Файл: Теория и практика разделения властей (ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Принцип разделения властей, является актуальным в Российском государстве на современном этапе. Связано в первую очередь с тем, что во времена советского времени, на протяженном длительном историческим периоде эта тема не находила отражения в правовой отечественной концепции, сам факт разделения властей идеологически отрицался, ибо не соответствовал общей стратегической цели социалистического государства.

С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить следующий круг вопросов:

Каковы исторические корни принципа разделения властей?

Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?

Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?

Каково содержание принципа разделения властей?

Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М. Н. Марченко «Теория государства и права», В. Н. Хропанюка «Теория государства и права», М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», З. М. Черниловского «Всеобщая история государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России», М. Валуева «Исторические типы философии»; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З. М. Черниловского, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.


Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»[1].

Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от «» и принимает при различные [2]. В связи с целесообразным путь власти к его восприятия в в качестве из принципов[3].

исторически на ранних государства и в власти лиц и , в которой две устойчивые : власти в или в одном и разделить , и ответственность. и два , вытекающие из отношения к : за власть уже и против её , с стороны и отношения и избавить от между с . Отсюда же и для истории функций на её : вождя и ( , князь-предводитель , , глава и т.п.) [4].

крупное развело и власти, и церкви. Оно же и борьбой за , преобладание над религиозной, или в светской . Соперничество продолжалось , всё средневековье и времени как в , так и на [5].

Оно далеко не для государств и и , при этом его не однозначен в мира. , христианская его спор о в светской, , во многих (в мусульманских , Иран) - в политического начал , его политико-правовой и уклада[6].

с , в самом рано профессиональных . Уже Аристотель в нём законодательного - (исполнительного учереждения) и органа. власти и местным ( ), формировалась всё политическая , властей и с разными . разделение в конце из организационных Нового , функционирует как разграниченных, но и собой и органов . организация с в лице , исполнительных и включая и разделение монархическим и (городскими) , самоуправлением, с частично , включённых в «по » из числа .


Децентрализованное государство упрочение , которые в Западной пе в 13-14 веках и, в , структурной и возникновения и в центрах . Другой власти королевские , очень и , нередко , несмотря на их , как это имело в тайном в послепетровского , из восьми («верховников») две знатнейшие - и Голицыных.

, существовали и (ассамблеи) верхов, (лиги), , как соборы в , готовившие в совершенные власти. институционального и государственной в начальный времени ( в.). В период государство централизованным в большинстве Европы. теперь в развитом и управления и , неизбежно был специализирован и .

в то же время и буржуазия на порах центр и его , но при этом и к власти, до известной и между и , и доступ был , прежде , в центральные ( и представительные) .

развитие шло несколькими :

  1. происходила структур, в центр со и техникой власти (её , организации и т.п.);
  2. и центральная власть и её , кадров ;
  3. завершилось в феодальном надзора и , передачи от властв( ) верхушки - органам».

процесс обоснование в разделения и проектами и правового , и строя, была эффективного и в свою от разделения её на три , взаимосвязанные и друга .

идея , исполнительной и сопровождает идеального на многих . В состоянии она уже во древнегреческих ( , Полибий). , как принцип о демократическом он был Д. Локком и Ш. Монтескье. При база всем истории (о выше), а к её послужили, в Англии (1640-1648.) и, в во Франции (1789-1794.)[7].

В политической (1632-1704гг.) и идея (« о правительстве»). « и общество на (имелась и собственность).

В , говорит , , может , и благополучно, но им многого для . На основе учреждается - институт для и разрешения с недоразумений[8].

Но, и в собственность не , например, от монархии. Для охрана не исключительно от , люди со и законодательств. Но, и в вероятно , всегда свобода для т и законов[9].

, , судьями правители, они , руководствуясь же , что и в процессе . А это волюнтаризмом , беззаконием… систему и - разделение на , исполнительную и с каждой лиц. Тогда, , в монархическом властью аристократический , исполнительной - , а имеет поделить м и демократическим ».

В идея как принципа в наиболее была М.М. (1772-1839гг.) в « и ». В своих преобразований о конституционной , управляла бы на « ». Законность власти всего с разделения .« власть вручена , которая и законы, для сессионно, раз в год, свою 19 . Глава - монарх в Думы, но « закон не издан без . Установление , налогов и в Думе». свободно, и не может «ни , ни обезобразить их», так как в исполнительная представительному . власть системой, суд и завершающийся органом - . Три управляют тому, как организмом: к , воле и . предусмотрел и этих для их действия в , состоящем из лиц, монархом, а по избирательному . совет под царя, он законодательной , но , «коим перемена в сил или в отношении лиц собой», и исключительно .


Порядок в образом законом. , что проект не осуществлял властей, с сдерживающих , но, и это важно, их согласованного , избежать трёх . Сперанский во обстоятельство, противником Н.М. Карамзиным: « в одной два грозные в клетке, друг ». Там же. С. 209.  выше разделения и М.М. Сперанского монархии. П.И. (1793-1826гг.) - « » - в качестве правления  - наиболее в время, и интересен. по проекту , в Народном -« органе, сроком на лет, с переизбранием его части, при « же самый опять ». «н не может вечи. Оно в государстве, ». Там же. Исполнительная - Дума - из человек, на пять лет. « из выходит один и выбором. Все и все правительствующие под ведомством и Думы».

- Верховный из 120 человек, на всю жизнь и не ни в , ни в исполнительной . назначают , а вече ими « места». направляется на в собор, не в его рассмотрение по , но проверяет необходимых , и после собором юридическую . В разделения , Пестелем, « определённости », то есть, компетенции , и блюстительной . того, на том, чтобы органу « точные и ». Собор контрольные и на , так как назначает по из членов в и в каждую . действующих назначаются . - «Собор в законности и державную . имеет под суд чиновника за злоупотребления. законодательной и , а также определяется ».

В серьёзный в отечественной властей Коркунов (19 в.) -(« и »). Однако в этого возможным в XX века.

, можно выводы:

1) принцип разделения быть демократическому , - ни в , ни в феодальном он , так как сам принцип экономически - основного , обла и правами;

2)  для осуществления необходимы условия - развития сил и , а также - политического я ;

3) теория предлагает механизма разделения .

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

бы ни были механизма разделения  в основе его содержание. обладает верховенством, она устанавливает государственной и , основные и внешней страны, а, следовательно, , в счете, и формы и судебной .

положение в механизме обуславливает силу ими , придаёт нормам , в них. Однако власти не характера. её ограничены , естественными , идеями и . Она находится под и специальных органов, с помощью соответствие конституции.

в лице занимается правовых , законодателем. Её быть на , осуществляться в . Исполнительные и должностные не права акты, , не предусмотренные или обязанности и . Исполнительная правовой в том случае, она подзаконной , на началах .

исполнительной также её и ответственности органами . В правовом гражданин любые исполнительных и лиц в судебном .


власть право, государственной и от любых , кто бы их не . Правосудие в осуществляется органами. не присвоить суда. В деятельности суд законом, и не от субъективных или исполнительной . и законность важнейшей и свобод , государственности в [10].

С стороны, суд не себе или исполнительной , с стороны его является за нормативными властей. , таким , сдерживающим , нарушение , и прежде , как со стороны , так и органов , обеспечивая тем разделение »[11].

образом, государственной на три самостоятельные и предотвращает властью и управления , не правом. из властей место в государственной и свойственные ей и функции[12].

поддерживается мерами, не только , но и полномочий в . В то же время они одной от в пределах тех же . отметить, что властей из принципов и эффективно только в с , важнейшими из принцип , ответственность и , реальность .

В Российской разделения закреплён в о суверенитете . Российской 1993  . фиксирует как одну из строя. В 10 : «Государственная в Федерации на разделения на , и судебную. , исполнительной и самостоятельны». чёткое , исходя из властей.

бы ни разными действия властей в определяет его .

«Законодательная верховенством, она правовые и общественной , направления и политики страны, а , определяет в правовую и деятельности и властей.

законодательных в правового высшую принимаемых ими , общеобязательный права, в них. верховенство не носит характера. Пределы её принципами права, правами , свободы и . Она под контролем и конституционных , с которых законов .

Исполнительная в своих непосредственной норм, . Её деятельность основана на , в рамках . органы и лица не издавать , устанавливающие , не законом или граждан и . власть характер в том , если она властью, на законности. власти посредством её и перед государственной . В государстве может незаконные органов и лиц в порядке[13].

призвана , правовые и общественной от нарушений, кто бы их ни [14].

в правовом только . Никто не себе . В своей суд руководствуется , правом и не от влияний или власти[15]. и правосудия гарантией и граждан, в целом. С , суд не может функции или власти, с его важнейшей организационно-правовой за актами .

Судебная , образом, фактором, правовых , и всего , как со законодательных, так и государственной власти, тем самым властей».

, разграничение власти на три и независимые возможные и возникновение государством, не . Каждая из занимает в общей власти и только ей и .