Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118
Описание образовательной технологии реализации
практики проектной деятельности (педагогический
дизайн)
Образовательная технология реализации практики представлена в виде последовательного выполнения студентами 1 и 2 курсов следующих видов работ:
1. реферат, выбор темы первого проекта и формирование коман- ды проекта (1 семестр)
2. первый творческий проект (2, 3 семестр)
3. второй творческий проект (3, 4 семестр).
Первый семестр является вводным. Студенты посещают лекции по курсу «Введение в инженерную деятельность». На лекциях они знакомятся с основами проектной деятельности. Им рассказыва- ют о том, как должна быть организована работа по выполнению проекта, какие в проекте могут быть роли, какие обязанности ложатся на каждого члена команды и т.д. Общение студентов и преподавателей осуществляется с использованием системы элек- тронного обучения ИКТИБ ЮФУ на базе Moodle
14
. Через данную си- стему можно отследить активность каждого студента по участию в тех или иных мероприятиях. Через систему электронного обуче- ния студенты загружают свои рефераты, могут просматривать ра- боты сокурсников, выставлять им оценки и писать замечания. Так- же в данной системе кураторы творческих проектов размещают технические задания к проектам и создают темы для обсуждения проектов, где студенты могут задать все интересующие их вопро- сы и записаться на интересующий их проект. В середине семестра на 9 неделе в расписании предусмотрена «Неделя академической
14 http://lms.sfedu.ru/ – портал Системы электронного обучения ИКТИБ ЮФУ

119
мобильности» (НАМ). В это время отсутствуют занятия по основ- ным предметам, но организуются различные мероприятия, такие как конференции, конкурсы, междисциплинарные лекции и семи- нары. В рамках НАМ преподаватели (будущие кураторы проекта) представляют студентам свои проекты, рассказывают о целях и задачах, о требованиях к командам. Студенты имеют время, чтобы изучить все технические задания, задать преподавателям вопро- сы, выбрать тему, сформировать команды и записаться на проект.
Реферат
Целью написания реферата является расширение кругозора сту- дента, освоение опыта работы с научно-популярной и технической литературой, приобретение навыков осуществлять поиск и обра- ботку научно-технической информации, развитие аналитико-син- тетических, исследовательских и других умений, способностей формулировать проблемы и анализировать возможные пути их решения.
Студентам предлагается выбрать одну из тем реферата:
1. Великий инженер, внесший существенный вклад в развитие техники и технологий
2. Инженерное изобретение, которое, на мой взгляд, изменило мир.
Конкретная тема выбирается студентом индивидуально. При вы- боре темы реферата студентам рекомендуется ориентироваться на наиболее значимые достижения инженерных наук, учитывать


120
собственные интересы и предпочтения. Литература подбирается студентом самостоятельно, при необходимости уточняется в про- цессе консультаций.
Творческие проекты
Далее в рамках дисциплины «Введение в инженерную деятель- ность» студентам предлагается выполнить первый и второй твор- ческий проект. Выполнение творческого проекта заключается в разработке студенческой командой творческого проекта, пред- ложенного преподавателями или представителями заинтересо- ванных организаций; публичное представление промежуточных и окончательных результатов, защита проекта. Команды проектов формируются численностью до 8 человек. Происходит это на не- деле академической мобильности первого семестра. Тех, кто не выбрал предмет самостоятельно, записывают на проект принуди- тельно. В расписании первого и второго курса выделяются пары
(обычно это 5-6 пары) во время которых запланирована работа над проектом. Во время этих пар команды проектов встречаются со своими кураторами, отчитываются о проделанной работе, кон- сультируются по возникающим вопросам. Куратор проекта ведет учет активности работы как команды в целом, так и каждого сту- дента по отдельности.
В каждой команде происходит распределение ролей участников проекта. Например, в составе команды проекта могут иметься по- зиции: менеджера проекта, программиста, тестировщика, схемо- техника, разработчика 3D моделей и др. Члены команды проекта могут совмещать отдельные позиции, а также на одной позиции могут участвовать несколько студентов при условии разграниче- ния области ответственности.

121
Промежуточные результаты по проекту представляются каждой командой специальной комиссии в отведенное для этого время.
Презентация предварительных результатов проекта должна со- держать:
• техническое задание на проект
• план реализации проекта
• пути реализации проекта
• команда проекта: участники команды, степень участия каждо- го члена коллектива
• заключение.
По результатам выполнения проекта должна быть подготовлена пояснительная записка и презентация результатов выполнения проекта. Обязательным условием является демонстрация реаль- но работающего продукта, полученного в результате выполнения проекта. В процессе выполнения проектов студенты должны про- демонстрировать способность эффективно работать в составе творческого коллектива с целью выполнения технического зада- ния и разработки конечного продукта, удовлетворяющего установ- ленным требованиям и характеристикам.
Типы проектов
Проекты выполняются обучающимися в течение трех семестров и направлены на преодоление технологических барьеров рынков
Национальной технологической инициативы. В ходе выполнения


122
индивидуальных творческих проектов реализуются компетенции в таких направлениях, как Автонет, Аэронет, Нейронет, Энержинет.
В 2017 году студентам были предложены на выбор следующие темы:
• Разработка информационного web-сайта на языке HTML
• Модуль слежения за дорожной обстановкой системы техниче- ского зрения автомобиля
• Разработка карманного тепловизора
• Система автоматического мониторинга качества дорожного полотна
• Система автоматического определения свободных парковоч- ных мест в городе
• Разработка системы мониторинга и управления инфраструкту- рой жилища «Умный дом»
• Разработка и реализация программы по составлению биогра- фического и психологического портрета пользователя на осно- ве анализа данных из открытых профилей соцсетей
• Программно-аппаратный комплекс поддержки образователь- ного процесса на основе технологии виртуальной реальности.
• Разработка макета автономной транспортной системы
• Система интеллектуального управления автономным назем- ным роботом в режиме реального времени под ROS.
• Программа «Умный собеседник»
• Разработка программы защищенного хранения паролей
• Программно-аппаратный комплекс поддержки образователь- ного процесса на основе технологии дополненной реальности
• Программа-консультант для системы массового обслужива- ния
• Разработка умной домашней метеостанции
• Безопасное и эффективное управление транспортным робо- том, как элементом группы

123
• Создание системы навигации мобильного робота в городской среде
• Программа анализа передвижений объектов в торговом зале.
Процесс внедрения
В стандартах всех профилей обучения в ИКТИБ прописаны требо- вания к организации учебного процесса. Так, в собственном обра- зовательном стандарте введен пункт, согласно которому «все на- учно-педагогические работники, привлекаемые к реализации ООП, должны проходить повышение квалификации или стажировку не реже одного раза в три года, направленные на повышение ком- петенций в области преподавания, активных методов обучения, методов оценки результатов обучения. Научно-педагогические работники, участвующие в реализации профессиональных дисци- плин и руководстве проектной деятельностью, должны проходить повышение квалификации или стажировку на профильных пред- приятиях, направленных на формирование у них личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов и систем».
Для организации работы по ведению проектной деятельности пришлось перестроить учебный график так, чтобы освободить на первых курсах последние пары. Данные пары целиком отводят- ся под выполнение проекта. Так как на преподавателей, куриру- ющих работу проектных групп, ложится большая дополнительная нагрузка, в институте предусмотрены доплаты за руководство ка- ждой проектной командой.
Также в собственном образовательном стандарте ИКИБ ЮФУ про- писано, что «ЮФУ создает условия для успешной реализации ба- калавриата и специалитета с учетом требований международных стандартов инженерного образования CDIO. Условия реализации
ОПОП бакалавриата и специалитета должны обеспечивать инте- грацию учебного процесса, проектной, научной и практической


124
деятельности посредством социального партнерства, взаимодей- ствия ЮФУ с корпоративной (отраслевой) наукой, производством, бизнесом, социальной сферой, участия работодателей в разработ- ке и реализации образовательных программ. … В рамках ОПОП ба- калавриата и специалитета должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государ- ственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов».
Вышеуказанные компании по договору с ЮФУ на безвозмездной основе осуществляют наставничество наиболее перспективными студентами, следят за развитием проектов и за результатами про- ектной деятельности, обеспечивают студентов местами для про- хождения практики.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Модель управления
Реализация ПО осуществляется в рамках дисциплины Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ
«Введение в инженерную деятельность».
В обязанности директора ИКТИБ в рамках данной дисциплины входит:
• составление и корректировка образовательной программы
• проведение лекционных занятий по курсу «Введение в инже- нерную деятельность»
• контроль за выполнением и проверка качества рефератов

125
• контроль за выполнением творческих проектов
• утверждение итоговых баллов за выполнение творческих про- ектов
• формирование группы из преподавателей по оценке итоговых результатов проекта.
Для оперативного взаимодействия со всеми преподавателями, осуществляющими руководство проектной деятельностью, ди- ректором института назначается специальный координатор про- ектной деятельности. В обязанности координатора входит.
В обязанности координатора входит:
• формирование команд (распределение студентов по коман- дам, в том числе тех, которые не проявили собственной иници- ативы)
• информирование преподавателей об изменениях в образова- тельной программе и о сроках выполнения проекта
• взаимодействие с представителями бизнеса
• контроль за сроками выставления всех промежуточных оце- нок.
Творческие проекты выполняются под руководством руководи- телей проектов – преподавателей, входящих в состав проектной группы, которые предлагают темы проектов для реализации. В состав проектной группы входят представители организаций пар- тнеров образовательных программ, в которых реализуется дисци- плина «Введение в инженерную деятельность». Руководителями проектов осуществляется контроль и оценка написания поясни- тельной записки по творческому проекту. При проведении презен-

126
тации промежуточных результатов и защите творческих проектов из преподавателей проектной группы формируются комиссии, за- дачей которых является оценка правильности выполненной рабо- ты. Общая структура взаимодействия всех участников проектного обучения представлена на рис. 8.

127
труктура взаимодействия участников проектного обучения:
Директор ИКТИБ
Координатор проектной деятельности
(назначается директором)
Молодые преподаватели
ИКТИБ
(прошедшие переподготовку по основам проектной деятельности)
Руководители конструкторских бюро
Представители организаций партнеров образовательной программы
Студенты первого курса
Студенты второго курса
Рисунок 8.