Файл: Практикумом Тема Современные педагогические системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом
Тема 3.1. Современные педагогические
системы музыкального воспитания
детей дошкольного возраста
Лекцию читает преподаватель
канд. пед. наук, доцент
ИННА ВИКТОРОВНА ГРУЗДОВА
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ.
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ СИСТЕМ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
3.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Вопрос 1.
Понятия системы музыкального
воспитания
Базовые определения
Концепция (от лат.conceptio) – система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Система (от греч. systema) – целое, составленное из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Современные системы воспитания детей – это совокупность принципов,
положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и
задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система
воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса:
физическом, умственном, эстетическом, музыкальном развитии.
Музыкальное воспитание – это целенаправленное и систематическое
формирование музыкальной культуры личности, развитие музыкальных способностей
человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого
переживания содержания произведений музыкального искусства. Это процесс передачи
общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению,
включает элементы музыкального обучения и музыкального образования.
Музыкальное образование детей дошкольного возраста как система
включает взаимосвязанные компоненты: управление, организацию, кадры, содержание, образовательные программы (Г.А. Прасолова).
Характеристика системы воспитания
Комплексный подход к музыкальному
воспитанию
воспитание эстетического отношения к окружающей действительности и музыкальному искусству должно помочь установлению связи ребенка с жизнью;
содержание и принципы организации обучения музыкальной деятельности дошкольников должны обеспечивать единство ее воспитательной, образовательной и развивающей функций;
музыкальное воспитание должно обогащать нравственный облик ребенка, активизировать умственную деятельность,
физическую активность, развивать социальные качества и психические процессы;
Особенности музыкального воспитания
детей дошкольного возраста
гармоническое сочетание всех форм организации музыкальной деятельности детей должно способствовать всестороннему общему художественному развитию дошкольника
комплекс методов обучения с учетом индивидуально-дифференцированного подхода должен способствовать формированию эстетической воспитанности, склонности к самостоятельному и творческому учению, к развитию музыкальных способностей и первых проявлений эстетического вкуса;
сочетание разнообразных типов занятий и видов образовательной деятельности должно побуждать к развитию ини- циативы, активности, творческих качеств личности;
Система музыкального воспитания детей
дошкольного возраста
(Н.А. Ветлугина)
Это многосоставное и сложное по структуре явление.
В эту систему входят деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка.
Одни из компонентов системы является ведущим, определяющим, другие более производными.
Все компоненты педагогической системы адресуются к целостной личности, пересекаются через призму потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.
ЗАГОЛОВОК
Связь музыкально-
эстетической
деятельности с
окружающей жизнью,
с современностью.
Учет своеобразия
музыкального
искусства при
организации
педагогического
процесса
Основные положения примерной образовательной
программы в области музыкального воспитания детей
Установление преемственности в
музыкальном развитии детей на различных возрастных этапах.
Музыкальное развитие ребенка идет по возрастающей линии
—
от простых проявлений к более сложным.
Программа точно указывает, как на разных возрастных этапах формируется эстетическое отношение детей к музыке,
развиваются музыкальные и
творческие способности, какие приобретаются знания,
вырабатываются навыки, способы действий.
Обязательность музыкального воспитания детей
(программа направлена на то, чтобы все дети получили определенный музыкальный опыт независимо от подготовленности и уровня их природной одаренности).
Выводы:
Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства - в семье, детском саду и продолжается в школе.
Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания,
разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии,
этики, эстетики и музыкознания.
С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на музыкальных занятиях в процессе образовательной деятельности, раскрываются пути музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития.
Система музыкального воспитания способствует обогащению духовного мира ребенка, закладывает основы музыкальной культуры личности, делает его отзывчивым на все прекрасное в жизни, искусстве.
Система музыкального воспитания предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями разных эпох, стилей, жанров, обучение пению,
музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, развитие музыкального творчества в пении, ритмике, музицировании на инструментах, обогащение знаний о музыке и содержании музыкальной деятельности человека.
Вопрос 2.
Характеристика традиционных систем
музыкального воспитания детей
ЗАГОЛОВОК
Музыкальное воспитание по
системе Карла Орфа (1895-1982):
Творчество
- основа музыкального развития ребенка;
система музыкального воспитания построена на развитии творческих способностей детей;
синтез видов деятельности;
музицирование на инструментах;
игровое общение педагога с детьми.
Музыкально-
двигательные
упражнения
Игры с
инструментами,
элементарное
музицирование
Речевые упражнения;
синтез музыки с речью
на основе
использования
фольклорных текстов
Поэтическое
музицирование;
мелодекламация;
произношение слов,
фраз, текстов
нараспев
Развитие фантазии,
умения импровизировать в
процессе
индивидуального и
коллективного
музицирования
Элементарный
музыкальный
театр
Элементы
педагогической
системы
Карла Орфа
Система музыкального воспитания
Золтана Кодаи (1882-1967)
Основные содержательные
принципы системы музыкального
воспитания Золтана Кодаи
Пение - основа
музыкального
развития.
Необходимость обучения детей
игре на инструменте. Он считал
важным, чтобы дети изучали игру
на каком-нибудь инструменте, по
возможности на струнном или
духовом.
Музицирование, опирающееся на
пение, составляет основу
педагогической концепции З. Кодаи.
Развитие
музыкального
слуха методом
релятивной
сольмизации.
Ознакомление с
мелодиями должно
проходить путем их
пропевания, а не путем
их проигрывания на
фортепиано.
Система музыкально-ритмического воспитания
Эмиля Жак - Далькроза (1865-1950)
Цель музыкального воспитания - ввести ребенка в мир большого музыкального искусства, сформировать музыкальную культуру как часть духовной культуры личности. Воспитать слушателя, который умеет рассуждать о музыке и понимать содержание музыкального образа произведения
Система музыкального воспитания
Д.Б. Кабалевского (1904-1987)
Задачи: Вызвать интерес и
любовь к музыке; на основании
повышенного интереса развить и
углубить знания о музыке; развить
и углубить сам музыкальный
материал.
Принцип
тематизма отражает
логику представления ведущих
закономерностей музыкального
искусства в учебной программе,
позволяет идти от простого к
сложному - например, от понимания
темы «Три кита» (песня, танец,
марш) к пониманию песенности,
танцевальности, маршевости в
музыкальном искусстве.
Три кита в музыке – песня, марш и
танец , на этих «китах» строится весь
музыкальный мир. Именно эти три
составляющие являются связью
между сложным музыкальным
искусством и нашей обычной
жизнью.
Концепция в корне изменила
содержание урока музыки,
сделав его уроком искусства,
дала возможность для
самостоятельной творческой
работы учителю.
Впервые в музыкальном образовании
педагогическая система была
рассчитана не просто на музыкальное
развитие ребенка, а именно на
развитие личности на основе общения с
музыкальным искусством, не только на
развитие слуха, певческой культуры, но
и на более глубокое развитие
музыкальной культуры человека в
целом, культуры души, культуры
ценностного отношения к миру.
«
Прекрасное пробуждает доброе»
– эти слова Д.Б. Кабалевского –
основа его концепции
Система музыкального воспитания детей
дошкольного возраста, разработанная
Н.А. Ветлугиной (1909 - 1995)
Музыкальное воспитание рассматривалось как система музыкально- эстетического воспитания личности, основанного на формировании эстетического отношения к окружающей действительности, развитии нравственных качеств, обогащении умственной и физической активности ребенка.
Основные принципы:
связь музыкального воспитания с жизнью и современностью;
постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка;
преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах;
сочетание музыкальной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, физкультура, театр, изобразительная деятельность); тщательный отбор и качественность музыкального репертуара для детей.
Выводы:
В музыкальной педагогике существуют различные системы музыкального воспитания, которые опираются на отдельные виды музыкальной деятельности детей, и признаются ведущими в данной системе (Системы к. Орфа, З. Кодаи, Э.Ж.- Далькроза).
Системы музыкального воспитания детей направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.
Отечественная система музыкального образования детей, разработанная в 70-е годы XX
столетия Д.Б. Кабалевского вобрала достижение мировой и отечественной педагогики и выделяется научной обоснованностью, подчиненностью гуманистическим идеалам, направленностью на формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Основой системы музыкального образования выступает развитие у детей и школьников активного музыкального восприятия.
Система Д.Б. Кабалевского не вступает в противоречие ни с одной из 3-х вышеназванных систем, она – открытая система, способная вобрать в себя многие из практических приемов швейцарского, венгерского и немецкого музыкантов, допускает вариативную множественность путей ее практической реализации.
Сегодня в музыкальной педагогике сложилась научная школа Д.Б. Кабалевского. Ее представители продолжают развивать идеи композитора в области музыкального образования, разрабатывают авторские программы школьного и дополнительного музыкального образования.
Исследованиями Н.А. Ветлугиной заложен комплексный подход к системе музыкального воспитания детей в дошкольных организациях, который получает развитие в современных программах музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста.