ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
141
По окончании Школы проходит конкурс проектов, на котором оце- нивается как работоспособность прототипа, так и бизнес-состав- ляющая проекта. Школы проводятся во время летних и зимних студенческих каникул. Продолжительность летней Школы от двух недель до месяца, зимней Школы – 10 дней. Большая продолжи- тельность мероприятия позволяет участникам сформировать ко- манды для выполнения проекта, получить необходимые знания и навыки и реализовать проект, доведя его до стадии изготовления прототипа рыночного продукта и написания бизнес-плана по его коммерциализации. Каждая Школа посвящается конкретной теме.
В последние годы такими темами были «Разработка мобильных приложений», «Новые образовательные технологии», «Интернет вещей и технологии Умного города». Тема мероприятия выбирает- ся руководителем лаборатории, исходя из ее актуальности и нали- чия заинтересованности в теме со стороны компаний-спонсоров.
До участия в работе Школы допускаются все желающие без пред- варительного отбора, при этом в информационных материалах со- общается о теме Школы, необходимом уровне знаний и приводят- ся примеры проектов и образовательных мероприятий прошлых
Школ. На первых мероприятиях Школы наглядно демонстрирует- ся уровень сложности образовательной и проектной работы, что позволяет участникам дополнительно оценить, насколько Школа для них полезна и соответствует их уровню подготовки. Как пра- вило, после первых мероприятий отсеивается 5-10 процентов от общего числа пришедших на Школу. Школа аккредитована в каче- стве полуфинального этапа конкурса «УМНИК», проводимого Фон- дом содействия инновациям. Участники могут заявить и защитить свои проекты по программе «УМНИК» на ИТ-школе.
142
Масштаб и охват
Всероссийская школа объединяет участников из Нижнего Новго- рода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России (на ка- ждой школе присутствует более 10 человек из других городов Рос- сии, что составляет третью часть от всех участников).
Целевая аудитория
В настоящий момент основными участниками Школы (70%) яв- ляются студенты нижегородских вузов (Нижегородского государ- ственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева,
Высшей школы экономики, Нижегородского государственного пе- дагогического университета им. Козьмы Минина и других).
В Школе также принимают активное участие студенты вузов Мо- сквы (Московского государственного университета им. М.В. Ло- моносова, Московского государственного технического универси- тета им. Н. Э. Баумана и других), Санкт-Петербурга (Российского государственного гидрометеорологического университета), Ар- хангельска (Северного (Арктического) федерального университе- та имени М. В. Ломоносова), Ярославля, Коврова, Пятигорска, Ки- рова и ряда других городов России.
Кроме студентов в работе Школы могут участвовать молодые специалисты, работающие в стартапах и крупных IT – компаниях.
В качестве лекторов и ведущих семинарских занятий на Школе работают представители ведущих университетов России, а также сотрудники крупных IT – компаний (таких, как Intel и Microsoft) и стартапов.
143
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Описание образовательной технологии реализации
практики (педагогический дизайн)
В основу работы Школы положено несколько основных принци- пов:
• Как видно из названия Всероссийская школа «Технологии+-
Бизнес» сочетает в себе два направления: инженерно-техноло- гическое образование и бизнес-подготовку
• Участники Школы самостоятельно организуются в команды, состоящие из 3-6 человек, для выполнения проекта. Одна часть команды работает над технологической составляющей проек- та, другая над его бизнес-составляющей
• Каждой команде назначается куратор из числа сотрудников и стажеров лаборатории
• Темы проектов участники Школы могут предложить самостоя- тельно, либо выбрать из списка, предлагаемого организатора- ми Школы. Тема проекта, как правило, должна соответствовать объявленной теме Школы (тема проекта часто модифицирует- ся в ходе его выполнения). Приоритетом пользуются проекты, сочетающие в себе аппаратные и программные технологии
• Главным требованием к участникам проекта является созда- ние работоспособного прототипа рыночного продукта, в целом соответствующего заявленной теме проекта)
• Для выполнения проекта участникам Школы предоставляется доступ к средствам прототипирования (3D принтерам и другим станкам), а также предоставляются необходимые комплектую- щие (платы платформы Arduino, датчики, исполнительные ме- ханизмы)
• Работа над проектами поддерживается всей инфраструктурой
практики (педагогический дизайн)
В основу работы Школы положено несколько основных принци- пов:
• Как видно из названия Всероссийская школа «Технологии+-
Бизнес» сочетает в себе два направления: инженерно-техноло- гическое образование и бизнес-подготовку
• Участники Школы самостоятельно организуются в команды, состоящие из 3-6 человек, для выполнения проекта. Одна часть команды работает над технологической составляющей проек- та, другая над его бизнес-составляющей
• Каждой команде назначается куратор из числа сотрудников и стажеров лаборатории
• Темы проектов участники Школы могут предложить самостоя- тельно, либо выбрать из списка, предлагаемого организатора- ми Школы. Тема проекта, как правило, должна соответствовать объявленной теме Школы (тема проекта часто модифицирует- ся в ходе его выполнения). Приоритетом пользуются проекты, сочетающие в себе аппаратные и программные технологии
• Главным требованием к участникам проекта является созда- ние работоспособного прототипа рыночного продукта, в целом соответствующего заявленной теме проекта)
• Для выполнения проекта участникам Школы предоставляется доступ к средствам прототипирования (3D принтерам и другим станкам), а также предоставляются необходимые комплектую- щие (платы платформы Arduino, датчики, исполнительные ме- ханизмы)
• Работа над проектами поддерживается всей инфраструктурой
144
лаборатории физических основ и технологий беспроводной связи, в том числе, информационной средой для организации персональных и коллективных знаний «Alterozoom», которая была создана в результате развития проекта, инициированно- го на одной из школ.
Программа каждой Школы составляется, исходя из оценки полез- ности тех или иных мероприятий для раскрытия выбранной цен- тральной темы, которой посвящена Школа. Все обучающие актив- ности направлены на то, чтобы помочь участникам мероприятия в выполнении их проектов.
К основным формам образовательной активности Школы отно- сятся:
• лекции (обычно читается 4-5 мини-курсов, продолжительно- стью от 4-х до 12 часов). Курсы посвящены как технологиче- ским, так и бизнес-дисциплинам. В качестве примеров можно привести лекции по:
- программированию
- основам беспроводных систем связи
- цифровой обработке сигналов
- разработке микропроцессоров на ПЛИС
- разработке приложений под мобильные платформы.
• лабораторные работы, позволяющие получить навыки работы с различными платформами и инструментами
• семинары, проводимые известными приглашенными специа- листами (как правило, продолжительность семинара 1-2 часа; ведущие семинаров – представители IT-компаний, ученые, уни- верситетские преподаватели). Темы семинаров не ограниче- ны темой конкретной Школы – их основная задача состоит в расширении кругозора слушателей и в знакомстве с манерой
145
рассуждений и практическим опытом конкретных людей, до- казавших свою успешность
• тренинги soft skills, которые развивают умение презентовать свой проект, осуществлять деловые коммуникации. Тренинги проводятся театральным режиссером, традиционно сотрудни- чающим со Школой)
• экскурсии в компании, занимающиеся разработкой высокотех- нологичной продукции и встречи с представителями этих ком- паний: Intel, Microsoft, Wolfram Research, крупные российские
IT-компании, такие как Мера, Itseez, стартап-компании, в том числе и в те, которые родились в рамках школ и последующей работы в Лаборатории физических основ и технологий беспро- водной связи.
Типы проектов
За 23 прошедшие с 2003-его года Школы был реализован широкий спектр технологических проектов (от разработки антенных систем для дальней Wi-Fi связи до создания приложений для смартфонов, позволяющих ориентироваться на территории университета). В последние два года в рамках Школы были реализованы следую- щие доведенные до первых прототипов технологические проекты:
• Система контроля микроклимата в кампусе университета
• Устройство, контролируемое нейроинтерфейсом
• Умный скалодром
• Фитостены, гроубоксы и умные теплицы
146
• Система контроля засыпания водителя (видеомониторинг с анализом изображения)
• Пеленгатор для инвентаризации и отслеживания умных вещей в помещении (с использованием ФАР)
• Система мониторинга выполнения физических упражнений
(бег, скандинавская ходьба)
• Умный бэйдж для общественных зданий
• Умный офисный стол
• Робот для сбора мусора
• Система мониторинга здоровья по анализу мелкой моторики.
В качестве наиболее успешных проектов, вышедших из Школ, а затем развивавшихся на федеральном и международном уровнях следует отметить:
• Проект построения системы видеомониторинга городского ав- томобильного трафика DorogaTV
• Проект построения системы мониторинга лесных пожаров
«Лесной дозор»
• Проект по созданию системы мониторинга нефтегазовых сква- жин СИНПРОТЭК
• Систему управления персональными знаниями Alterozoom – на базе этого проекта строится сам образовательный процесс
Школ, образовательная система проекта ECOIMPACT европей- ской программы ERASMUS+ и планируется построение образо- вательных Центров в России и Европе.
147
Партнеры
Важным условием реализации школы является привлечение к организации школы высокотехнологичных компаний, заинтересо- ванных в инициации и реализации проектов в определенной сфе- ре. Индустриальный партнер может частично обеспечивать ресур- сами и влиять на выбор тематики, содержание лекций и состав лекторов.
Оценка эффективности
В качестве образовательного результата школы следует указать приобретение участниками навыков программирования, компе- тенций, связанных с использованием беспроводных систем свя- зи, цифровой обработке сигналов, разработкой приложений для мобильных платформ. Кроме того, обучающиеся приобретают универсальные компетенции (soft skills), позволяющие работать в высокотехнологичном секторе экономики. Эффективность обра- зовательного результата оценивается способностью разработать и выполнить прототип.
Продуктовым результатам школы являются инновационные про- екты с работающим прототипом. Эффективность достижения образовательного и продуктового результатов оценивает на ито- говом конкурсе жюри, состоящее из представителей высокотехно- логичных компаний, потенциальных инвесторов, преподавателей школы.
Школа функционирует на безвозмездной основе, участие в ней яв- ляется бесплатным.
Репутационный результат актуален, прежде всего, для Нижего-
148
родского университета, который поддерживает свою репутацию исследовательского и инновационного университета, играющего значимую роль в научно-техническом, социальном, экономиче- ском развитии Нижегородской области и России в парадигме гло- бального общества, основанного на знаниях.
Количественные показатели
• Количество проведенных школ – 23 (с 2003 года)
• Суммарное количество участников - 1000 человек
• Количество коммерческих технологических компаний, реали- зующих проекты, созданные на ИТ-школе - 12 компаний.
Отзывы участников
18
Среди участников школы есть те, кто год за годом участвуют в ее сессиях, а в перерывах между ними продолжают работу над проек- тами в стенах ННГУ им. Н.И. Лобачевского: развивают идеи, прока- чивают навыки и продвигают проекты. Все потому, что есть вера в себя, в будущее хорошей задумки, в возможности отечественной экономики. Для них успех – это всегда «Технологии + Бизнес».
Антон Зюзин, директор по развитию компании Globus IT: «Внеш- ний поток свежих идей, новых людей, свежей крови, который не- обходим, для того чтобы формировать свои новые конкурентные преимущества».
18 https://alterozoom.com/ru/documents/28561.html – раздел сайта Системы
Alterozoom «Фотографии и отзывы участников прошлых мероприятий»