Файл: Теоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках этого подхода приоритет отдается анализу возможных когниций и поведенческих моделей поведения, а эмоциональные проявления отдельного человека рассматриваются в контексте его поведенческих проявлений. При этом нужно отметить, что сами эмоциональные переживания, связанные с чувством одиночества, выпадают из поля зрения исследователей. Классические когнитивные модели переносятся на разработку проблемы одиночества. Например, модель когнитивного диссонанса подчеркивает важность мыслительных процессов в переживании одиночества, определяя одиночество как несоответствие между реальными социальными связями человека и его внутренним стандартом.66] На одиночество влияют не только фактические социальные связи человека, но и модель или стандарт социальных отношений, к которым он стремится. Чувство одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменения субъективных стандартов индивида при его взаимоотношении с другими людьми.
Еще одним направлением изучения одиночества в рамках когнитивного подхода является анализ объяснения причин его возникновения или наличия состояния. В данном подходе к признакам одиночества относятся: - обращение к постоянным причинам своего одиночества, -представление о характере изменения в социальных взаимосвязях, облегчающих одиночество и ведущих к предвидимым решениям. Наличие таких признаков одиночества приводит к решению проблемы через осознание собственных переживаний этого чувства, его причин и нахождение других способов взаимодействия с другими людьми. Согласно теориям, объясняющим одиночество, постоянное обращение к собственным неудачам приводит к сужению опыта, средств реагирования на него и, как следствие, утрате перспектив на будущий опыт. Атрибуция человека путем приписывания определенных причин его поведения, связанных с одиночеством, способствует состоянию одиночества и даже усиливает его.
Дерлега и Маргулис, относящиеся к представителям интимного подхода [66], используют для интерпретации одиночества понятия «интимность» и «самораскрытие». Они считают, что социальные отношения способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Причина одиночества в том, что оно связано с отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество чаще всего возникает, когда в межличностных отношениях индивидуума отсутствует близость, необходимая для доверительного общения. Интимный подход основан на предположении, что индивидуум стремится к поддерживать баланс между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов. Дерлега и Маргулис считают, что к одиночеству могут привести именно внутрииндивидуальные факторы, факторы окружающей среды [66].
Хелен Фландерс сформулировала общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний многих уровней, одновременно выступая как система. Уровни варьируются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество является механизмом обратной связи, помогающим индивидууму или обществу поддерживать стабильный оптимальный уровень человеческого контакта. Размышления Фландерс об одиночестве не имеют эмпирического источника. Фландерс рассматривает одиночество как потенциально патологическое состояние, но также видит в нем полезный механизм обратной связи, который в конечном итоге может способствовать индивидуальному или общественному благополучию. Другой традиционный психологический подход к проблеме одиночества, выявляющий влияние мыслей человека на его эмоции и поведение, заключается в выявлении связи между одиночеством и самооценкой человека. Например, одинокие люди чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Аналогичные чувства испытывают люди с низкой самооценкой [73].Однако доказательства связи между глубоким одиночеством и низкой самооценкой не раскрывают его причины. Низкая самооценка может быть, как причиной, так и следствием одиночества.
Другие теории, касающиеся одиночества, такие как теория психической недостаточности и теория когнитивной дивергенции, мало чем отличаются от традиционных когнитивных моделей одиночества [63].
Эти теории объединяет предположение о наличии у человека определенных личных и социальных стандартов. Их отклонение или несоответствие реальным отношениям может предсказать возникновение чувства одиночества. Отличие этих теорий от теории когнитивного диссонанса состоит лишь в выделении собственных когнитивных переменных, подтверждающих такое несоответствие. Одной из работ, содержащих эмпирические исследования феномена одиночества в 90-х годах, является работа Р. Джонсона, основное направление в изучении одиночества, в котором заключается изучение переживания одиночества в разных возрастных группах, ведущая роль подчеркивается межличностными отношениями, успех которых зависит от того, чувствует ли кто-то себя одиноким или нет. Так, когнитивные теории одиночества выявляют мысли, сопровождающие состояние одиночества. Кроме того, различные познания всегда сопровождаются определенными переживаниями человека, что отражается на его поведении - прежде всего, на его отношении к самому себе.
Иными словами, когнитивные, поведенческие и эмоциональные показатели одиночества создают определенное единство, формируя феномен одиночества как неразрывное целое.
Отдельной от других является интегративная модель одиночества Садлера, в которой одиночество определяется через внутренний мир индивида, или мир «Я», как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и человеческих отношений, и связи индивида. Модель отличается от других своей междисциплинарной направленностью, сочетающей в себе познавательную и экзистенциально-гуманистическую направленности. Человек, как отдельное существо, наделен от природы определенными способностями. Ваша цель в жизни – их выполнение. Для того чтобы решить главный вопрос своей жизни, человек должен взаимодействовать с миром (отсюда понятие «связь»). По Садлеру, эти связи могут быть разного уровня, и для их успешного установления человек должен осознавать свою способность их осуществлять. Соответственно, для обретения гармонии своего внутреннего мира человек должен осознать себя и свое место в мире (на межличностном, социальном, глобальном уровнях - как его единицу). Утрата фундаментальных, личностно значимых для человека связей в его внутреннем мире приводит к переживанию чувства одиночества [85]. Таким образом, нужно отметить, что Садлер даёт определение одиночеству как субъективному переживанию, которое вызывает комплексное и острое чувство, отражающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Иными словами, с одной стороны, одиночество - это особая форма самовосприятия, характеризующая внутренний мир человека, с другой стороны, такое самовосприятие невозможно без определенного отношения к окружающему миру, т.е. одиночества неотделимо от контекста жизненных отношений и связей. Кроме того, у человека есть различные экзистенциальные возможности, реализация которых зависит от самого человека. Экзистенциальные возможности создают и аргументируют глубочайшие переживания человека. Они составляют основу, на которой покоятся сугубо личные ожидания, надежды и основные ценности. Основная задача феноменологии Садлера состоит в том, чтобы объяснить природу таких возможностей. Исходя из того, что мир жизни человека ориентирован на реализацию 4-х экзистенциальных возможностей:
1) неповторимость судьбы;
2) традиция, культура,
3) социальная среда;
4) восприятие других людей.
Американские психологи Садлер и Джонсон предлагают модель четырехмерного измерения одиночества, описывающую 4 типа одиночества в соответствии с этими формами самореализации человека: космическое, культурное, социальное и межличностное. Так, согласно исследованию, возникновение чувства одиночества возможно на разных уровнях, характеризующих отношения человека с окружающим миром. Одиночество может повлиять на несколько из этих уровней. И чем больше разрыв связи с внешним миром, тем сильнее чувство одиночества [42 85].
Реализация способностей на всех четырех уровнях приводит к наиболее полному раскрытию интегральных качеств личности. В свою очередь, ощущение угрозы такого раскрытия порождает страдание от одиночества. Разрыв человека самим собой как частью природы, характерный для первого уровня, порождает, по Садлеру, космическое одиночество. На этом уровне предельные потребности человека не могут найти своего удовлетворения через простое человеческое общение, возникает ощущение потери связи с бытием, отраженное в философской и религиозной литературе. Этот тип одиночества близок к переживаниям самоотчуждения, когда человек осознает, что отсутствует одна существенная сторона его личности или развитие одной стороны его «Я» сводит на нет другие его стороны. Переживания одиночества этого типа порождают страх одиночества, стремление его подавить, что приводит человека к обоснованию своей веры в то, что изоляция является истинным состоянием человеческого существования.
Культурное одиночество характеризуется отчуждением от культуры как системы ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек чувствует неприемлемость общепринятой культуры для внутреннего мира человека. Даже внутри своих этнических групп люди могут испытывать отчуждение, если они отделены от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни, поэтому культурные различия могут способствовать явлению разрыва между поколениями. Этот тип одиночества особенно характерен для выдающихся людей своего времени в какой-либо области, чьи передовые идеи далеко опережают свое время.
Социальное одиночество, по Садлеру и Джонсону, чаще всего проявляется тогда, когда человек чувствует свое отторжение группой, происходит его социальная изоляция, вплоть до полной изоляции от тех групп, участие в которых человек считает очень важным. Человек осознает себя изгнанником, аутсайдером, лишним человеком, а последствия такого переживания своего одиночества проявляются в виде постоянной тревоги, раздражения, депрессии. Люди не просто хотят быть включенными в общество, а хотят такого участия в нем, когда признается и поддерживается уникальность личности, ее многогранность. Если другие люди оценивают человека однобоко, например, только с точки зрения его социальной роли, то одиночество проявляется очень остро. С увеличением объема и сложности социальных институтов повышается уровень ожиданий индивида относительно своего социального участия в обществах (группах), однако роли индивидов в них становятся все более размытыми и неясными, что затрудняет реализацию таких ожиданий.
Так, по мнению Саллера и Джонсона, этот тип одиночества является преобладающим в современном обществе, так как многие люди постоянно осознают, что они потерпели неудачу и мало чего добились в жизни.
Необходимо отметить также тип межличностного одиночества, завершающий иерархию уровней экзистенциальных возможностей человека, с потерей глубинной связи с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с окружающими приводит к этому типу одиночества, примером которого является переживание отсутствия любовной привязанности, отсутствия друзей, родственников, детей.
Таким образом, любой вид переживания одиночества свидетельствует об отсутствии определенных возможностей, связей и отношений, в которых нуждается человек. Человек, подверженный только одному типу одиночества, обычно способен жить со страданием, которое оно приносит. Однако, когда одиночество переживается в нескольких формах одновременно, оно становится невыносимым, стресс иногда принимает масштабы серьезного расстройства личности. Как следствие, возникают чувства безысходности и бессилия, а также ощущение ослабления или разрыва всех жизненных связей в виде межличностных отношений. Ценность модели одиночества, предложенной Садлером и Джонсоном, заключается в том, что она дает возможность помочь человеку в его конкретном случае [42].
Еще одна теория, дающая понимание проблемы одиночества и его переживания, исходит от А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, людей следует делить на тех, кто действительно одинок, и тех, кто только кажется таким со стороны, на самом деле они не одиноки. К последним относятся самоактуализирующиеся люди. По Маслоу, самореализующийся человек стремится к уединению, потому что оно имеет для него положительное значение. Вероятно, это результат способности этих людей полагаться на собственное понимание ситуации, а не на то, что другие люди думают или чувствуют по этому поводу. Они приходят к собственным оценкам, мнениям и решениям. Их способность принимать самостоятельные решения, самоуправление делает их активными, ответственными субъектами своих действий. Такие одиночки более проблемны, чем эгоцентричны, они не реагируют на личную беду с той силой, с которой это делает обычный человек. Их способность концентрироваться на внешней проблеме превышает средний уровень, но в то же время такое повышение концентрации имеет побочным эффектом такие явления, как рассеянность, забывчивость, игнорирование ближайшего окружения [25, 23, 24].