Файл: Глебова Ирина Станиславовна Волкова Наталья Васильевна исследование социально экономических и политических процессов краткий конспект.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Контрольные вопросы и задания:
1. Какой вклад Морено внес в современную социометрию?
2. Перечислите плюсы социометрического метода.
3. Какие минусы у социометрического метода?
4. Каковы перспективы дальнейшего развития социометрии?
5. Какова важность социометрии в локальном плане? (Для малых организаций, групп и т.д.)
ЛЕКЦИЯ 6.
МЕТОДЫ ЭКПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности метода экспертных оценок. Иметь представление о технологии проведения экспертного анализа.
Ключевые слова. Экспертиза, эксперт, компетентность, обработка экспертных оценок.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 6.
1.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН.
2014 – 372с.
2.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.—
Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.
3.
Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
4.
Лавриненко В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: ИНФРА-М, 2012.—203с.
5.
Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения
21 общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
Эксперт
– специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.
Компетентность – степень квалификации эксперта в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе анализа плодотворной деятельности специалиста, уровня и широты знакомства с достижениями мировой науки и техники, понимания проблем и перспектив развития.
Экспертиза — это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа.
Метод экспертной оценки — получение информации путём проведения экспертного опроса.
Вопросы для изучения
Сущность метода. Цели и задачи экспертных оценок. Требования к отбору экспертов. Этапы проведения экспертного анализа. Виды экспертных оценок. Коллективные экспертные оценки. Критерии отбора группы экспертов.
Метод Дельфи, его особенности. Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности.
Метод экспертной оценки — получение информации путём проведения экспертного опроса. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа возможного развития проблемной ситуации в будущем с качественной или количественной характеристикой уровня его достоверности и последующей формальной обработкой результатов. Экспертный опрос существенно отличается от массовых опросов в силу того, что к участию в нём приглашаются высококвалифицированные специалисты.
Технология проведения экспертного анализа предполагает прохождение ряда этапов:
1) подбор экспертов;
2) разработка методики проведения опроса и выбор метода обработки данных;
3) организация и непосредственное проведение опроса;
4) обработка и оформление результатов опроса.
Эксперты не всегда способны дать количественные оценки значений оцениваемых показателей. Поэтому важнейшим элементом экспертной оценки является способ качественной оценки объектов экспертизы.
Экспертные исследования могут иметь как самостоятельное значение, так и использоваться при проверке истинности (верификации) логических
22 исследований и моделирования. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальность суждения специалистов относительно эффективности, расхода ресурсов, безопасности, а также перспектив развития объекта и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Интуитивные
(экспертные) методы исследований используются в следующих случаях:
– для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации;
– в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта;
– в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды;
– при средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках;
– в случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей;
– при отсутствии необходимых технических средств моделирования, например вычислительной техники с соответствующими характеристиками;
– в экстремальных ситуациях.
Метод Дельфи представляет собой ряд последовательно осуществляемых процедур, направленных на подготовку и обоснование прогноза. Эти процедуры характеризуются анонимностью
(независимостью ответов экспертов) опроса, регулируемой обратной связью между результатами опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта, а также групповым характером ответа. Регулируемая обратная связь осуществляется путем проведения нескольких туров опроса экспертов, на каждом из которых характеристики их ответов обрабатываются с помощью математико- статистических методов и результаты сообщаются анонимно. Групповой ответ формируется путем обработки и анализа результатов ответов экспертов.
Критерием окончания его разработки, как правило, служит «близость» мнений экспертов.
Контрольные вопросы и задания
1.
В чем заключается сущность метода экспертных оценок?
2.
Перечислите индивидуальные характеристики экспертов и охарактеризуйте их.
3. Как осуществляется определение согласованности мнений экспертов?
4. Охарактеризуйте метод Дельфи: понятие, достоинства, недостатки.
5. В чем сущность метода «мозгового штурма»
6. Перечислите проблемы применения экспертных методов в практике управления.
23
ЛЕКЦИЯ 7.
АНКЕТНЫЕ МЕТОДЫ. ЧИСЛЕННАЯ ОЦЕНКА
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности анкетных методов исследования, знать их основные разновидности. Уметь проводить анкетирование.
Ключевые слова. Социологический опрос, групповой анкетный опрос, индивидуальное анкетирование, классификация вопросов, численная оценка.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 7.
1.
Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф
УМЦ «Профессиональный учебник» / Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2009. - 489 с.
2. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее
Образование и Наука», 2007. — 236 с
3.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии РАН.
2014.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004.-
416с.
5. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
24 www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Метод проведения социологического опроса заключается в общении интервьюера с респондентами в форме вопроса-ответа. Выбор вида опроса определяется целями исследования, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации
Анкетирование – это метод сбора данных, используемый в рамках конкретного социального исследования и предполагающий самостоятельное заполнение анкет целевыми группами респондентов и возврат анкет интервьюеру. Цель анкетирования - выявление различного рода тенденций и фактов.
Групповое анкетирование — респондентов, отобранных по условиям выборки, собирают в одном помещении, где им после соответствующего инструктажа, проведенного исследователем, раздают анкеты.
Face to face (прямое анкетирование) — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, присутствует при ее заполнении, поясняя возникшие вопросы. Прямое анкетирование позволят получить от респондентов большое количество информации с высокой степенью достоверности в рамках любых (как внутренних, так и внешних) исследований.
Почтовое анкетирование — предполагает рассылку анкет по почте, факсу или электронной почте. Используется при проведении внешних исследований (фундаментальные научные исследования на региональной выборке).
Вопросы для изучения:
Социологический опрос, его отличительные черты. Сплошной опрос, выборочное обследование. Групповой анкетный опрос. Индивидуальное анкетирование. Классификация вопросов. Композиция и оформление анкеты.
Требования к составлению анкеты. Виды вопросов. Виды шкал.
Логический контроль и апробация составленной анкеты. Интервью. Численная оценка.
Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что здесь источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию.
Для сбора первичной социологической информации используются интервью и анкетирование.
Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые
25 образуют необходимые для целей исследования сведения. Различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. Переписи населения дают бесценную информацию, но стоят очень дорого. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны – самая крупная из таких общностей.
Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основу составляет выборочная совокупность – уменьшенная копия генеральной совокупности.
Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.
Групповое анкетирование - респондентов, отобранных по условиям выборки, собирают в одном помещении, где им после соответствующего инструктажа, проведенного исследователем, раздают анкеты.
Face to face (прямое анкетирование) — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, присутствует при ее заполнении, поясняя возникшие вопросы.
Раздаточное анкетирование — исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, оставляет анкеты респондентам, не присутствуя при их заполнении.
Различают вопросы линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные. Эти формы используются не только в анкетах, но и в интервью.
В линейных вопросах варианты ответов располагаются последовательно и респондент может выбрать один из них или несколько. Все варианты относятся только к предмету, сформулированному в вопросе.
Перечневые вопросы предполагают различные варианты предмета анализа, подлежащего оценке, и могут быть как закрытыми (с полным набором ответов), так и открытыми.
Табличные вопросы используются в двух случаях: когда по структуре объединяется несколько вопросов, различающихся по предмету, но имеющих одинаковую шкалу оценки, и когда перечневый вопрос строится на базе некоторой шкалы измерения, используемой для каждого предмета выбора, оценки.
Шкальные вопросы предполагают построение ранговых (балльных) или интервальных шкал, которые измеряют величину (возраст, заработная плата, число выписываемых газет и т.д.), частоту (посещения мероприятий, приобретения чего-то, обращения к телеканалу, радиостанции и т.п.), интервалы времени (сезонность потребления, просмотра телепередач и др.),
26 отношение (к политическим партиям, видам товаров и проч.).
В подобных измерениях могут использоваться различные шкалы: с числовыми значениями (баллы, проценты, градусы), с условной градацией.
По форме вопросы бывают закрытыми, полузакрытыми и открытыми. К закрытым вопросам «прилагается» заранее сформулированный полный набор ответов. К полузакрытым – аксимум заранее сформулированных вариантов ответов, а также дополнительные строки для свободного ответа. Открытый вопрос предполагает только свободный ответ респондента. Закрытые и полузакрытые вопросы конструируются тогда, когда исследователю заранее известны все или почти все варианты ответов. В противном случае вопрос задается в открытой форме.
1 2 3 4 5 6 7