Файл: Учение о бытии Задание первое. Термины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учение о бытии

Задание первое. Термины.

Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность в ее объективном и целостном существовании.

Онтология – 1) это учение о сущем; учение о бытии как таковом; 2) это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, а также структуру и закономерности.

Субстанция – это первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей.

Субстрат – 1) это общая материальная основа явлений; 2) это совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы либо процесса.

Качество – это то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов.

Количество – это философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов.

Мера – это единство качественных и количественных сторон предмета (то есть качество и количество). Мера выступает в первую очередь как характеристика отдельного предмета, выделенного из системы отношений с другими предметами.

Метафизика – это раздел философии, который занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид либо социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая, а также познавательная деятельность.

Эссенциальность – это термин, которым К. Поппер обозначил отдельное направление в философии науки. Это направление было сформировано позицией о том, что конечная цель науки заключается в познании «сущностей», которые лежат в основе наблюдаемых явлений. То есть это существенное именно то, что относится к сущности вещи. Противоположность ей – акциденциальность.


Экзистенциальность – это философия, которая во главу угла ставит уникальность человека.

Интенция – это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В отличие от желания, интенция понимается в качестве задуманного плана действий.

Релятивизм – это методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Из данного подхода вытекает отрицание каких-либо субстанциальных (сущностных) моментов, сторон в вещах, научных теориях, моральных нормах и т.д.

Задание второе

«Становление философского учение о Бытии – онтологии».
Когда и где возникает онтологическая проблематика, формирующая знания человека о мире?


а) Становление внутренней логики формирования онтологической проблематики (Парменид).

Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.). Античность.
Один из создателей философии и основоположник онтологии – Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.) считал, что истинное знание дает человеку исключительно разум, а чувства способны послужить основой только противоречивых и недостоверных мнений, и стремился нарисовать картину умопостигаемого мира. Парменид при этом исходил из основной для него мысли, в соответствии с которой «только сущее есть, не-сущего же нет, и оно немыслимо». Согласно с данным тезисом, сущее не может ни возникнуть, ни исчезнуть, так как оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни превратиться в не-сущее. Поэтому, сущее никогда не было (в прошлом) и никогда не будет (в будущем). Оно всегда есть (в настоящем). Оно абсолютно неподвижно, неизменно и неделимо.

б) Бытие как трансцендирование (Платон).

Платон (427-347 гг до н.э.). Античность.
Вместе с материалистическим развивалось также и идеалистическое направление античной философии. Оно представлено было многими философами, в числе которых выделялся Платон. Платон бытие рассматривал в качестве существования бестелесных идей, то есть идеалистически. Платон (427-347 гг до н.э.) учил о существовании двух миров – это мира идей и мира вещей. Мир идей содержит общие понятия, при том, как мир вещей – это слабое отражение мира идей, то есть общих понятий. Подлинное бытие по Платону – это мир идей. Данный мир неизменен

, вечен, абсолютен. Окружающий человека мир вещей и сам человек изменяются постоянно, никогда не равны себе, находятся в вечном процессе становления. Это неподлинное, отраженное бытие, временное, а также смертное. Платон считал, бессмертная душа человека связывает его с миром идей как с миром чистых сущностей, которые он постигает своим умом, то есть мыслит о них. Благодаря душе человека осуществляется его переход в духовное измерение и, значит, к подлинному существованию.

в) Бытие как становление.

Возможности и время есть условие становления или развития. Именно континуальность развития требует его отнесения в сферу бытия. Дело в том, что для чувственного восприятия развитие и становление выглядит как дискретная последовательность состояний (именно это имел в виду Гегель утверждая, что "развитие совершается за спиной сознания"). Непрерывность изменений во времени - сверхчувственный факт.

Суть становления - утверждает Ж. Делез - ускользнуть от настоящего. "Именно из-за такого ускользания от настоящего становление не терпит никакого разделения или различения на до и после, на прошлое и будущее. Сущность становления - движение, растягивание в двух смыслах-направлениях сразу..." [22]. Другими словами - становление представляет собой подчеркнутую континуальность.

Гераклитовское "в одну и ту же реку нельзя войти дважды" - "все течет" (panta rei) выражает принцип становления, невозможность схватить то, что становится - посредством чувства. Быть может это действительно обрекает нас на молчание и невозможность войти даже единожды в реку (так эту идею продолжил ученик Гераклита - Кратил).

Идея становления позволяет сформулировать принцип взаимосвязи бытия и материи (показать их различие): бытие есть материя, взятая в континууме своего становления.

Важно заметить, как различаются те свойства вещей, которые позволяют им сосуществовать, и те их свойства, которое характеризует историю и будущность вещи. Ясно, что нечто есть то, что оно есть благодаря своему становлению, но налично "свойства становления" отсутствуют.

г) Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.

Бытие выступает как реальный процесс жизнедеятельности, в котором человек через различные социальные практики превращает внешний мир на условия и средства своего саморазвития, и тем самым утверждает себя как субъекта социальной деятельности.

Задание третье.


Субстанциальное единство Бытия представляет собой единство сущности и существования, материального и духовного.

1. Поясните теоретические характеристики категории «субстанция», формирующие основу применения данной категории в философских изысканиях.

Самодетерминация – характеристика категории «субстанция». Обозначает объективную закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность всех явлений.

Универсальность – свойство материи быть разносторонней, всеобъемлющей.

Целостность – завершённость, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже XIX и XX веков стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязности, в их структуре и, таким образом, отдать справедливость тому факту, что описание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общее состояние и общее действие вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил ещё Аристотель, больше суммы своих частей. «Целое» не составлено из частей, в нём только различаются части, в каждой из которой действует целое.

Монистичность – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Диалектико-материалистическая монистичность утверждает, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания – продукт развивающейся материи.

2)    Становление категории субстанции в философских трудах Б. Спинозы.

Философия Б. Спинозы – одно из значительных учений XVII в. Содержание и основные принципы философии он стремился излагать в строгой форме геометрических аксиом и теорем, считая геометрию образцом достоверности и научной доказательности.

В своём главном произведении – «Этике» он разрабатывает монистическое учение о материальности мира. По словам Спинозы, не может быть двух субстанций в природе вещей, не может быть одна субстанция причиной другой. Субстанция в учении Спинозы является исходным пунктом его философии. Спиноза соединяет, сливает Бога с понятием субстанции, отождествляет его с природой. Вне субстанции, вне природы, которую Спиноза называет Богом, не существует никаких иных причин. Называя «творящую природу» Богом, отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, выражает свои материалистические и атеистические взгляды в форме пантеизма (т. е. учения, отождествляющего Бога с природой): природа есть причина и следствие,
сущность и существование; она вечна и бесконечна. В качестве субстанции он определяет природу, которая обладает «абсолютно бесконечной способностью существования» и не нуждается в посторонних причинах своего бытия. Только природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Определив природу как субстанцию, которая является причиной самой себя, вечное бытие которой вытекает из её сущности, Спиноза снимает вопрос о творении природы и о Боге как её творце. Природа – вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Природа как субстанция, отмечал Спиноза, проявляет себя в атрибутах, вечных, коренных, неотъемлемых свойствах. Субстанция – бесконечна, поэтому атрибутов у неё бесконечное множество. Но человек из этого множества познаёт два: протяжённость и мышление. Субстанция, по мнению Спинозы, немыслима вне своих атрибутов, протяжённость и мышление составляют неизменные формы бытия субстанции, неотделимы от неё и являются проявлением её сущности.

3)    Основные идеи субстанциальности, изложенные в работах Р. Декарта.

В истории новой философии Декарту принадлежит особое место как творцу дуалистической философии. Он попытался создать философскую систему на основе признания двух самостоятельных субстанциональных начал – материи и духа, тела и души. Представляя мир как творение Бога, Декарт отрицает единство мира и утверждает, что он состоит из двух самостоятельных независимых субстанций: духовной и материальной. Таким образом, единый мир Декарт расчленил на две независимые друг от друга части, определив каждую из них как самостоятельную субстанцию. Неотъемлемым свойством, или атрибутом, материальной, телесной субстанции он считал протяжённость, атрибутом духовной субстанции – мышление.

Согласно учению Декарта, человек представляет собой лишь механическое соединение духовной и материальной субстанций, души и тела. Движения человеческого организма зависят от его тела, а мысли связаны лишь душой. Существующие две независимые друг от друга самостоятельные субстанции в понимании Декарта не выступают в качестве совершенных субстанций. В «Началах философии» он определяет субстанцию как такую вещь, которая в своём существовании нуждается только в самой себе. Поэтому совершенной субстанцией выступает лишь Бог, он существует «сам из себя», он есть причина «самого себя». Мир же, сотворённый Богом, Декарт