Файл: Глебова Ирина Станиславовна Волкова Наталья Васильевна исследование социально экономических и политических процессов краткий конспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте социологический опрос, его отличительные черты.
2. Чем отличается сплошной опрос от выборочного обследования.
3. В чем сущность группового анкетного опроса.
4. Какие виды вопросов Вы знаете?
5. Для чего необходим логический контроль и апробация составленной анкеты.
ЛЕКЦИЯ 8.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФОКУС-ГРУППЫ
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть метода проведения фокус групп. Иметь представление о том, как проводить фокус-группу.
Ключевые слова. Фокус-группа, фильтрующая анкета, координатор.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 8.
1.
Белановский С.А. Метод Фокус - Групп.—М.: Издательство
Магистр, 1996.-272 с
2.
Кораблева Г. Б. Социология. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2012.—188с.
3.
Лавриненко В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: ИНФРА-М, 2012.—203с.
4.
Дмитриева Е.В. Фокус - группы в маркетинге и социологии.-М.:
Центр, 1998. - 144 с.
5.
Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: Инфра-М, 2012.—214 с.
6.
Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф
УМЦ
«Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. -

27
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий
1.
Фокус-группа — метод качественных исследований в социологии.
Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.
2.
Координатор-тот, кто координирует, осуществляет координацию чего-либо.
3.
Анкета — это сбор сведений или мнений с помощью листа с вопросами, на которые надо ответить.
4.
Опрос - метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях
5.
Модератор — человек, следящий за установленным порядком на каком-либо ресурсе или его части.
Вопросы для изучения
Суть метода сбора информации фокус-группы. Цель данного метода сбора информации. Особенности метода. Возможности и ограничения фокус- группы. Методика проведения фокус-группы. Разновидности фокус-групп.
Процесс транскрибирования собранной информации. Обработка полученных данных.
Фокус-группа — один из методов качественного социологического исследования. Его сущность заключается в выявлении особенностей в представлениях (позициях, установках) определенных групп людей по конкретным проблемам, общественным событиям и явлениям. В основе фокус- групп лежит групповая дискуссия, позволяющая каждому участнику высказать собственную позицию и одновременно раскрыть многообразие подходов, точек


28 зрения по обсуждаемой теме.
Цель метода фокус групп — определить и осмыслить мотивацию реального и потенциального поведения различных групп населения в конкретной сфере жизнедеятельности общества.
Процедура проведения фокус - группы:
1. Постановка цели проведения фокус - группы.
2. Составление распорядка работы.
3. Отбор участников фокус-групп.
4. Составление вопросов.
5. Выбор координатора.
6. Выбор места проведения фокус - группы.
Дискуссия предполагает столкновение широкого спектра индивидуальных мнений на «паритетных» началах, т.е. в иерархически неструктурированной группе. В фокус -группе происходит не общение, не обмен мнениями, характерное для экспертных групп, а столкновение мнений.
При наметившейся солидарности мнений модератор фиксирует этот факт и быстро переводит тему на предусмотренный сценарием очередной предмет обсуждения. В целях углубления дискуссии модератор задает уточняющие вопросы или стимулирующие замечания (Могли бы вы привести пример? Что именно вы имеете в виду? Это интересно! Будьте добры подробнее. Вот как! А я не знал и т.д.)
Чтобы не происходила солидаризация мнений, нужно соблюдать следующие требования к отбору групп и процедуре дискуссии:
- в группу отбираются незнакомые друг c другом респонденты;
- длительность выступления одного участника не должна превышать 20–
40 с, а реплик 5–15 с;
- предмет дискуссии до начала обсуждения неизвестен респондентам;
- вплоть до окончания дискуссии ее участники не знакомы со сценарием.
Входе дискуссий важна не рациональная мотивация суждений, а эмоциональная реакция участников на различные аспекты предмета обсуждения: структурные, эстетические, потребительские, экологические и иные функциональные. Характер дискуссии должен содействовать выявлению строго индивидуальных мнений участников: «Я считаю...» Нельзя допускать беспредметную «перепалку» участников дискуссии; также недопустима дискуссия модератора с участниками.
По степени коммуникационной открытости или замкнутости различают пять основных типов участников дискуссии: лидеры – стремящиеся к высказыванию оценок «в окончательной инстанции»; эксперты – также стремящиеся оценивать, но преимущественно позицию других участников дискуссии; коммуникабельные – активно ведущие взаимную дискуссию по поводу основного предмета; застенчивые – пытающиеся отмолчаться, имитируя повышенное внимание к тому, что говорят другие; нигилисты – высказывающие преимущественно отрицательные, порой огульные оценки; если при этом их поведение агрессивно, они должны быть исключены из фокус


29
- группы.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие задачи призван решать метод фокус-групп?
2. Назовите цель данного метода сбора информации. Особенности метода.
3. Перечислите возможности и ограничения фокус-группы.
4. Какие основные методы управления группой использует модератор?
5. Какие основные требования предъявляются к модератору?
ЛЕКЦИЯ 9.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛУБОКОГО ИНТЕРВЬЮ
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности проведения глубокого интервью. Иметь представление о том, как проводить глубокое интервью, его достоинства и недостатки.
Ключевые слова. Глубинное интервью, длительность интервью, респондент, интервьюер, бланк интервью.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 9.
1. Белановский С. Глубокое интервью. М.: Николо-Медиа, 2001. – 320с.
2. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: КноРус, 2012.—335с.
3. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э.
Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.- 184с.
4. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
5. Эдвардс Лиз Искусство проведения интервью. – М.: Изд-во: Hippo
Publishing LTD, 2006. – 106с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения

30 общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
Интервью - разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Респондент - участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты или дающий интервью, т. е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.
Интервьюер - исследователь, который проводит целенаправленную беседу и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования
Структурированное интервью - интервью, при котором заранее определяется порядок следования вопросов, предлагаемых респонденту, либо порядок подачи тематических областей (блоков вопросов)
Бланк интервью - вопросник, используемый при проведении интервью.
Вопросы для изучения
Типы интервью в социальных исследованиях. Основные типы интервью,
Фокусированное интервью. Подготовка интервью. Профессиональные качества интервьюеров. Практическое обучение интервьюеров. Вопросник интервью.
Время, место и способ записи. Основная часть интервью: раскрытие темы, переходы в темах, контроль над темой, поддержание мотивации, искажение в интервью. Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации. Обработка данных интервью. Проблема редактирования. Осмысление результатов.
Метод глубинного интервью представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера.
Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Как правило, опрашивают не очень большое количество респондентов
(до 30 человек). Респондент за участие в длительной беседе получает ценный подарок. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации (например, сведения экспертов в определённой области) непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения.
Виды глубинного интервью.

Направленное глубинное интервью (фокусированное) - происходит подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен;

Ненаправленное глубинное интервью (нефокусированное) – при его проведении не существует предметного единства и общей темы, а вопросы не образуют логической последовательности.


31
Случаи применения метода глубинных интервью:

тема исследования затрагивает очень личные взгляды или может вызвать смущение при обсуждении в группе (например, употребление лекарств, контрацептивов, личные финансы, заболевания);

тема обсуждения касается особенностей принятия индивидуальных решений (например, о закупке какого-либо оборудования);

при обсуждении темы, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы
(уплата налогов, социальные проблемы типа наркомании или проституции и т. п.);

респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга
(например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах);

респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые люди.
Достоинства глубинного интервью:

Возможность проводить исследования без заранее cформулированного сценария;

Возможность общаться с респондентом, используя привычную для его слуха лексику;

Возможность провести интервью с трудноступными для других опросных методов респондентами;

Возможность получить личную информацию, а также выявить субъективное отношение к исследуемому вопросу;

Возможность получить качественную информацию по широкому кругу вопросов.
Недостатки глубинного интервью:

Глубинное интервью достаточно громоздкий и трудоёмкий метод, требующий длительной подготовки и обучения интервьюера;

Метод глубинного интервью применим лишь на небольшой выборке;

Проведение глубинного интервью сопряжёно с некоторыми трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации.
Среди основных ошибок интервьюеров можно выделить следующие:
1. Высказывание личных мнений интервьюера. Учитывая это, начинающим интервьюерам могут быть даны следующие рекомендации: а) запрещается произносить какие-либо фразы, которые не заканчиваются знаком вопроса. б) интервьюеру вообще следует стремиться как можно меньше говорить.
2. Чрезмерная активность интервьюера. Новый вопрос не следует задавать прежде, чем предыдущая тема будет исчерпана.
3. Ограничение ответов. Для интервьюера существует искушение ограничить интервью теми областями, которые обозначены в вопроснике, и отказаться от всех сообщений респондента, которые не относятся к этим


32 областям.
4. Навязывание тем. Вопросник может явиться причиной неполноты интервью еще и потому, что интервьюер слишком строго придерживается и навязывает респондентам вопросы и темы, которые включены в план интервью, но которые не связаны с действительным опытом опрашиваемых, и на которые они просто не могут ответить.
5. Ошибка, состоящая в быстрых переходах. Желая добиться как можно более полного охвата заранее предусмотренных тем, интервьюер часто удовлетворяется поверхностным их рассмотрением. Лучше рассмотреть ограниченный круг вопросов, но зато так, чтобы они были раскрыты исчерпывающим образом.
Основная литература по теме 9.
1. Белановский С. Глубокое интервью. М.: Николо-Медиа, 2001. – 320с.
2. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М.: КноРус, 2012.—335с.
3. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э.
Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.- 184с.
4. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
5. Эдвардс Лиз Искусство проведения интервью. – М.: Изд-во: Hippo
Publishing LTD, 2006. – 106с.
Контрольные вопросы и задания
1.Что из себя представляет метод интервью?
2.В чём особенность интервью?
3.От чего зависит успех интервью?
4. Каких вопросов следует избегать при проведении интервью?
5. Каким правилам надо следовать, завершая интервью?
ЛЕКЦИЯ 10.
ПРОГРАММА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация: В результате изучения данной темы студент должен владеть методиками и технологиями формулирования и проверки научной теории, сбора и обработки информации о социально – экономических и политических процессах. Иметь представление о инструментах социологического исследования. Знать специфику обращения Методов обработки и анализа данных.
Ключевые
слова: социологическое исследование, программа исследования, гипотеза.
Методические рекомендации по изучению темы:
- тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
- в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;

33
- для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 5.
1.
Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
2.
Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее
Образование и Наука», 2007. — 236 с.
3.
Ядов
В.А.
Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.: Наука, 2001.- 246с.
4.
Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э.
Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.- 184с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Основная терминология и определения
1.
Социологическое исследование- исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
2.
Методология социологического исследования- составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания.
3.
Гипотеза – обосновано предположение о способах решения исследовательской проблемы. В социологическом исследовании гипотеза – это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы.
4.
1   2   3   4   5   6   7