Файл: Проблемы и основные направления формирования социального государства.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 776
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Развитие и формирование понятия социального государства
1.2 Понятие и сущность социального государства
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Конституционные основы социальной политики Российской Федерации
2.2 Реализация положений конституции о социальном государстве
Однако указанный орган исполнительной власти не является единственной государственной структурой, которая обеспечивает реализацию социальной политики. В решение задач, связанных с социальной сферой, входят не только государственные и муниципальные органы власти, но и общественные объединения, частные меценаты и просто неравнодушные люди.
Вместе с тем именно от общего курса государства в рассматриваемой сфере зависит эффективность всей системы. В современный период развития государства в достаточно жестких экономических условиях Россия социальную политику определяет следующим образом:
- все нуждающиеся граждане, имеющие право на социальные услуги, должны их получать в полном объеме на основе принципа адресности с объективным анализом создавшихся обстоятельств, поставивших их в трудные жизненные условия;
- развитие эффективной системы интеграции лиц с ограниченными возможностями в обычную социальную среду с целью максимальной адаптации и возможности самостоятельного обеспечения своих потребностей;
- развитие учреждений медико-социальной экспертизы с целью обеспечения объективного, прозрачного мониторинга ситуации в рассматриваемой сфере, а также совершенствование системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями и граждан, осуществляющих уход за такими людьми.
Представляется обоснованным, что решение обозначенных задач должно осуществляться по следующим направлениям: - максимальное привлечение в сферу социальной защиты бизнеса, коммерческих организаций и общественных объединений;
- повышение качества оказываемых социальных услуг, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи и реабилитации;
- формирование системы адресной помощи нуждающимся гражданам на основе комплексного анализа сложившихся обстоятельств с учетом интересов самого лица, нуждающегося в такой помощи;
- государственная поддержка и софинансирование общественных объединений и частных предприятий, деятельность которых направлена на социальную сферу.
На основе анализа государственной политики в социальной сфере целесообразно сделать вывод о том, что в последние годы, несмотря на сложные условия, Российская Федерация уделяет пристальное внимание социальной сфере, совершенствуя правовые, организационные, финансовые механизмы реализации социальных направлений деятельности государства, создавая достойные условия для интеграции в общество лиц, поставленных в трудные жизненные условия.
Реализация социальных прав личности сегодня закономерно выступает одним из важнейших ориентиров в процессе формирования социального государства. Социальные права личности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, служат важнейшей целью общественного развития. Они являются не только правовой категорией, требующей закрепления в действующем законодательстве, но и нравственным началом, определяющим смысл всей деятельности государства в социальной сфере.
Таким образом, реализация конституционного положения о социальном государстве требует целенаправленных усилий со стороны государства. Эти усилия подразумевают комплексный характер соответствующей деятельности, которая требует соответствующего ресурсного обеспечения и нравственного наполнения. В практическом аспекте формирование социального государства в современной России может осуществляться с учётом следующих рекомендаций:
1) принятие мер для выравнивания региональных расходов на социальную сферу, в том числе путём передачи ряда соответствующих полномочий на федеральный уровень;
2) внедрение механизмов перераспределения ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения за счёт введения системы прогрессивного подоходного налогообложения;
3) закрепление в конституционном праве обязанности всех трудоспособных граждан трудиться, которая имеет важное морально-нравственное значение;
4) повышение минимального размера заработной платы, который должен не просто превышать прожиточный минимум, но и обеспечивать возможности для достойного существования работающих лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальным называют государство, достигшее вершин эволюции, наиболее высокого развития государственной системы. Государство является социальным в том случае, когда его внутренняя политика нацелена на создание благоприятных условий и высокого уровня жизни граждан.
Существующие основы социального государства закреплены в его конституции, где прописаны гарантии, обеспечивающие охрану здоровья, труда людей. Государством устанавливается размер минимальной заплаты, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов. В конституции содержится описание системы социальных государственных служб, установленные государственные пенсии и пособия. Рассматриваются и другие гарантии обеспечения государственной социальной защиты граждан, например, добровольное страхование, занятия благотворительностью.
В России основы социального государства содержатся в статьях Конституции под номерами тридцать семь-сорок три и в отдельных Федеральных законах, в которых говорится о мерах поддержки ветеранов, о социальном обслуживании граждан России (1995 г.), об инвалидах и их социальной защите в РФ (1995 г.) и др. Как правило, демократия имеет основы социального государства.
В нашей стране впервые были записаны такие демократические положения, которые позволяют людям самостоятельно определять свою национальность и указывать ее. Нет запрета на использование родного языка, есть свобода выбора при общении, воспитании и обучении. Будучи многонациональным государством, Россия заинтересована в соблюдении принципов равноправия, которые закреплены в государственной конституции.
Там же нашли свое отражение принципы самоопределения народов, проживающих на территории России. Установлены равные права и свободы граждан, вне зависимости от национальности, расы и языка. При этом любые действия, призванные ограничить права человека исходя из его национальной, расовой или языковой принадлежности, запрещены. Если рассматривать признаки социального государства, то к ним относятся свобода труда, запрет на принудительный труд.
Граждане имеет право самостоятельно выбирать профессию. Условия труда должны отвечать правилам техники безопасности, гигиены, причем оплата обязана производиться без дискриминации по какому-либо признаку. Размер зарплаты должен быть не ниже установленного минимума, который зафиксирован ФЗ. Государство должно проявлять заботу о гражданах и защиту их от безработицы. Основным принципом социального государства является уравнивание граждан в правах и перераспределение доходов государства таким образом, чтобы налоговые поступления служили сглаживанию социального неравенства между гражданами.
Существующие основы социального государства направлены в первую очередь на поддержку охраны здоровья и труда людей, чтобы обеспечить им высокий уровень жизни. В то же время, если государство переживает нестабильность в экономике или политической обстановке, то это сказывается на социальной незащищенности граждан. Современная Россия не в полной мере соответствует понятию социального государства, и многие социальные гарантии, закрепленные в Конституции, остаются пока только на бумаге. Есть модели социального государства, которые распространены в мире и у которых есть богатый опыт в социальной поддержке населения. К ним относятся германская, японская, американская, шведская и другие. Многие из них, ранее считавшиеся образцовыми, теперь не отвечают общественным вызовам и стали негодными.
Можно сделать вывод, несмотря на то, что социальное государство ориентировано на благополучие граждан и их достойную жизнь, оно способно и негативно влиять на положение населения страны. Поэтому очень важно, чтобы государство отвечало современным требованиям, необходимым для функционирования страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993.
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
- Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Борисова, Н. Е. Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016. – 254с.
- Гегель Г. В. Философия права. М., 1990. – 524 с.
- Губанкова Т. Н. Понимание социального государства в российском и зарубежном праве // Вестник Тамбовского университета. 2016. Вып. 4. С. 70-79.
- Дорская, А. А. Улучшение качества жизни большинства членов общества как критерий результативности правовых реформ // Правозащитник. 2014. № 1. – 204с.
- Клишас, А. А. Социальное государство. М.: Международные отношения, 2017. – 93с.
- Козлов С.Д. Записки пролификатора: блокчейн и сингулярность. Монография. – Москва: ИМЦ, 2019. С. 69-70.
- Курбенков В. А., Пархоменко А. Г. Перспективы развития конституционализма в современной России // Вестник Международного института информатизации и государственного управления им. П. А. Столыпина. 2015. № 2. С. 61–80.
- Мутагиров, Д. З. Права и свободы человека. М.: Логос, 2006. – 203с.
- Пашенцев, Д. А. Принцип справедливости и особенности его реализации в гражданском праве // Принципы права: сб. статей. М.: Русайнс, 2015. – 148с.
- Пашенцев, Д. А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3. – 122с.
- Понятие социального государства. / Маликова А.Х. // Российское правосудие, 2019. - № 7. - С. 53-56.
- Проблемы становления социального государства в России. / Ожегова Г.А. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки, 2020. - № 3. - С. 73-77.
- Россия - социальное государство: критика чистого разума. / Саленко А.В. // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу, 201+. - Т. 4. - № 2. - С. 10-19.
- Россия - социальное государство? / Дреманова М.А. // Теория и практика общественного развития, 2019. - № 12. - С. 573-574.
- Россия как социальное государство (правовой аспект). / Съемщиков Е.А. // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2019. - Т. 6. - С. 250-257.
- Современное социальное государство: типология и проблемы модернизации. / Родионова О.В. // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2018. - № 3. - С. 15-26.
- Социальное государство как идеальный тип (к философским основаниям современной политики). / Кочетков В., Кочеткова Л.Н. // Труд и социальные отношения, 2017. - № 4. - С. 106-114.
- Социальное государство: теоретическая концепция и особенности ее практической реализации. / Ушакова Э.Т., Фролова Е.А. // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2018. - № 1. - С. 31-40.
- Социальное партнерство как критерий социального государства. / Баиева Н.А. // Вестник СевКавГТИ, 2018. - № 13. - С. 63-66.
- Социальное» и «правовое» государство: соотношение понятий. / Дашкевич В.В. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2019. - № 1. - С. 210-212.
-
Гегель Г. В. Философия права. М., 1990. С. 12. ↑
-
Федотова, В. Г. Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция.2005.С. 154. ↑
-
Федотова В.Г. Указ. Соч. 2005. С. 49. ↑
-
Кочеткова, Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. М. : ИНФРА-М. 2012. С. 105. ↑
-
Кочеткова, Л. Н. Философский дискурс о социальном государстве. М. : ИНФРА-М. 2012. С. 105. ↑
-
Канарш, Г. Ю. Социальное государство: исторический генезис и современные моде% ли // Знание. Понимание. Умение. №1. 2018. С. 128–142. ↑
-
Милютин, В. А. Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции. Статья первая // Милютин, В. А. Избранные произведения. М. : ОГИЗ ; Государственное издательство полити ческой литературы. 2019. С. 158. ↑
-
Люблинский, В. В. Социальная справедливость, рост неравенства и проблема сплоченности общества: международные тенденции // Социальная справедливость в современном мире : сб. ст. / [редкол.: Л. И. Никовская (отв. ред.), В. Н. Шевченко, В. Н. Якимец]. М. : Ключ. 2017. С. С. 105–115. ↑
-
Александрова, О. А. Социальное государство в современной России: развитие или де% монтаж // Вестник РГГУ. №15. 2015. С. 56–57. ↑
-
Клишас А.А. Социальное государство. - Фонд современной истории. М., «Международные отношения»,2017. С. 4. С. 22. ↑
-
Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство. // Конституционный вестник. 2008. № 1 (19). С. 236. ↑
-
Гоббс Т. Сочинения с 2-х тт. Т. 2. - М., «Мысль», 1991. С. 269. ↑
-
Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства (An Introduction to the Principles of Morals and Legislation) / перевод, предисловие и примечания Б.Г.Капустина. - М., РОССПЭН, 1998. С. 36. ↑
-
Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. - Л., 1984. С. 24 ↑
-
Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 511–514 ↑
-
Балюшина Ю. Л. Социальная политика: понятие и сущность / Ю. Л. Балюшина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 6. – С. 56. ↑
-
Осадчая Г. И. Социология социальной сферы : учебное пособие для высшей школы. Изд. 2-е, перераб., доп. М. : Академический проект, 2013. С. 69. ↑
-
Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» / И. А. Байкин // Вестник МГТУ Станкин. – 2018. – № 2. – С. 26–30. ↑
-
Борисова, Н. Е. Понятие социального государства: актуализация развития // Социальное государство. М.: Русайнс, 2016. С. 163. ↑
-
Темникова Л. Бедность в России в 2018 году, официальная статистика занижается в 1,5-2 раза, считают эксперты. // http://pronedra.ru/bednost-v-rossii-statistika-2018-goda-prognoz-na-2019-god-295450.html(Дата обращения 23.12.2020). ↑
-
О стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. №683. // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» ↑
-
Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ↑
-
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" ↑
-
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.2014) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ↑