Файл: Практических заданий по дисциплине общая психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Группа 21П178в
Студент
Д.С. Торопцев
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 13 «Личность, направленность личности»
II. Написать одно небольшое письменное сообщение по каждой из тем (можно с презентацией).
2. Структурный подход А.Н. Леонтьева.
Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективпость, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотинически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.
Концепция структуры личности К.К. Платонова.
К. К. Платонова, понимал под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.
Следует отметить, что подход К. К. Платонова подвергался определенной критике со стороны отечественных ученых, и прежде всего представителей московской психологической школы. Это было вызвано тем, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.
III. Кратко раскройте суть теории личности, направленности личности (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Концепция личности П. Жане.
Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы - явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Поведение (по Жане) включает извне наблюдаемую активность индивида и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является важным. Идея о том, что превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции нашла свое развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева и других.
Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и на основе этого регулирует собственное поведение.
Структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия.
Уровни поведения человека (по Жане):
1. К первому уровню относятся рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.
2. Ко второму уровню относятся отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.
3. Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты: акты подражания.
4. К четвертому уровню относятся элементарные интеллектуальные акты.
5. На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит к формированию интеллектуальных объектов.
6. Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления, которое считается производным от практического действия. Выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и других.
7. Седьмой уровень поведения - созидательная, трудовая деятельность человека. Трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.
Положение о саморегуляции других представителей французской социологической школы перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила - определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение - способность к концентрации и распределению силы. Обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Психологическое напряжение (по Жане) - активация высших потребностей.
Теоретические воззрения Жане представляются современными. Идеи, высказанные этим ученым, получили развитие в трудах отечественных психологов.
Семинарско-практическое занятие № 14 «Темперамент»
II. Дайте краткий обзор учений о темпераменте по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические.
свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:
1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
3) Сила эмоции. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «эпсргнзации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи — это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)
4) Тревожность. Под тревожностью Теплев понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности нриснособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, но мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.
8) Резистснтность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
9) Субъсктивация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода.
Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида.
Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.
III. Практическое задание (выполняется письменно). Проведите диагностику (или самодиагностику) по предложенной методике исследования типов темперамента, проанализируйте результаты.
Тест «Формула темперамента» (А.Белов)
Шаг 1. Инструкция Отметьте знаком «+» в протоколе исследования те качества, приведенные в тексте методики, которые для Вас обычны, повседневны.
Протокол исследования
Тип темперамента | х | с | ф | м |
Количество положительных ответов | 11 | 9 | 12 | 8 |
Флегматик
Семинарско-практическое занятие № 15 «Характер»
высылаются. II. Выбрать и выполнить задание письменно.
Типология характера по К.Юнгу
Экстравертный тип
Их интересы сосредоточены на внешней реальности, а не на их внутреннем мире. Они принимают решения, думая об их влиянии на внешнюю реальность, а не на собственное существование. Их действия осуществляются в соответствии с тем, что о них могут подумать другие. Их этика и мораль строятся в зависимости от того, что преобладает в мире. Это люди, которые могут вписаться практически в любую среду, но им действительно трудно адаптироваться. Они внушаемы, легко поддаются влиянию и имеют тенденцию подражать другим. Им нужно быть признанными другими.