип современного общества З. Бауман определяет как индивидуализированное общество, в котором значимой задачей для человека является разрешение проблемы собственной идентичности в условиях небезопасности любого выбора.

95. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА:

наименование

Содержание и особенности

линейно-восходящий (прогресс-регресс);


Общество проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из них используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести марксистов, Герберта Спенсера, Эмиля. Дюркгейма, Фердинанд Тенниса и др.

циклический характер


модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом и природой. Одним из примеров циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, – от их возникновения через расцвет к распаду.


нелинейное развитие

Теория не рассматривает человечество как единое целое, имеющее общую судьбу. История человечества складывается из историй локальных цивилизаций – обществ, сложившихся на основе отдельного народа или региона планеты и обладающих своей специфической культурой (китайская, индийская, русская, западноевропейская и другие цивилизации). Каждая локальная цивилизация является уникальной. Их общей чертой является прохождение одного и того же цикла развития: возникновение – расцвет – закат – гибель (подобно всем биологическим организмам).

Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменений и социального развития более всего соответствует происходящим в обществе процессам. Ученые выделяют «точку изменений» – бифуркацию,т. е. такую поворотную точку, после которой изменения и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.Таким образом, выбор той или иной последовательности развития зависит от социального субъекта

спиралевидное развитие

Является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг.

В основе спиралевидного развития общества лежит закон «отрицания отрицания», открытый Георгом Гегелем.

С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии:

1)исходной стадии, с которой начинается развитие общества;

2) отрицания исходной стадии, в результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически);

3) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития





96.три стадии развития общества Даниэла Бэлла

наименование

Характерные черты

Доиндустриальная

В экономике – примитивное сельскохозяйственное производство, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности и т.д

Индустриальная

Началась с промышленной революцией конца 18-начала 19 вв.

Бурное развитие тяжёлой промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники, увеличение доли квалифицированного труда, высокий уровень социальной мобильности и свободы личности, урбанизация.

Постиндустриальная

Началась со второй половины 20 в.

В экономике ведущую роль играют сфера услуг, производство товаров массового потребления, резко возрастает значимость интеллектуального труда, создаются новые интеллектуальные технологии.

97.Маятниковая концепция П. Сорокина.

Известный социолог П.А. Сорокин (1889–1968) выражает концепцию культуры в виде волн развития, в соответствии с которыми в истории существуют два основных типа культуры, поочередно сменяющих друг друга (т. е. мировой культурный процесс имеет волновой или «маятниковый» характер;

Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: чувственный – мироощущение, опирающееся на сенсорное постижение мира (посредством слуха, зрения, осязания, обоняния); идеациональный, или умозрительный – мироощущение, опирающееся на интуицию (порождающую господствующие идеи); идеалистический – мироощущение, опирающееся и на чувства, и на интуицию, и на разум. Этим типам мировоззрения соответствуют три вида истины: чувственная, духовноинтуитивная, рациональная. Но в истории существуют именно два основных типа культуры, сменяющих друг друга, т. е. мировой культурный процесс имеет «маятниковый» характер.

Идеациональный (умозрительный) тип, когда мироощущение человечества направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение Абсолюта. При преимуществе такого типа восприятия и познания мира человек использует откровение, интуицию, мистический порыв.



Чувственный тип социокультурной системы проявляется когда мировоззренческие установки опираются на постижение мира как данного человеку в чувственном опыте. Мир познается опытным путем, опыт выступает как единственный критерий истины, рациональное познание на уровне рассудка абсолютизируется

98. Теория «Трех волн «О.Тоффлера.

Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трёх волн. Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками на уровне энергетической когерентности. Для возникновения Первой Волны, по словам Тоффлера, потребовались тысячелетия, но она в конце концов позволила большей части человечества перейти от племенного этапа (простых приматов, занимающихся охотой-собирательством) к этапу развитых аграрно-феодальных цивилизаций. Вторая Волна произошла гораздо быстрее - за несколько столетий она перевела почти всё человечество от аграрно-феодально-сельской экономики к индустриально-рыночной городской. Третья Волна, как утверждает Тоффлер, продолжает набирать силу и достигнет кульминации всего через несколько десятилетий. Мы называем ёе «информационным взрывом», «постиндустриальной экономикой» и т. п.

Третья Волна, которая началась, когда Шеннон и Винер дали определение понятию информация, а фон Нейман разработал первый программируемый компьютер, сейчас всё ещё находится в движении. К середине 80-х домашний компьютер стал таким же обычным бытовым прибором, как телевизор. Современная компьютерная сеть - компьютеры, «разговаривающие» с компьютерами, - удваивается в размерах каждые четыре месяца. Эта трансформация также будет тотальной: она создает совершенно нового «мужчину», новую «женщину», нового «ребенка», новую «личность», новое «общество», новые концепции «труда», «энергии», «реальности» и т. д. Средний человек 1998 года в 2008 году будет выглядеть таким же отсталым, как средневековый крепостной - сегодня. То, что мы сегодня считаем нормальной работой, нормальными социальными ролями, нормальным «человечеством», скоро будет казаться таким же архаичным, какими нам сегодня кажутся алхимики, кузнецы, глашатаи, придворные и цирюльники.

99. Современные концепции циклического развития общества.

Современные, но не циклические теории развития общества:

Альтернативные типы постмодернизационных теорий:

1) транзитология (ее сущность сводится к двум основным принципам: демократизация и маркетизация);


2) утилитаристский проект «хорошего общества» (представляет собой попытку «сконструировать» общество на основе соединения лучших черт, присущих разным обществам);

3) концепция устойчивого развития (ее авторы, не отрицая идеи развития, указывали на опасности его форсирования, невозможность для окружающей среды выдержать биотические нагрузки, связанные с активной деятельностью человека);

4) теория «макдональдизации» как проявления нового типа рациональности и др.

100. Модерн: понятие, признаки, особенности, этапы развития.

МОДЕРН в социальных науках (от франц. moderne - но­вый, но­вей­ший, со­вре­мен­ный) (главным образом в со­цио­ло­гии) - пре­дель­но ши­ро­ко по­ни­мае­мая эпо­ха со­ци­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва, сов­па­даю­щая ис­то­ри­че­ски с Но­вым вре­ме­нем, а так­же обоб­щён­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ со­вре­мен­но­го ти­па в их про­ти­во­пос­тав­ле­нии тра­ди­ци­он­но­му об­ще­ст­ву.

Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми об­ще­ст­ва модерна счи­та­ют­ся: в эко­но­мической сфе­ре - раз­ви­тие ры­ноч­ных, то­ва­ро­об­мен­ных и де­неж­ных от­но­ше­ний, раз­ло­же­ние са­мо­дос­та­точ­ных ло­каль­ных струк­тур, ос­но­ван­ных на на­ту­раль­ном хо­зяй­ст­ве, и пе­ре­ори­ен­та­ция хо­зяйственной дея­тель­но­сти на рас­ширен­ное вос­про­из­вод­ст­во, вы­тес­не­ние руч­но­го тру­да ма­шин­ным в про­цес­се ин­ду­ст­риа­ли­за­ции, вы­со­кий уро­вень раз­де­ле­ния тру­да и профессиональной спе­циа­ли­за­ции, что при­во­дит к мас­со­во­му про­из­вод­ст­ву и мас­со­во­му по­треб­ле­нию то­ва­ров; в со­ци­аль­но-по­ли­тической сфе­ре - ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, се­тей сво­бод­ных ас­со­циа­ций и объ­е­ди­не­ний гра­ж­дан, пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии и пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, ус­та­нов­ка на под­кон­троль­ность вла­сти, при­зван­ной вы­ра­жать ин­те­ре­сы мно­го­численных сло­ёв на­се­ле­ния, уп­разд­не­ние со­слов­ной стра­ти­фи­ка­ции («при­пи­сан­ных ста­ту­сов») и юри­ди­че­ски дек­ла­ри­руе­мое «ра­вен­ст­во воз­мож­но­стей» (ста­ту­сы дос­ти­га­ют­ся), вы­со­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность, ре­гу­ля­ция по­ве­де­ния не че­рез обы­чаи и «нра­вы», а че­рез пра­во­вые и кон­тракт­ные от­но­ше­ния («пи­са­ные» нор­мы) при осо­зна­нии их кон­вен­цио­наль­но­го и по­тен­ци­аль­но из­мен­чи­во­го ха­рак­те­ра.


Этапы становления «общества модерна» в Европе:

Вначале – эпоха Возрождения – были ниспровергнуты принципы католического традиционного общества в пользу смутного мистического мироощущения, в котором большую роль играли «дохристианские» и немонотеистические представления (в частности, неоплатонический мистицизм, магия и алхимия).

На следующем этапе – эпоха Реформации – был нанесен удар по католическому вероучению, традиции, иерархии. Лютер, Кальвин и другие вожди протестантизма проделали то, что до них никогда не предлагали религиозные реформаторы: они перенесли центр внимания исключительно на человеческий уровень, сделав вопросы веры целиком и полностью зависимыми от рассудка и рациональных выводов.

Затем - Просвещение довело эти тенденции по разрушению основ европейского традиционного общества до логического предела, опрокинув основы религии как таковой, чего не делали не деятели Возрождения, ни протестанты.

101.Основные черты общества «модерна».

См. вопрос 100

102. Различные взгляды на развитие «модерна»:

К.Маркс

Капиталистические отношения, основанные на частной собственности, наемном труде и товарном производстве, уничтожившие феодальные отношения

М.Вебер

Бюрократизация жизнедеятельности людей и рациональное мировоззрение

Э.Дюркгейм

Усиливающееся разделение труда и более узкая специализация в экономике

Ф.Теннис

Утрата общности: рост населения, городов, обезличенность взаимодействий

Г.Зиммель

Использование денег в экономике и урбанизация

Мануэль Кастельс

Информационные потоки, глобализация, капитализм и сетевые технологии в устройстве общества, экономики и производства

Ульрих Бек

Современное капиталистическое общество окутано разными рисками и находится в постоянном поиске их минимизации, управления и торговли ими.

Джодж Ритцер и Зигмунд Бауман

Формальная рациональность и «макдонализация» общества, построенного по таким принципам как: эффективность, предсказуемость, акцент скорее на количестве, чем на качестве, и осуществление контроля...

ДЖОН Урри

Социальные мобильности - потоки информации, образов, людей и капиталов...