Файл: Теория и практика разделения властей (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Равновесие властей специальными мерами, которые не взаимодействие, но и в установленных . В то же они гарантируют власти от в тех же полномочий. , что принцип является из правового и действовать в связке с , из которых законности, государства и , прав .
3. ПРАКТИКА ВЛАСТЕЙ
же - США 1787 г., 1789 . - закрепили, и в вариантах .
Законодательную 1787 г. () конгрессу, из палат: избирающейся( в то , так и теперь) и сенатам, избирали ( до г.) парламенты . Из видно, что с начала был как консервативная по , не от избирателей, по к палате .« Адамс, страны, так и : сенат узду на . Другой из «» - Медисон - , что необходим на нижняя «во зло» ».
Палата и получали в том, что касалось и принятия . государства и называла США. Он выборщиками по . Они голоса с . Проходил тот, за подано выборщиков.
учредительного , чтобы сам конгресс - так . этого возражения, на опыте. в на интриги, на , которые польских . После должность сделать . Его были годами, но отпущено президента на . Президент США властью. Он в лице и премьер-министра . Ему верховное . Следуя властей, президента в строгом (права готовый ); его на законопроект, палатами, «опрокинуто» обеих . В время не от того, как проводимая им в представителей или . Так же и . Они не являются и не зависят от его . «Но так больше в , чем на . На самом обладал (и ) возможностями на , равно как и не возможности на »[16].
Назначения на все президент с сената, на - палаты . Но своих может по : считается, что послушных , нет права их [17].
властью США суд. Уже в конституанте ( ) было , в общем , что федеральный суд - инстанция США - право принятых при их конституции. в , что это право суд осуществлять не ( надзорная ), а в с определённым - или гражданским, в его [18].
В этом были Верховного США в о судоустройстве г., первым США (ст. 25). о неконституционности в целом или его быть не как частным ( ) на том основании, что нарушается гарантия, для личности, , или иных . После Верховного не может на закон или к ответственности на его . Так (и осуществляется) властей в США.
В г. прав и , принятая во (и частью Конституции) в 16 закрепила принцип: « , в котором не правами и не властей, не ».
На XIX-ХХ властей все широкие , со временем в цивилизации и .
В республике проводится . Об этом, в , опыт США, , где этот был дополнен « и противовесов», не только три , но и конструктивно их. В , США за всю свою не глубоких , хотя , особенно и , периодически всё же .
особенности разделения в с парламентской правления: парламентских и монархиях. Здесь, как и в конституционно-правовом государстве, относительная и законодательной, и власти, но ними при специфических . Так, законодательной и обеспечивается, в , тем, что может правительству, а может .
Есть и в полупрезидентских . Французской , , применение властей не раздроблению и , а напротив, сотрудничеству и её ветвей. , сильная, служить и общества, в чём и предназначение . В Франции широкими , которым он в мере власти, при он, однако, не перед .
В то же президент власть с , в свою , опираться на большинства. порицания быть роспуск , хотя и определённые . парламент законодательным , но его полномочия, как и применения , ограничены . по вопросам властей в основном .
В Российской разделения закреплён в о суверенитете . Российской 1993 . фиксирует как одну из строя. В 10 : «Государственная в Федерации на разделения на , и судебную. , исполнительной и самостоятельны».
, определяющие власти в «Президент », «Федеральное »,« Российской »,« власть». Все эти органы в степени концепцию . Разделение разделение органов при принципа власти.
целесообразным на положения органов , чтобы механизм разделения в Федерации.
был учреждён в общенародным в 1991 г. По РФ г. «Президент РФ государства» (п. 1, ст. 80, РФ). В Конституции его определена «высшее » и «глава ». Изменение не означает Президента РФ или его «» от власти. « государства» отражает и то, и , но не о появлении ветви . тем не менее «президентская », то это означать статус в трёх , у него полномочий и его разнообразных и во взаимодействии с властями, но в - с властью.
« не вмешиваться в Собрания или - Конституция их полномочия. властями он только с процедур или спора в суд. В то же статьи на то, что фактически главой (право , право на Правительства и .)».
Президента, из конституционных государства и , в и главном не с представительного .
проводит их полномочий, из разделения . В то же полномочия в взаимоотношений с рассматривать как непременного процесса. право Государственной , в то как выборы Советом . образом, этих власти не на основе, взаимозависимости.
Государственная на тридцатый , но Президент заседание этого . имеет инициативы, то , законопроектов в , он обладает на законопроекты, Собранием. Это в теории как , быть при принятии палатами при раздельном в две трети - в этом обязан в течение . Законопроект и вводится в после его и Президентом. На 14 дней, закон или отклонён, или в . Президент к Собранию с о положении в , об направлениях и политики , но с этими не , что он нуждается в идей.
референдум в , федеральным . Президент Государственную , но не его право Федерации, возможен в отклонения ею Председателя ( .111, Конституции РФ), при недоверия в 3-х месяцев (.117) и при Думы в (ч.4, ст.117). В Государственной назначает с тем, чтобы собралась не чем 4 месяца . Государственная не может распущена :
1) в и года её ;
2) с момента ею против до соответствующего Федерации;
3) действия на РФ военного или ;
4) в 6- месяцев до с полномочий РФ.
основание для и ограничения в этой о том, что роспуск как явление и не . При всех Государственной Федерации деятельность, представительной .
из важных правового существование с и исполнительной судебной .
Концепция правового государства, воспринятая в России в 90-е гг. XX в., предполагает реализацию ряда новых принципов существования государства, в числе которых:
1) верховенство права;
2) установление взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства;
3) гарантированность общепризнанных прав и свобод человека;
4) разделение властей.
Впервые конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной, отличающейся от других видов государственной власти было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1989-1992 гг.).
Специальная глава этой Конституции, посвященная судебной власти, называлась «Правосудие и прокурорский надзор». Но в полной мере признание судебной власти одной из равноправных ветвей государственной власти в Российской Федерации нашло свое отражение в Конституции РФ.
Глава 7 « Судебная власть» характеризуется подходами к раскрытию сущность судебной власти, устанавливаемая, что судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной власти, осуществлении правового контроля за их деятельностью.
Этим достигается реальное, в результате которой становится невозможным захват или присвоение власти нелегитимным путем.
Так, судебная власть оказывает влияние на формирование органов законодательной власти. Все конфликтные ситуации в период избирательной кампании рассматриваются в суде.
В период функционирования представительных органов власти их решения и акты, начиная с органов представительной власти местного самоуправления и заканчивая федеральными законами, принятыми палатами Федерального Собрания РФ, могут быть обжалованы в различные судебные инстанции - от районного суда до Конституционного Суда РФ.
Высшие суды российского государства могут влиять на законодательную деятельность парламента - Федерального Собрания РФ путем реализации права на законодательную инициативу. Конституционный Суд РФ, обладающий правом толкования Конституции РФ, фактически может формулировать новые правовые нормы, тем самым включаясь в законодательную деятельность. Законы, принятые парламентом, подписанные Президентом РФ и опубликованные, могут быть признаны Конституционным Судом РФ неконституционными, а значит, утратившими юридическую силу.
Одно из основных назначений судебной власти в демократическом правовом государстве - защитить общество и его членов от произвола исполнительных органов, должностных лиц. Исполнительная власть должна действовать в рамках закона, при его нарушении наступает ответственность, устанавливаемая судом.
Но не только судебная власть имеет определенное влияние на законодательную и исполнительную ветви власти, они также могут оказывать существенное воздействие на нее. Парламент РФ взаимодействует с судебной властью путем принятия законов о судебной системе, статуса судей, уголовного, гражданского, административного и другого законодательства, а также путем назначения на должность судей высших судебных органов. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров правоохранительных органов, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Все эти «Контакты» ветвей власти не должны затрагивать основную сферу деятельности суда - осуществление правосудия.
В прямом смысле под термином «правосудие» понимаются суждения суда о правах и обязанностях, ответственности каких-то лиц на основе применения судом закона к конкретным фактам, случаям жизни, поступкам людей. Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в различных юридических конфликтах обеспечить господство права, выраженного в нормативных актах, принятым этим государством. Именно суду доверяется использовать государственные полномочия при осуществлении правосудия. Всем остальным органам государственной власти и управления запрещается принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Конфликты между ветвями власти, между государственными органами в рамках одной ветви, включая и судебную, а также между государством и его субъектами, органами местного самоуправления, если они не могут быть решены иными способами, подлежат разрешению судебной властью.
Кроме того, судебная власть решает проблемы, связанные с нарушением гражданами и должностными лицами правовых предписаний, установленных государством. Обычно в большинстве случаев такие предписания выполняются сознательно и добровольно, но при их нарушении государственная власть вправе применить принуждение. В этом случае судебной власти отводится особая роль, так как именно она вправе применить наказание от имени государства.
Понятия «правосудие» и «судебная власть» - не синонимы, хотя очень они близки по смыслу. Термин «судебная власть», которым названа глава Конституции РФ, означает систему органов, данную власть осуществляющих. Термин же «правосудие» делает акцент на функцию судебной власти - разрешение споров и конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.
Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.
При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:
1) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;
2) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;
3) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации». Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ[19].
Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ;
3) Высший Арбитражный Суд РФ[20].
Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.
Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: