ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
Карта компетенций
Преподаватель
Владение передаваемыми знаниями и умениями
Не требуются
Принципы развивающего обучения, постановка и решение педагогических задач
Лаборант
Владение оборудованием и специализированным ПО
Не требуются
Базовые педагогические навыки
Эксперт
Глубокое понимание темы, уникальный опыт, включен- ность в профессиональное сообщество
Реальный опыт реализации сложных проектов, которым он может поделиться
Способность и приоритет работы в созидательной стратегии
28
НИУ ВШЭ
Проектная деятельность
студентов Национального
исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
29
Коровко Анна Валентиновна
директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ
akorovko@hse.ru
30
Проектная деятельность студентов Национального
исследовательского университета «Высшая школа эко-
номики»
В НИУ ВШЭ выделен особый вид учебной деятельности студентов
– проект. Под проектом понимается специально организованная, мотивированная самостоятельная деятельность студентов. Учеб- ные проекты нацелены на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформлены в виде конеч- ного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Образовательные результаты, которые достигают студенты, уча- ствуя в проектной деятельности, можно разделить на две основ- ные группы:
• приобретение, закрепление или развитие практически значи- мых знаний и умений (компетенций), необходимых в выбран- ной профессиональной деятельности
• личностные компетенции, опыт самоорганизации.
Учебный проект, в котором принимают участие студенты, имеет четко поставленные задачи, критерии достижения результата и ограниченные сроки выполнения.
Проектная деятельность относится к одному из видов учебной ак- тивности студентов в рамках освоения образовательной програм- мы бакалавриата
2
Начиная с 2014 года студенты бакалавриата всех филиалов НИУ
ВШЭ обучаются по уникальной для Российской Федерации обра-
2 Начиная с набора 2018 года проектная деятельность будет являться частью обучения студентов магистратуры
31
зовательной модели, имеющей особую структуру. Существование модели объясняется правом ВШЭ на разработку и реализацию собственных (отличных от ФГОС) образовательных стандартов.
Одним из важнейших структурных компонентов четырехлетнего учебного плана является блок «Практика, проектная и исследова- тельская работа», занимающий не менее 20% объема подготовки.
В этот блок входят следующие виды учебной работы: практика, курсовые работы, научно-исследовательские или проектные се- минары, выпускная квалификационная работа и, собственно, про- екты.
Причиной выделения в образовательной модели бакалавриата проектов, как особого вида учебной деятельности, стало понима- ние необходимости не отложенного на будущее (после выпуска из университета), а немедленного включения, «примерки», рефлек- сии студента относительно верности своего выбора направления подготовки, исходя их того, что студент во время получения выс- шего образования должен получить опыт:
• решения реальных задач из своей будущей профессиональной деятельности
• настоящих исследований, проектирования, которые идут сей- час, а не в будущем
• работы в команде
• соблюдения сроков
• ответственности за результат.
Следует отметить, что инфраструктура и организационная дея- тельность НИУ ВШЭ характеризуется наличием большого числа научных, экспертных, административных подразделений, которые также нуждаются в новых специалистах и временных сотрудни- ках и готовы регулярно вовлекать студентов в реализацию своих задач. Большое число научно-исследовательских лабораторий,
32
институтов, занимающихся решением прикладных задач для ре- альных внешних заказчиков; активная деятельность по работе со школьниками, абитуриентами, участниками олимпиад, проводи- мых НИУ ВШЭ – это постоянно расширяющийся набор процессов и институтов, где студенты могут наращивать свои компетенции, работая индивидуально или в группах, выполняя реальные зада- ния под руководством наставников (руководителей проектов).
Кроме того, проектные идеи, для реализации которых нужны сту- денты НИУ ВШЭ, возникают у внешних партнеров. Ниже показано, какими инструментами происходит формирование заказа на ис- полнителей проектов и как проходит отбор проектных предложе- ний и участников.
Проектная деятельность является всеобъемлющей – каждый сту- дент бакалавриата НИУ ВШЭ обязан в течение четырех лет при- нять участие в одном или нескольких проектах. Объемы проектной деятельности, как части учебного плана, различаются от одной об- разовательной программы к другой. Так, например, обязательное число кредитов (зачетных единиц, в которых измеряются объемы учебной активности) для студентов программы по фундаменталь- ной математике – 3 кредита за четыре года; будущие экономисты обязаны выполнить проектов на 7 кредитов; студенты бакалаври- ата, обучающиеся по направлению подготовки «Дизайн» не менее
36 кредитов посвящают проектам.
Организационной рамкой для проектной деятельности студен- тов в НИУ ВШЭ является, во-первых, нормативное описание, за- ложенное в текстах: образовательных стандартов по каждому из реализуемых направлений подготовки; учебных планов всех об- разовательных программ бакалавриата; Положения о проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках студентов;
Нормативах нагрузки преподавателей за руководство проекта- ми студентов. Во-вторых, в организации проектной деятельности используются разработанные информационные инструменты: шаблоны проектных заданий и отчетов о выполнении проектов; электронная «Ярмарка проектов», широко использующаяся в НИУ
ВШЭ; списки проектных предложений на сайтах образовательных программ; электронные портфолио студентов.
33
В НИУ ВШЭ принята следующая типология проектов:
По обязательности выполнения
• обязательные (строго в указанное время и из определенного списка), с дифференцированной оценкой по десятибалльной шкале
• вариативные (по свободному графику из более широкого пред- ложения), возможна отметка «зачтено».
По ведущей деятельности
• исследовательские (основная цель – проведение исследова- ния. В качестве результата предполагается создание статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заяв- ки на научный грант, методического пособия и иного научного или исследовательского продукта)
• прикладные (основная цель - решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, биз- нес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт)
• сервисные (основная цель - решение служебных задач для обеспечения текущей работы НИУ ВШЭ. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию ка- кого-либо мероприятия - конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании; или в реализацию организационных процессов, например, организацию обрат- ной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных).
34
1 2 3 4 5 6 7 8 9
По числу участников
• индивидуальные
• групповые.
По заказчику
• внутренние (работники НИУ ВШЭ, в том числе преподаватели, научные сотрудники или представители административных подразделений)
• внешние (работодатели и иные партнеры).
Подробнее об особенностях каждого из типов проектов можно уз- нать по ссылке
3
За каждый из выполненных проектов студент получает опреде- ленное число кредитов (зачетных единиц), которое зависит от качества участия студента в проекте. Студент может заработать максимально возможное число кредитов, предъявленное в про- ектном предложении, либо, меньшее (вплоть до нуля кредитов), если степень его участия по уважительным или неуважительным причинам была недостаточна для зачета максимального числа кредитов. Кроме того, студент получает по итогам участия в проек- те оценку: для малых проектов (до трех кредитов или до 76 астро- номических часов) возможна оценка «зачтено» или «незачтено»; для крупных проектов обязательно выставляется дифференциро- ванная оценка по десятибалльной шкале.
Если студент не справился с проектом, на который записался, то
3 https://electives.hse.ru/project_student – Раздел сайта НИУ ВШЭ - Выбор траекто- рии обучения. Студентам о проектах
35
неудовлетворительная оценка по проекту учитывается наряду с неудовлетворительными оценками по любым другим элементам учебного плана. Для пересдачи неудовлетворительной оценки, как правило, студенту назначается другой проект.
Особенностью выполнения вариативных проектов в течение четы- рех лет учебы на программе бакалавриата является также свобода выбора студентом проекта из числа предложенных и одобренных академическим руководителем его образовательной программы.
Свобода выбора заключается в отсутствии жесткой привязки к году обучения студента. Например, если учебный план образова- тельной программы предусматривает необходимость выполнить вариативные проекты на 6 кредитов, то студент может выполнить один проект на 6 кредитов на четвертом курсе, или выполнить один проект объемом 1 кредит на втором курсе и два проекта объ- емами 2 и 3 кредита на третьем курсе.
Для преподавателей и научных работников существуют нормати- вы учебной нагрузки за преподавательскую деятельность по руко- водству проектами. Например, руководство индивидуальным про- ектом, который длится полсеместра, оценивается пятью часами работы преподавателя, что сравнимо с руководством студентом, который пишет курсовую работу. Инициаторам проектов доступ- на широкая пояснительная информация, включающая различные методические материалы и шаблоны необходимых документов
4
НИУ ВШЭ различает три разные роли, необходимые для иницииро- вания проекта для студентов:
1. инициатор проекта – человек, формирующий проектную заяв- ку, обозначающий цели и условия участия в проекте. Он может являться работником университета или не быть им. В случае, если инициатор проекта – внешнее по отношению к универ- ситету лицо, ему необходимо найти Заказчика проекта внутри
4 https://electives.hse.ru/project_proff – Раздел сайта НИУ ВШЭ - Преподавателям и научным сотрудникам о проектах студентов
36
университета
2. заказчик проекта - работник или подразделение университета, которое заинтересовано в результатах проекта
3. руководитель проекта – тот, кто несет ответственность за орга- низацию и реализацию проекта.
В обязанности руководителя проекта входит:
• разработка технического задания проекта
• разработка плана-графика проекта
• отбор кандидатов для участия в проекте
• распределение обязанностей и помощь в организации и реали- зации проекта участникам
• организация публичного представления результатов проекта
• оценка работы участников (заполнение оценочных листов)
• оформление отчетной документации по проекту.
Инициатор, заказчик и руководитель проекта могут быть разными лицами или одним и тем же лицом. В случае, если проект иниции- руется в рамках административного подразделения Университета, то его инициатором должен выступать руководитель этого подраз- деления.
Как уже было отмечено выше, в НИУ ВШЭ широко применяется специальный электронный инструмент, носящий название «Яр- марка проектов»
5 5 https://pf.hse.ru – Портал «Ярмарки проектов» НИУ ВШЭ
37
«Ярмарка проектов» дает возможность любому работнику НИУ
ВШЭ – сформулировать проектное предложение и запрос на не- обходимые параметры студентов (образовательная программа, курс, навыки). Эта возможность доступна из личного кабинета на портале НИУ ВШЭ. Размещенные на портале проектные пред- ложения проходят предварительную техническую экспертизу на предмет полноты и соответствия принятым в НИУ ВШЭ правилам.
Эту работу выполняет один сотрудник Дирекции основных образо- вательных программ, для которой описанная задача не является единственной.
После положительной технической экспертизы все сервисные проекты автоматически публикуются в списке предложений «Яр- марки проектов» в открытом доступе. Все исследовательские или прикладные проекты автоматически направляются для вери- фикации всем академическим руководителям образовательных программ, которые были указаны, как желательные для участия в проекте. Академический руководитель имеет право отказать в ре- комендации предложенного проекта для своих студентов (напри- мер, если обнаружит, что заявленные результаты не совпадают с образовательными результатами, необходимыми выпускнику именно этой программы) или принять проектное предложение. В случае положительного решения проектное предложение публику- ется в открытом доступе на странице «Ярмарки проектов».
Студенты имеют доступ к проектным предложениям непосред- ственно на «Ярмарке проектов» (используя фильтры), где можно выбрать те проекты, которые рекомендованы студентам каждой конкретной образовательной программы. Другой возможностью является публикация уже отфильтрованного списка на сайте об- разовательной программы. Кроме электронного инструмента «Яр- марки проектов», большинство образовательных программ прово- дят адресную работу со студентами, информируя об имеющихся предложениях, используя встречи со студентами, рассылки по электронной почте.
Студент имеет возможность подать заявку для участия в проекте через портал «Ярмарки проектов». Заявка поступает на рассмо-