Файл: Практикумом Тема Современные педагогические системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 3.
Современные программы музыкального
воспитания дошкольников

Современные педагогические системы
музыкального воспитания детей
дошкольного возраста
Образовательные программы определяют содержание образования.
Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:
образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней
образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Специализированные
программы
дошкольного
музыкального
воспитания
«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова)
Цель: сформировать основы музыкальной
культуры и развить музыкальные способности
и музыкально-игровое творчество детей
«Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова,
А.В. Антонова, М.Б. Зацепина)
«
Камертнон» ( Э.П. Костина)
Цель: дать разносторонне и полноценное
музыкальное образование детям до 7 лет,
соответствующее их возрастным
возможностям
Играем в оркестре по слуху (М.А. Трубникова)
Оркестр в детском саду (Л.Р. Меркулова)

Музыкальные шедевры
Автор О.П. Радынова

Содержанием программы являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Программа основана на накоплении опыта восприятия музыкальных произведений как эталонов красоты.

Предлагаемая система музыкального воспитания детей дошкольного возраста обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества, нахождению личностного смысла в музыке.

Основной принцип построения программы — тематический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе.
(«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».)

При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкального искусства.

Используются развивающие методы в проблемной ситуации, доминируют методы контрастного сопоставления и уподобления характеру музыки.

Формы организации музыкальной деятельности разнообразны, включают все виды музыкально- художественной деятельности дошкольников при ведущей роли игры, сказки, сюжетности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ
КОНТРАСТНОГО
СОПОСТАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
АДАПТИВНОСТИ
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ
СИНКРЕТИЗМА
Принципы организации педагогического процесса
(программа «Музыкальные шедевры»)

«Красота. Радость. Творчество»
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова
М.Б. Зацепина

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности, в том числе игры, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия;

формирование музыкальной культуры, системы знаний и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного самообразования;

воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять музыку; формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

знакомство с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Содержание программы
«Красота. Радость. Творчество»
Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина

ПРОГРАММА «КАМЕРТОН»
Автор Э.П. КОСТИНА

Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников (Н.А.Ветлугина).

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь.

Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой из семи ступеней прохождения программы, изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

Выводы:

Образовательная программа дошкольного образования обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста отражает цели и задачи, содержание музыкального образования и воспитания детей и включена в целостную систему образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Авторские программы представляют современные педагогические системы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников, предполагают инновационные технологии музыкального развития детей в период раннего и дошкольного возраста, основаны на принципах развивающего личностно- ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода.

Программы отражают состояние науки и практики современного отечественного и мирового опыта музыкального обучения и воспитания детей.


Выводы по содержанию лекции
:

Современные системы воспитания детей – это совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели, задачи, содержание и организацию воспитательного процесса.

Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: умственном, физическом, эстетическом развитии детей.

Системы музыкального воспитания детей основываются на воспитательной роли музыкального искусства, признании ценности народного музыкального творчества в развитии ребенка.

В основе существующих систем музыкального воспитания лежат различные виды детской музыкальной деятельности. Педагогические системы направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.

Авторские программы представляют современные педагогические системы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников, они опираются на классические системы музыкального образования, традиционные подходы в музыкальном обучении и воспитании детей, предполагают разработку содержания, методов и средств, инновационных технологий музыкального развития детей в период раннего и дошкольного возраста.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!