ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Оглавление
Предисловие
Введение
О понятии проектного обучения
НИУ ВШЭ
Проектная деятельность студентов Национального исследо- вательского университета «Высшая школа экономики»
Опыт формирования проектно-учебных лабораторий
Московский Политех
Внедрение проектной деятельности как часть модернизации образовательной системы
Дальневосточный федеральный университет
Центр проектной деятельности
Уральский федеральный университет
Проектное обучение в Нижнетагильском технологическом институте УрФУ
Южный федеральный университет
Внедрение проектного обучения в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ
Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского
Проектное обучение в формате Всероссийской школы “Тех- нологии+Бизнес”
2 10 18 28 44 54 68 88 106 136
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
3
Морозова Екатерина Владимировна
Директор Открытого университета Сколково emorozova@sk.ru
4
Предисловие
В этом издании представлен результат работы команды едино- мышленников, объединенных идеей внедрения проектного обуче- ния и менторства (наставничества) над проектами в российскую систему образования. Замысел этого методического пособия ро- дился при подготовке Школы наставников проектного обучения в
Инновационном центре «Сколково» в 2017 году. В команду проек- та вошли представители не только университетов, но и институтов инновационного развития (Фонда «Сколково» и Агентства стра- тегических инициатив). Пособие представляет опыт нескольких университетов, которые сделали проектную деятельность частью образовательного процесса, и дает возможность другим универ- ситетам и колледжам двигаться по этому пути быстрее, не повто- ряя уже совершенных ошибок.
Именно из университетских идей, разработок и лабораторий вы- растают успешные технологические стартапы во всем мире. Уни- верситеты становятся той питательной средой, в которой молодой человек впервые пробует себя в качестве лидера или участника команды, в которой он не просто создает нечто новое, но и пыта- ется найти на это средства и доказать уникальность своего реше- ния через участие в инженерных соревнованиях, исследователь- ских конкурсах, питч-сессиях и предпринимательских «тусовках».
Образ типичного американского начинающего стартапера – это студент старшего курса, который стучится в дверь преподавате- лю и предлагает выписать чек на 10 тысяч долларов в обмен на долю в своей компании. Каждый европейский студент знает, что в его вузе есть несколько мест, где студенты собираются для об- мена бизнес-идеями, есть несколько открытых межфакультетских курсов и программ, на которых можно научиться основам бизне- са, есть грантовые и конкурсные программы для тех, кто хочет от- крыть свой стартап или протестировать идею. Все это формирует ту самую базу знаний и практик, с которой легче начинать свою собственную предпринимательскую историю или хотя бы при-
5
обретать первый опыт побед и разочарований. Благодаря под- держке проектных инициатив и нового бизнеса растут все техно- логические долины и центры, в которых вчерашние выпускники технических вузов и бывшие инженеры, и разработчики из Intel и
SAP десятками создают и закрывают новые компании и проекты.
Именно поэтому венчурные фонды охотно сотрудничают не толь- ко с крупными и авторитетными академическими лабораториями, но и с организаторами конкурсов студенческих проектов и разра- боток.
С 2011 года Фонд «Сколково» и Открытый университет Сколково работают с российскими технологическими проектами ранней стадии зрелости, помогая им пройти долину смерти найти свою модель успешной коммерциализации результатов исследователь- ской и инженерной деятельности. Мы не просто даем гранты на развитие. Мы консультируем команды и лидеров и помогаем им найти ту модель продукта, команды и развития, которая приведет разработчиков и ученых к созданию высокотехнологичного бизне- са. За 7 лет через нас прошло несколько десятков тысяч заявок на получение статуса резидента проекта «Сколково», проведено мно- жество консультаций, воркшопов и конференций для инженеров, исследователей и предпринимателей по темам создания успеш- ных предпринимательских проектов в сфере высоких технологий.
Рефлексия этого опыта позволила нам понять состояние и пер- спективы развития проектной культуры и деятельности в России, а также определить свою возможную роль в распространении это- го типа культуры и деятельности.
Число конкурентных технологических проектов в России невели- ко. Число проектов с перспективой коммерциализации и с по- тенциалом выхода на глобальные рынки критически мало. Одна из причин такой ситуации – отсутствие культуры проектной дея- тельности в системе образования и низкая предпринимательская активность в молодежной среде. В данном случае под предпри- нимательством понимается не только стремление и способность зарабатывать деньги, а, в первую очередь,готовность брать на себя ответственность и риски, мотивация на создание нового, от- сутствие страха ошибки и разочарования. Успешный предприни-
6
мательский проект – это не только харизматичный лидер с идеей.
Это еще и компетентная команда, способная эту идею воплотить и развивать. Важный вопрос, на который необходимо ответить: на каком этапе образования и благодаря чему формируются способ- ность мыслить и действовать проектно, умение презентовать и от- стаивать свою идею, навыки лидерства и работы в команде. Когда студенты и школьники учатся видеть коммерческий или социаль- ный потенциал от реализации своих идей или разработок? Какой процент школ или университетов охвачен технологическими со- ревнованиями или предпринимательскими конкурсами? Как даль- ше эти навыки и способности развиваются и поддерживаются в исследовательской среде, когда студент становится сотрудником инжиниринговой или научной организации? Как обучение основам управлениями проектами включено в программы повышения ква- лификации для молодых специалистов?
Эти вопросы оставались без ответа, когда в 2011 году проект
«Сколково» только начинал свою деятельность. Казалось, что понадобятся годы, чтобы предпринимательство и проектная дея- тельность были приняты как ценность хотя бы в самых успешных вузах, на уровне эксперимента на отдельных кафедрах и образо- вательных программах. Но за последние пять лет государство стало главным катализатором серьезных и быстрых изменений в системе образования, и уже с 2016 года был взят курс на расши- рение практик массового проектного обучения как в школах, так и в вузах. Сразу же возникли проблемы: у кого и как учится тому, как менять организационную модель в образовательных органи- зациях; где взять людей, умеющих обучать в проектном формате; где найти партнеров, которым нужны результаты проектной дея- тельности студентов и школьников. И самый сложный вопрос: где взять специалистов с индустриальным и предпринимательским опытом и экспертизой, которые могли бы направить студентов и преподавателей, не допустив упрощения проектной деятельности до проведения лабораторных работ.
Ответы на большинство вопросов вузы ищут самостоятельно, ме- тодом проб и шибок. Часто проектное обучение профанируется или реализуется без должных стандартов и ресурсов. Это существен-
7
но замедляет генерацию жизнеспособных проектных команд в университетах, и, следовательно, ограничиваются объемы проек- тов на входе в институты развития и венчурные фонды России.
Но большинство вузов открыто к изучению опыта коллег и готово перенимать лучшие практики, представленные в удобном виде.
Поэтому по итогам первой Школы наставников проектной дея- тельности для 120 представителей вузов, внедряющих проектное обучение, появилась идея зафиксировать контент этой школы и сделать его доступным для всего образовательного сообщества.
Роль Фонда «Сколково» и Открытого университета Сколков в этом процессе - выступить межвузовской площадкой и интегратором лучших идей и практик, а также помочь в их распространении и масштабировании. Московский Политех возглавил в этом проекте программную дирекцию и разработку методик подготовки настав- ников для университетов. Институт образования НИУ ВШЭ взял на себя задачи сбора и обработки материалов по практикам внедре- ния проектной деятельности и подготовки данного методического пособия. Специалисты Национального исследовательского тех- нологического университета «МИСиС», Национального исследо- вательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Пе- тербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Национального исследовательского Томского политехнического университета,
Дальневосточного федерального университета, Московского По- литеха, Уральского Федерального университета, Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского и Юж- ного федерального университета приняли активное участие в раз- работке программы Школы наставников проектной деятельности, большая часть этих кейсов представлена в данном методическом пособии. Эксперты Кружкового движения НТИ, Института им.
Шиффреса и компания «Проектные сервисы» обогатили понима- ние подходов и методик проектной деятельности и помогли орга- низовать работу с университетским сообществом.
Авторы надеются, что данное пособие окажется полезным как для людей, которые готовы взять на себя ответственность за органи- зацию проектных форматов обучения в образовательных орга-
8
низациях, так и для преподавателей и наставников, стремящихся продвигать культуру проектной деятельности в ежедневной дея- тельности со студентами и исследовательскими командами. Это поможет сделать проектное обучение в России массовым и каче- ственным, будет способствовать партнерству образовательных организаций и институтов развития в части совместной организа- ции совместных программ и мероприятий по вовлечению талант- ливой молодежи в проектную и инновационную деятельность.
9
10
Введение
11
Евстратова Людмила Александровна
аналитик Института образования НИУ ВШЭ levstratova@hse.ru
Лешуков Олег Валерьевич
научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ oleshukov@hse.ru
12
Введение
За последние несколько лет особое место в образовательном дис- курсе заняла тематика модернизации образовательного процесса, предполагающая внедрение форматов освоения проектных навы- ков. Задача освоения студентами новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные проекты и иници- ативы, широко принимается и поддерживается преподавателями и работодателями. Однако образовательная система испытывает дефицит управленческих механизмов и инструментов, способных масштабно интегрировать современные форматы проектной под- готовки в учебный процесс. Также образовательные организации сталкиваются с нехваткой специалистов, способных обеспечивать развитие проектных технологий (наставники, менторы, тьюторы и т.д.). Для ответа на эти запросы была запущена серия образова- тельных интенсивов, названных «Школа наставников». Осенью
2017 года школа была посвящена внедрению форматов проектно- го обучения в университетах
1
. Результаты этого мероприятия зало- жили основу данного методического пособия, в котором представ- ляются практики внедрения проектного обучения в университетах для решения широкого спектра задач – от развития практических навыков учащихся до интеграции бизнес-задач развивающихся компаний регионов в деятельность университетов. Основная со- держательная рамка «Школы наставников» представлена в пер- вой главе. Материал дает комплексное определение понятия про- ектной деятельности в образовании, требований и критериев к проектам, основных позиций и ролей при реализации проектного обучения.
В фокусе данного методического пособия находится описание
опыта непосредственного внедрения форматов проектного обу-
чения на примере 6 вузов – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Дальневосточного фе-
1 http://sk.ru/opus/p/project-learning-september2017.aspx
– веб страница Школы наставников 29 сен – 1 окт 2017 г.
13
дерального университета, Московского Политеха, Уральского Фе- дерального университета – Нижнетагильского технологического института (филиала), Нижегородского государственного универ- ситета имени Н. И. Лобачевского и Южного федерального универ- ситета.
Механизмы вовлечения студентов и преподавателей в проектную
деятельность, подробно описанные в этом пособии, представляют особенную ценность для управленцев образовательных организа- ций и преподавательского корпуса, так как формулируют инсти- туциональные формы реализации проектного обучения, то есть практики, которые отделяемы, транслируемы, трансформируемы и масштабируемы в малых и больших форматах.
В пособии представлен широкий практический перечень институ-
циональных механизмов для реализации проектного обучения в организациях высшего образования:
• институциональные изменения – модернизация образователь- ной модели, интеграция проектной работы в процесс обучения всех студентов (НИУ ВШЭ, Московский Политех)
• изменения в организации учебного процесса – внедрение про- ектного обучения на отдельных специальностях (УрФУ, ЮФУ)
• управленческие изменения – создание отдельных подразделе- ний, курирующих проектную деятельность (Московский Поли- тех, ДВФУ), появление новых структурных единиц, реализую- щих проектные форматы (НИУ ВШЭ)
• изменения педагогических технологий – повышение квалифи- кации, обучение и переобучение кураторов, введение новых образовательных форматов и зачетных единиц (Московский
Политех, НИУ ВШЭ)кадровые изменения - привлечения прак- тиков, специалистов, преподавателей (Московский Политех)
• кадровые изменения – привлечения практиков, специалистов,
14
преподавателей (Московский Политех)
• коммуникационные изменения – появление новых каналов информации, проектных порталов и площадок (НИУ ВШЭ, ЮФУ,
ННГУ).
Ключевая особенность данного пособия состоит в том, что не- смотря на различие форматов реализации проектного обучения, авторы попытались проанализировать свой опыт и работу через
единую структуру, обозначив сильные и слабые стороны, описав особенности процесса внедрения, планы развития, и, тем самым, систематизировав опыт и практики.
Кейсы демонстрируют эффективность разных управленческих и
лидерских моделей: некоторые проектные инициативы форми- руются вокруг ярких лидеров и специалистов (ННГУ), другие под- разумевают активное институциональное управление и работу больших проектных и административных команд (НИУ ВШЭ, Мо- сковский Политех, ДВФУ).
Данное пособие несет особую ценность демонстрацией актуаль- ного опыта еще не закончившихся, происходящих изменений. В текстах авторы делают попытку не только систематизации и под- ведения итогов, но и фиксации новых, быстро меняющихся обра- зовательных и исследовательских практик проектного обучения.
Тексты в пособии располагаются в порядке и логике аудиторного охвата и масштаба практики, начиная с рассмотрения примеров, охватывающих проектным обучением всех студентов университе- та (НИУ ВШЭ, Московский политех). Далее следуют кейсы, описы- вающие деятельность специальных проектных центров (ДВФУ), затем представлены кейсы университетов, реализующих проект- ную деятельность в отдельных институтах, программах (УрФУ,
ЮФУ), и последний кейс анализирует проектное обучение в фор- мате сезонных всероссийских школ (ННГУ).
15
Первый кейс представляет опыт НИУ ВШЭ по реализации проект-
ного обучения в рамках новой образовательной модели (с 2014 года), предусматривающей наличие проектов, как особого вида учебной деятельности, обязательной части подготовки бакалав- ров. В кейсе проектное обучение определяется как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограничен- ной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельно- сти. В тексте представлена типология проектов по четырем пока- зателям, и подробно описан механизм реализации проектной дея- тельности в учебном процессе с получением кредитов (зачетных единиц), с рассмотрением случаев, когда студенты не справляют- ся с проектами, а также институциональным механизмом органи- зации проектной деятельности по всем направлениям научной и общественной жизни университета.
Отдельно в кейсе НИУ ВШЭ представлен организационный фор- мат проектно-учебных лабораторий (ПУЛ), активно развивающий- ся с 2009 года. В кейсе отражаются преимущества организацион- ной формы ПУЛа, особенности функционирования, вовлечения студентов, специфика проектных задач и образовательные мето- дики развития проектных навыков. Уделено внимание междис- циплинарности проектов лабораторий, характеру активностей и исследований, получаемым навыкам и результатам по итогам ре- ализации проектов ПУЛов.
Второй кейс представляет динамичный опыт изменений Москов-
ского Политеха, внедрение проектного обучения в котором прохо- дило в рамках масштабных трансформаций всего университета, и в качестве главной цели обозначено сближение университета с по- требностями отраслей экономики и реальной профессиональной практикой. Проектное обучение нацелено на разработку студен- тами востребованного практического решения через реализацию полного жизненного цикла проекта и междисциплинарный под- ход. В кейсе обозначены аспекты обучения кураторов, представ- лен жизненный цикл проектов в университете и методы погруже- ния студентов в проектную работу.