Файл: Глебова Ирина Станиславовна Волкова Наталья Васильевна исследование социально экономических и политических процессов краткий конспект.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 2.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004.-
416с.
3.
Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум —СПБ.: "Питер", 2007.—240с.
4.
Тавокин
Е.П.
Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
5.
Цыгичко В. Прогнозирование социально – экономических процессов. СПб.: Либроком, 2009. – 240с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
1.
Эмпирические методы - это методы познания реальности, действующие на уровне опыта.
2.
Наблюдение
- метод исследования, основанный на целенаправленном восприятии объектов или процессов, при котором исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики.
3.
Эксперимент - метод исследования, который предполагает активное целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях с целью получения информации о характеристиках этого процесса или объекта.
4.
Анализ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема (синтеза) в целое, обогащенное новыми знаниями
5.
Синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного в
15 процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей и познание этого предмета как единого целого
6.
Индукция — метод, при котором исследователь переходит от знания менее общих положения к знанию более общих положений
7.
Дедукция — метод, при котором от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям, правилам, законам
Вопросы для изучения
Понятие метода. Методология социального познания, методология естественнонаучного познания.
Общенаучные методы исследований.
Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования.
Всеобщие методы исследования. Конкретно-предметные методы исследований.
Логические исследования, сущность и виды логических исследований.
Выделяют общенаучные и конкретно-предметные (специфические) методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Всю совокупность общенаучныхметодов исследования можно разделить на эмпирические и логико-теоретические методы.
Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. К эмпирическим методам относят следующие:
– наблюдение — метод исследования предметов, явлений и процессов в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека;
– измерение — процесс определения соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу;
– описание
— специфический метод получения эмперико- теоретического знания, сущность которого состоит в систематизации данных, полученных в результате проведения наблюдения и измерения;
– эксперимент — научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного нами явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изучения явления, активно воздействовать на него и воссоздавать каждый раз, когда в этом есть необходимость.
Логико-теоретические методы включают в себя следующие:
– формализация — путь исследования объектов, когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы, например, формализованный образ высказывания в математике называется формулой;
– аксиоматический метод — метод построения какого-либо раздела науки, при котором из всех истинных утверждений избирается некоторое конечное подмножество, кладется в основу в качестве исходных положений — аксиом, из которых затем логическим путем выводятся все остальные утверждения;
– аналогия — подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах
16 признаках или отношениях, причем, в таких предметах, которые в целом различны;
– абстрагирование — процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и мысленного отвлечения их от множества других признаков, свойств, связей и отношений этого предмета;
– моделирование — исследование каких-либо объектов на моделях, то есть на условных образцах, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением метода аналогии;
– анализ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема (синтеза) в целое, обогащенное новыми знаниями;
– синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей и познание этого предмета как единого целого;
– индукция — метод, при котором исследователь переходит от знания менее общих положения к знанию более общих положений;
– дедукция — метод, при котором от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям, правилам, законам;
– сравнение — один из основных логических приемов познания, познавание начинается с того, что изучаемый предмет отличают от других предметов и устанавливают сходство его с родственными предметами;
– обобщение
— мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулировка такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему;
– доказательство — логическое действие, состоящее в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее. Корректность доказательства определяется его строением.
В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (осно- вания), демонстрация. Тезис — это суждение, истинность и принятие которого устанавливаются в доказательстве; аргументы — суждения, из которых выводится тезис; демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.
Конкретно-предметные
(специфические) методы исследования отражают особенности объекта исследования, его предмет и задачи.
Наиболее важными являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований, экспертных оценок. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы
17 имитационного моделирования.
Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и так далее. Для физической науки — эксперимент, для социологии
— контент-анализ, социометрия, фокусированное интервью и прочие.
1 2 3 4 5 6 7
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляют собой методология, метод, методика?
2. В чем суть общенаучных методов исследования?
3. Чем отличаются теоретические методы исследования от эмпирических?
4. В чем суть логических исследований?
5. Чем характеризуются конкретно – предметные методы исследования?
ЛЕКЦИЯ 5.
СОЦИОМЕТРИЯ
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности социометрического метода исследования. Уметь строить социограммы и социоматрицы с целью выделения на их основе эффективных микрогрупп
Ключевые
слова.
Социометрия, социометрический критерий,
социометрическая карточка, социограмма.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Глоссарий:
1.
Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии.
Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.
2.
Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.
3.
Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) – это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев.
Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.
4.
Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
18
Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи
5.
Коммуникативные критерий - направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для...»)
6.
Гностические критерий - выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа «Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас...»).
Основная литература по теме 10:
1.
Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум—СПБ.: Питер, 2007.—240с.
2.
Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: Инфра-М, 2012.—214 с.
3.
Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
4.
Мокий М., Никфоров А. Методология научных исследований. М.:
Юрайт, 2014. – 256с.
5.
Тавокин
Е.П.
Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Вопросы для изучения
Сущность социометрии, ее специфика. Методология социометрических исследований. Понятие «малая группа», параметры группы. Формальные и неформальные структуры организации групп. Социометрические критерии.
Положительный и отрицательный выбор. Социоматрица и социограмма.
Методика определения лидерства в группе. Предпочитаемые и изолированные.
Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации симпатий и антипатий среди членов группы.
При проведении социометрических опросов необходимо соблюдать ряд
19 требований.
1. Опрос следует проводить только в коллективах, имеющих значительный опыт (не менее шести месяцев) совместной деятельности, когда между членами группы сложились устойчивые взаимоотношения.
2. Размер опрашиваемого коллектива не должен превышать 20—25 человек. Увеличение этого числа усложнит наглядность выявленных связей и снизит качество полученной информации.
3. В ходе процедуры социометрического опроса от начала до конца должен выдерживаться изначально выбранный социометрический критерий.
Критерий должен быть ясным и понятным для всех.
4. При проведении опроса необходимо указать опрашиваемым, сколько положительных и отрицательных выборов они могут сделать. В отдельных случаях, когда исследуемая ситуация имеет высокую степень неопределенности, допускается неограниченное число выборов.
5. Социометрический критерий должен адекватно воспроизводит ситуацию выбора партнера, позволяющую опрашиваемому свободно выбрать или отклонить члена своего коллектива.
6. Опрос должен проводиться посторонним для этого коллектива лицом; первичные данные опроса должны быть конфиденциальными, известными лишь руководителю опроса.
7. Участие респондентов в опросе должно быть индивидуальным и независимым от мнения других.
Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия и взаимоподдержки.
Социометрические вопросы разделены по разным основаниям: первый вопрос предполагает деловые качества партнера, второй — его лидерские качества, третий и четвертый — социально-психологические и морально- этические качества.
Положенный в основу социометрических связей социально- психологический фактор структурирует группу по психологической совместимости ее членов. Морально-этический признак устанавливает разное отношение членов группы к действующим нормам и способности каждого члена соблюдать эти нормы, на основе оценки которой и определяется его реальный статус. Действие функционального признака обусловлено возможностями группы выполнять присущие ей функции, что обеспечивается управляемостью группы, наличием в ее структуре ярко выраженного лидера, ресурсной базой и прочим.
Выбор основания определяется целями социометрического опроса и служит обязательным условием социометрической структуризации группы.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу со сторонами N
и M, где N — число индивидов, подвергнувшихся тесту.
На основе социоматриц строятся
социограммы,
наглядно представляющие структуру межличностных отношений в социальных общностях.