Файл: Теория и практика разделения властей (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
2) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
4) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
1) между федеральными органами государственной власти;
2) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом.
Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу[21].
Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей можно использовать следующий пример из судебной практики: «Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили[22].
Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: «Правительство действовало, противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ[23].
Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Истоки российского парламентаризма можно найти в деятельности первых Государственных Дум в дореволюционной России (1906-1917 гг.)- это было представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными полномочиями. Впервые в советской российской истории двухпалатный парламент - Верховный Совет - возник в 1990 г. И просуществовал до сентября 1993 г. Современная структура российского парламента определена действующей Конституцией РФ и существует с января 1994 г. Российский парламент - федеральное собрание РФ - это авторитетный орган власти, выполняющий важные государственные функции, но первое место среди них занимает законотворчество. Только это общенациональное учреждение, организационное на началах выборности и представительности, может принимать поправки к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2, 9 ) - федеральные конституционные и федеральные законы. Потому не случайно парламент, согласно конституционным нормам, официально именуется представительным и законодательным органом РФ (ст.94).
Парламент в России (как и во многих зарубежных странах) рассматривается как выразитель интересов народа. В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания основана на следующих принципах:
1) Конституционные положения закрепляют, что порядок избрания депутатов Госдумы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами. В основных нормах выражена компетенция парламента и его палат, конкретизированная в регламентах палат;
2) Депутаты Федерального Собрания уполномочены народом осуществлять государственную власть;
3) Только этому органу принадлежит право принятия федерального бюджета и контроля за его исполнением;
4) Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности;
5) Парламент может сдерживать деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших федеральных судебных органов.
Последовательное осуществление всех этих положений приводит тому, что Федеральное Собрание не только выражает общую волю народа, но и воплощает ее в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому непосредственно ( кроме народа) подконтрольно. Федеральное Собрание является высшим представительным и законодательным органом РФ. Оно действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тематика принципа разделения властей показывает на сколько важна теоретическая правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике - в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных «опытов» на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании правового государства, в котором принцип разделения властей занимает важнейшее место, «творцам» надо учитывать как богатый теоретический, так и практический опыт.
Концепция разделения властей зарождалась в определенных исторических, политических и социальных условиях; в течение веков она подверглась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад.
Разделение властей - это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться с древнейших времен.
Принцип разделения властей давно уже является одним из основных признаков правового государства наряду с верховенством права, законностью управления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечением самостоятельности гражданского общества в отношениях с государством. Данный принцип - не результат трудов какого-либо мыслителя или одного из направлений политической мысли какой-либо эпохи, различные правовые принципы и политические концепции разделения государственной власти с разной степенью теоретической и практической оформленности можно встретить в любом периоде истории развития государства и права и политико-правовых учений.
В необходимости формирования единой общепризнанной теории разделения властей не приходится сомневаться и сейчас, в эпоху конституционного закрепления названного принципа.
Принцип разделения властей требует строгого разграничения трех ветвей власти ( законодательной, исполнительной, судебной). В то же время принцип разделения властей предполагает и взаимодействие властей, как единого государственного механизма. Принцип разделения властей понимается, как сбалансированное соотношение трех ветвей власти.
В Российской Федерации государственная власть представлена законодательной властью - Федеральное собрание, исполнительной властью - Правительство России, судебной властью - Конституционный Суд Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный Конституционный закон «О правительстве РФ» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2016)
- Авакьян. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ М., 2017. - с. 477-479.
- Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 2016г. – ст. 56
- Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в трёх томах. М.: Профессиональное образование, 2015г. – ст.23
- Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 2016г. – ст.65.
- Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2018. – ст.98.
- Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России, М., «Юрист», 2017.
- Трушинская И.А. Современные проблемы взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти федерального уровня. // Вестник Челябинского государственного университета. 2016г. - № 4
- Топорнина Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Хрестоматия / М.: Академкнига, 2017г. – ст.78
- Чиркин В.Е. Конституционное право России. 2016г. – ст. 47
12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 2018.
12. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., Юрист, 2018
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Авакьян. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ М., 2017. - с. 477 ↑
-
Там-же ↑
-
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в трёх томах. М.: Профессиональное образование, 2015г. – ст.23 ↑
-
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 2018. ↑
-
Чиркин В.Е. Конституционное право России. 2016г. – ст. 47 ↑
-
Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2018. – ст.98 ↑
-
Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 2016г. – ст.65. ↑
-
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 2018. ↑
-
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в трёх томах. М.: Профессиональное образование, 2015г. – ст.23 ↑
-
Авакьян. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ М., 2017. - с. 477 ↑
-
Чиркин В.Е. Конституционное право России. 2016г. – ст. 47 ↑
-
Авакьян. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ М., 2017. - с. 477 ↑
-
Там-же ↑
-
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., Юрист, 2018. ↑
-
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в трёх томах. М.: Профессиональное образование, 2015г. – ст.23 ↑
-
Там-же ↑
-
Чиркин В.Е. Конституционное право России. 2016г. – ст. 47 ↑
-
Авакьян. С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ М., 2017. - с. 47 ↑
-
Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 2016г. – ст. 56 ↑
-
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в трёх томах. М.: Профессиональное образование, 2015г. – ст.23 ↑
-
Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России, М., «Юрист», 2017. ↑
-
Там-же ↑