Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплинам Деловая коммуникация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различают следующие виды рефератов.

По полноте изложения содержания рефераты подразделяются на информативные (рефераты-конспекты), содержащие в обобщённом виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения, и индикативные (указательные, или рефераты-резюме), содержащие не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа, всё второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, и обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

ВИДЫ РЕФЕРАТОВ

продуктивные

репродуктивные

реферат-обзор

реферат-доклад

реферат-резюме

реферат-конспект

Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад даёт анализ информации, приведённой в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяют три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
9. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат – это композиционно организованное, обобщённое изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трёх частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.


Требования к написанию реферата по специальности

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту.

Цель реферирования: создать «текст о тексте». Следует избегать связок типа: в первом абзаце, во втором абзаце и т.д. Реферат — это не конспект, разбавленный «скрепами» типа далее автор отмечает... Обильное цитирование также превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Модель реферата научной статьи

  1. Вводная часть реферата

В статье «...», помещенной в журнале «...» № ... за ... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)...

Автор статьи — известный учёный..

Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком..., опубликована в...)

  1. Тема статьи, её общая характеристика

Тема статьи — ... (Статья на тему..., Статья посвящена теме (проблеме, вопросу...)...)

Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).

  1. Проблема статьи

В статье речь идёт... (о чём?), (говорится (о чём?), рассматривается (что?), даётся оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?)).

Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чём?), состоит (в чём?).

  1. Композиция статьи

Статья делится на ... части(-ей) (состоит из ... частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)...).

  1. Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется ... (что?) (даётся определение ... (чего?))

В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)...

Далее даётся общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи...

В статье автор ставит (затрагивает, освещает), следующие проблемы (останавливается (на чём?), касается (чего?)...)

В основной части излагается (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), даётся обобщение (чего), научное описание (чего?)…

В статье также затронуты вопросы как….

  1. Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения...

В статье приводится

, даётся...

  1. Заключение, выводы автора

Автор приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог)

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что (утверждает, что)...

В заключение говорится, что... (о чём?)

Сущность выше изложенного сводится к (следующему)...

  1. Выводы и оценки референта

В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)... Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано..., получили исчерпывающее освещение...)...

Оценивая работу в целом, можно утверждать... Безусловной заслугой автора является... Заслуга автора состоит (заключается) (в чём?)... Основная ценность работы состоит (заключается) (в чём?)...

Достоинством работы является...

Недостатком работы является...

К достоинствам (недостаткам) работы относятся... С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно)...

Вызывают возражения (сомнения)…

Нельзя (не) согласиться с…

Существенным недостатком работы можно считать…
Клише сообщения для защиты реферата, сообщения, доклада, презентации

Добрый день. Вашему вниманию предлагается работа на тему «______________».

Тема работы представляется актуальной, так как _______________________.

Цель работы –___________________.

Цель предполагает определение этапов _______________, систематизацию ______________, выявление _________________.

Цель обусловила задачи моего исследования.

Объектом исследования является _________________. Предмет исследования – _________________.

В первом параграфе обобщен _________________.

Во втором параграфе показано _________________. Результаты работы отражаются в _________________.

В третьем проанализированы _________________.

Рассмотрев (процесс становления и исторического развития) _________________(выводы).

Вопросы к зачету по дисциплине «Деловая коммуникация»:

1. Понятие "социальная коммуникация". Деловая коммуникация как разновидность социальных коммуникаций.

2. Виды, средства и функции коммуникаций.

3. Общение как коммуникативный процесс. Роль коммуникатора и коммуниканта в процессе общения.

4. Информация и коммуникация. Семиотические системы, используемые для фиксации и трансляции информации.

5. Понятие «знак» в естественном языке и искусственных знаковых системах.


6. Структура речевого взаимодействия и его основные признаки.

7. Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка.

8. Эффективность речевой коммуникации. Принципы Дж.Н.Лича.

10. Обратная связь как механизм обеспечения устойчивости и эффективности коммуникации.

11. Барьеры коммуникации и пути их преодоления.

12. Речевое общение и речевая ситуация.

13. Функциональные разновидности литературного языка. Понятие "норма" в языке.

14. Точность, понятность, лаконичность, логичность текстов делового общения.

15. Виды речевого взаимодействия.

16. Деловой этикет: основные характеристики, национальная специфика.

17. Документ как носитель информации. Роль документа в деловой коммуникации.

18. Свойства, признаки и функции документа.

19. Системы документации; комплексы документов учреждений и организаций.

20. Язык и стиль документа.

21. Требования к оформлению документов. Современные стандарты на документацию.

22. Устное деловое общение.

23. Официально-деловая устная речь: средства достижения эффективности общения.