Файл: Глебова Ирина Станиславовна Волкова Наталья Васильевна исследование социально экономических и политических процессов краткий конспект.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выборка - представительная часть генеральной совокупности (т.е. всех объектов исследования), в которой интересующий нас признак распределяется по тому же закону, что и в самой генеральной совокупности. Можно также сказать, что выборка – это тот способ, с помощью
34 которого формируется группа непосредственных объектов исследования.
5.
Репрезентативность выборки - параметр, характеризующий выборочную совокупность говорящих, состоит в том, что выборочная совокупность должна достоверно и полно отражать признаки генеральной совокупности, частью которой она является.
Вопросы для изучения
Разработка программы исследования. Определение методической процедуры исследования. Выбор метода сбора первичных данных. Организация исследования. Программа исследования. Формулировка проблемы. Постановка цели, задач. Формулирование гипотез. Методическая часть программы.
Рабочий план исследования. Составление сметы исследования.
Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико- инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом- графиком и стоимостью всех видов работ.
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).
Методологическаячасть включает в себя следующие подразделы.
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение целей и задач исследования.
3. Интерпретация и операционализация понятий.
4. Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть исследуемую проблему.
5. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным.
Процедурная (методическая) часть программынацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих разделов.
1. Стратегический план исследования. При разработке плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный
(поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез.
2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. При проведении социологического исследования особое
35 внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главным принципом при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.
3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.
Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах.
4. Содержательный анализ результатов исследования.
5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое научное социологическое исследование?
2. Охарактеризуйте программу социологического исследования, ее структуру, содержание и смысл разделов.
3. Назовите цель, задачи, объект, предмет социологического исследования.
4. Охарактеризуйте генеральную и выборочную совокупности.
5. Назовите отличие между сплошным и выборочным социологическим исследованием.
ЛЕКЦИЯ 11.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБРАННЫХ ДАННЫХ
Аннотация. В результате освоения данной темы студент должен уметь анализировать и интерпретировать собранные данные. Использовать простейшие логико-математические методы, ориентированные на выявление связей и отношений между элементами исследуемых процессов.
Ключевые слова. Информация,гипотеза, корреляция, простая группировка, перекрестная группировка.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 11:
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009.- 273с.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии
РАН. 2014 – 372с.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических
36 исследований. М., 1988.
4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург:
Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.
5. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
Гипотеза — любое предположение, допущение, предсказание, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.
Репрезентативность — характеристика качества выборки, устанав- ливающая соответствие признаков выборочной совокупности распределению этих признаков в генеральной совокупности.
Критерий — это количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку.
Перекрестная группировка — это связывание фактов предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям).
Наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации - группировка.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.
37
Квантифицированные данные или количественные показатели группируются в ранжированные ряды по возрастанию (убыванию) признака, качественные или атрибутивные группируются по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.
Все операции последующего анализа покоятся на изучении сгруппированных данных.
Число членов группы называют частотой или численностью группы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений - долей или относительной частотой. Статистические приемы поиска средней тенденции
(мода, медиана, среднеарифметическая), подсчет дисперсии отклонения позволяют оценить сгруппированный ряд в емком показателе и отобразить результаты графически. Простейший анализ группировки — исчисление частот по процентам.
Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание фактов предварительно упорядоченных по двум признакам
(свойствам, показателям) с целью:
(а) обнаружить какие-то взаимозависимости,
(б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить (об этом ниже) направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое.
Перекрестная классификация (группировка) производится в таблицах, где указывается наименование таблицы, (какие признаки, свойства сопрягаются) и общая численность включенных в группировку объектов.
Одна из задач перекрестной классификации: поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления.
Перекрестная группировка по двум и более признакам — прямой путь к обнаружению возможных связей взаимодействия между переменными. Для этого нужно составить таблицу определенным образом, например, подсчитать пропорции частот одного признака в зависимости от частот другого.
Если выборка представительна и отражает пропорции изучаемых групп в генеральной совокупности (данного завода, например), тогда можно вести двоякий анализ данных: по логике "от причин к следствию" и "от следствия к причинам ".
Корреляцией называют наличие статистической взаимосвязи признаков.
Рассмотрим один из них – коэффициент ранговой корреляции. Он легко рассчитывается «вручную», а применение его весьма эффективно при анализе распределений социологической информации, полученной при помощи ранговой шкалы.
Формула для вычисления коэффициента ранговой корреляции имеет вид:
38 где d – разность рангов; n – общее число рангов (или же вариантов ответов),
– сумма квадратов разности рангов.
Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка), содержащие информацию, выводы и рекомендации, на основе которых в последующем принимаются управленческие решения. В исследовательском смысле – это банк социологических данных.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем суть интерпретации результатов исследования?
2. В чем особенность перекрестной группировки?
3. Что выявляет коэффициент ранговой корреляции?
4. В каких случаях целесообразно использование расчета ранговой корреляции?
5. При исследовании какого рода социальных процессов используется корреляционный метод анализа?
ЛЕКЦИЯ 12.
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ИНДИКАТОР
СТАБИЛЬНОСТИ (НАПРЯЖЕННОСТИ) В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности социального настроения как индикатора стабильности (напряженности) в обществе.
Ключевые
слова.
Социальная напряженность, политическая напряженность, социально – политическая напряженность, фоновое значение.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 12:
1.
Исаев Б., Баранов Н. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2009. – 400с.
2.
Исаев Б., Баранов Н. Теория политики. СПб.: Питер, 2008. – 464с.
3.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.
4.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ,
2000. — 1056с.
5.
Тавокин
Е.П.
Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
6.
Цыгичко
В.
Прогнозирование социально
–
39 экономических процессов. СПб.: Либроком, 2009. – 240с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
1.
Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
2.
Социальное поведение – любое поведение индивида, на которое влияет присутствие, мнения, эмоции, установки и действия других людей.
3.
Настроение - более или менее длительное эмоциональное состояние, придающее определенную окраску всем другим переживаниям человека и оказывающее влияние на его деятельность.
4.
Общественное настроение - социально-психическое явление:
- выражающееся в определенном состоянии чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени; и
- накладывающее отпечаток на их поведение.
5.
Социальная позиция - направленность социальных действий личности, характеризующая ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества. Основной ее характеристикой выступает уровень социальной ответственности личности.
6.
Массовое
сознание
- тип общественного сознания:
-связанный с деятельностью массовых общностей; и
-отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей.
Вопросы для изучения
Социальное настроение как инструмент общественной саморегуляции, как показатель степени политической и социальной напряженности в обществе, как средство согласования интересов различных участников исторического процесса, достижения компромисса и выработки основ рациональной
34 которого формируется группа непосредственных объектов исследования.
5.
Репрезентативность выборки - параметр, характеризующий выборочную совокупность говорящих, состоит в том, что выборочная совокупность должна достоверно и полно отражать признаки генеральной совокупности, частью которой она является.
Вопросы для изучения
Разработка программы исследования. Определение методической процедуры исследования. Выбор метода сбора первичных данных. Организация исследования. Программа исследования. Формулировка проблемы. Постановка цели, задач. Формулирование гипотез. Методическая часть программы.
Рабочий план исследования. Составление сметы исследования.
Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико- инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом- графиком и стоимостью всех видов работ.
Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).
Методологическаячасть включает в себя следующие подразделы.
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение целей и задач исследования.
3. Интерпретация и операционализация понятий.
4. Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть исследуемую проблему.
5. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным.
Процедурная (методическая) часть программынацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих разделов.
1. Стратегический план исследования. При разработке плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный
(поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез.
2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. При проведении социологического исследования особое
35 внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главным принципом при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.
3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.
Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах.
4. Содержательный анализ результатов исследования.
5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое научное социологическое исследование?
2. Охарактеризуйте программу социологического исследования, ее структуру, содержание и смысл разделов.
3. Назовите цель, задачи, объект, предмет социологического исследования.
4. Охарактеризуйте генеральную и выборочную совокупности.
5. Назовите отличие между сплошным и выборочным социологическим исследованием.
ЛЕКЦИЯ 11.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБРАННЫХ ДАННЫХ
Аннотация. В результате освоения данной темы студент должен уметь анализировать и интерпретировать собранные данные. Использовать простейшие логико-математические методы, ориентированные на выявление связей и отношений между элементами исследуемых процессов.
Ключевые слова. Информация,гипотеза, корреляция, простая группировка, перекрестная группировка.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 11:
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009.- 273с.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие — М.: Институт социологии
РАН. 2014 – 372с.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических
36 исследований. М., 1988.
4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург:
Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.
5. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
Гипотеза — любое предположение, допущение, предсказание, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.
Репрезентативность — характеристика качества выборки, устанав- ливающая соответствие признаков выборочной совокупности распределению этих признаков в генеральной совокупности.
Критерий — это количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку.
Перекрестная группировка — это связывание фактов предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям).
Наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации - группировка.
Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов в систему осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.
37
Квантифицированные данные или количественные показатели группируются в ранжированные ряды по возрастанию (убыванию) признака, качественные или атрибутивные группируются по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.
Все операции последующего анализа покоятся на изучении сгруппированных данных.
Число членов группы называют частотой или численностью группы, а отношение данной численности к общему числу наблюдений - долей или относительной частотой. Статистические приемы поиска средней тенденции
(мода, медиана, среднеарифметическая), подсчет дисперсии отклонения позволяют оценить сгруппированный ряд в емком показателе и отобразить результаты графически. Простейший анализ группировки — исчисление частот по процентам.
Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) — это связывание фактов предварительно упорядоченных по двум признакам
(свойствам, показателям) с целью:
(а) обнаружить какие-то взаимозависимости,
(б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить (об этом ниже) направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое.
Перекрестная классификация (группировка) производится в таблицах, где указывается наименование таблицы, (какие признаки, свойства сопрягаются) и общая численность включенных в группировку объектов.
Одна из задач перекрестной классификации: поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления.
Перекрестная группировка по двум и более признакам — прямой путь к обнаружению возможных связей взаимодействия между переменными. Для этого нужно составить таблицу определенным образом, например, подсчитать пропорции частот одного признака в зависимости от частот другого.
Если выборка представительна и отражает пропорции изучаемых групп в генеральной совокупности (данного завода, например), тогда можно вести двоякий анализ данных: по логике "от причин к следствию" и "от следствия к причинам ".
Корреляцией называют наличие статистической взаимосвязи признаков.
Рассмотрим один из них – коэффициент ранговой корреляции. Он легко рассчитывается «вручную», а применение его весьма эффективно при анализе распределений социологической информации, полученной при помощи ранговой шкалы.
Формула для вычисления коэффициента ранговой корреляции имеет вид:
38 где d – разность рангов; n – общее число рангов (или же вариантов ответов),
– сумма квадратов разности рангов.
Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка), содержащие информацию, выводы и рекомендации, на основе которых в последующем принимаются управленческие решения. В исследовательском смысле – это банк социологических данных.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем суть интерпретации результатов исследования?
2. В чем особенность перекрестной группировки?
3. Что выявляет коэффициент ранговой корреляции?
4. В каких случаях целесообразно использование расчета ранговой корреляции?
5. При исследовании какого рода социальных процессов используется корреляционный метод анализа?
ЛЕКЦИЯ 12.
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ КАК ИНДИКАТОР
СТАБИЛЬНОСТИ (НАПРЯЖЕННОСТИ) В ОБЩЕСТВЕ
Аннотация.В результате освоения данной темы студент должен понимать суть и особенности социального настроения как индикатора стабильности (напряженности) в обществе.
Ключевые
слова.
Социальная напряженность, политическая напряженность, социально – политическая напряженность, фоновое значение.
Методические рекомендации по изучению темы:
-тема содержит лекционную часть, где даются общие представления по теме;
-в качестве самостоятельной работы предлагается написать рефераты с устными докладами;
-для проверки усвоения темы имеются вопросы к каждой лекции и тесты.
Основная литература по теме 12:
1.
Исаев Б., Баранов Н. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2009. – 400с.
2.
Исаев Б., Баранов Н. Теория политики. СПб.: Питер, 2008. – 464с.
3.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. – 559с.
4.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ,
2000. — 1056с.
5.
Тавокин
Е.П.
Исследование социально-экономических и политических процессов.—М.: Инфра-М, 2012.—214с.
6.
Цыгичко
В.
Прогнозирование социально
–
39 экономических процессов. СПб.: Либроком, 2009. – 240с.
Интернет – ресурсы:
www.sociology-institute.ru/snsp.html - Социологическая наука и социальная практика www.isras.ru/socis.html - Социологические исследования www.politstudies.ru – Политические исследования www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.levada.ru - аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». www.fom.ru – база данных Фонд «Общественное Мнение». www.urbaneconomics.ru – официальный сайт Фонда «Институт экономики города». www.wciom.ru – официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. www.kazan.org.ru – официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. www.vcug.ru – Всероссийский центр изучения качества жизни населения.
Глоссарий:
1.
Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
2.
Социальное поведение – любое поведение индивида, на которое влияет присутствие, мнения, эмоции, установки и действия других людей.
3.
Настроение - более или менее длительное эмоциональное состояние, придающее определенную окраску всем другим переживаниям человека и оказывающее влияние на его деятельность.
4.
Общественное настроение - социально-психическое явление:
- выражающееся в определенном состоянии чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени; и
- накладывающее отпечаток на их поведение.
5.
Социальная позиция - направленность социальных действий личности, характеризующая ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества. Основной ее характеристикой выступает уровень социальной ответственности личности.
6.
Массовое
сознание
- тип общественного сознания:
-связанный с деятельностью массовых общностей; и
-отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей.
Вопросы для изучения
Социальное настроение как инструмент общественной саморегуляции, как показатель степени политической и социальной напряженности в обществе, как средство согласования интересов различных участников исторического процесса, достижения компромисса и выработки основ рациональной