Файл: Теоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

1.1 Феноменология одиночества в отечественной и зарубежной психологии


В ходе проведения исследования установлено, что само по себе, непосредственно, состояние одиночества известно человечеству давно, но отношение к одиночеству претерпевало эволюционные изменения: от воспитательно-карательных мер, через одиночество, к одиночеству доброй воли. В настоящее время сложность феномена одиночества связана с размыванием границ этого понятия.

Одним из основоположников этого направления является Карл Густав Юнг, сумевший внести значительный вклад в создание учения о природе человека и его индивидуального бытия [59, 60].

Он является автором концепции человеческого «Я», которая повлияла на все последующие психологические теории о сущности человека и его существования. Юнг определяет «Я», как психологическое понятие, выражающее неразличимую человеческую сущность, квинтэссенцию человеческого существования. В некотором смысле позиция Юнга в психологическом подходе к пониманию человеческой природы близка позиции Э. Фромма: он также пытается найти смысл и установить целесообразность отдельной человеческой жизни. При этом у человека должна быть определенная самостоятельность, каким-то образом постоянно выражаемая и закрепляемая, которую Юнг называет самостоятельностью [59, 60]. И хотя Юнг ни в одной из своих работ прямо не говорит об одиночестве, его концепция «Я» стала в большей или меньшей степени методологической основой для дальнейших психологических исследований проблемы одиночества. Одной из наиболее удачных попыток превратить концепцию «Я» в исследование проблемы одиночества можно считать работы Б. Миюсковича, который на основе работ Юнга и Фромма утверждает, что человек, однажды достигший уровне индивидуального самосознания, установив свое неповторимое личное «Я», автоматически возникает чувство абсолютного одиночества. Согласно этой концепции, одиночество коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции: «Мы никогда не излечим одиночество, но, поняв его, мы сможем лучше понять человека, потому что истина состоит в том, что человек по своей природе — метафизически и психологически — одинокий [26].


Дело в том, что не каждый из нас и не всегда осознает одиночество. Б. Миюскович объясняет это так: «Человек, видимо, может надолго сосредоточиться на увлечениях, заботах, семье, карьере и отдыхе. Но в эти моменты он интенсивно сосредотачивает свое внимание на внешних объектах или целях. Если бы он вдумчиво сосредоточился на своем разуме, то обнаружил бы, что все его внешние интересы есть не что иное, как попытка избежать конфронтации с его неизбежным одиночеством, которое пронизывает всех и составляет основу каждого отдельного «Тогда каждый из нас поймет, что в слабых формах одиночество волнует нас, как скука; а в крайнем своем проявлении становится крайне болезненным состоянием. Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. И мы умираем в одиночестве» [26].

Изучая одиночество, психологи разных школ предлагали различные теории о человеческом одиночестве и его переживании, о том, что оно значит для человека, о его причинах, является ли оно личностным или коренится в его среде. Так, в своем анализе одиночества приверженцы психодинамических теорий (Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман), основываясь главным образом на клинической практике, склонны рассматривать одиночество как патологию, крайне болезненную, всепроникающую. Состояние одиночества психики человека, связанное с недостаточной реализацией стремлений в межличностном общении. Проблема одиночества в психодинамической психологии рассматривалась с точки зрения возникновения у человека специфических черт характера, в основе которых, как правило, лежит нарушение детских отношений. По Г. Зилбургу, одиночество становится отражением черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. «Одинокий сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, эгоцентричен и стирает пыль с глаз публики, чтобы смутить других [14].

«Одиночество... наиболее заметно и мучительно у тех индивидуумов, которые по той или иной причине чувствуют себя — лишенными своей обычной защиты — уязвимыми, напуганными, одинокими, но имеющими настоящее «я» и уверенными, что они будут отвергнуты всеми остальными. в мире». [39] По словам Роджерса, вера в то, что истинное «я» человека отвергается другими, «держит людей взаперти в одиночестве». Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек цепляется за свои социальные «фасады» и поэтому продолжает испытывать пустоту. В более позднем творчестве К. Роджерса для решения проблемы одиночества он сужает границы межличностных взаимодействий до отношений с другими людьми (другим человеком) [39]. Он описывает типы одиночества у человека следующим образом. Первая — отчуждение человека от самого себя, от своего опыта, от функционирования своего тела. В норме человек всегда стремится только к тем стимулам и поведенческим актам, которые обеспечивают развитие возможностей организма, способствуют его усложнению и самосохранению. При первом типе одиночества имеет место своего рода сбой в восприятии или ассимиляции таких раздражителей на разных уровнях самости человека. Второй тип предполагает отсутствие каких-либо отношений, необходимых человеку для понимания и обобщения собственного реального опыта. Акцент в проблеме одиночества смещается либо на оценку качества межличностных отношений, либо на принятие или непринятие человеком самого себя на различных уровнях (физиологическом и психологическом). Последнее напрямую влияет на качество взаимодействия с партнером и степень удовлетворения от общения с ним. Итак, несмотря на различия во взглядах ученых динамического направления, возможно объединение их одной идеей - одиночество - проявление плохой адаптации личности к себе или к обществу.



Личностный рост, или развитие человека, определяется ими как непрерывный процесс, необходимый для его полноценного функционирования. Нарушения в нем приводят к личностным искажениям и, как возможное следствие, а иногда одновременно с ним, к снижению адаптации в обществе. Экзистенциально-гуманистическое направление включает в себя представления об уникальности человека как отдельного существа, таких особенностях его внутренней природы, как стремление к позитивному росту и самосовершенствованию, творчество как форма самовыражения, а также представление о психическое здоровье, связанное с реализацией потенциала человека [58].

Проблема одиночества возникает, когда человек начинает осознавать свою уникальность по отношению к другим людям. Этот же процесс может протекать бессознательно, на уровне переживаний. Экзистенциалисты признают, происхождение одиночества как «факт, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли: разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний [61]. Мустакас, видный представитель этого направления, различает «суету одиночества» (тревожность одиночества) и истинное одиночество. Суета одиночества – это система защит, которая удерживает человека от решения насущных жизненных вопросов и постоянно побуждает его стремиться к совместной деятельности с другими людьми. Истинное одиночество возникает из конкретной реальности уединенного существования от столкновения человека с одиноко переживаемыми пограничными ситуациями (рождение, смерть, трансформация жизни, трагедия). Истинное уединение может быть и созидательной силой, способствующей положительным внутренним изменениям в человеке. В соответствии с формулировкой Мустакаса: «Момент уединения — это ощущение спонтанного пробуждения, это своего рода возрождение, путь к реализации и обновлению своей природы»[39].

Другой, не менее яркий представитель экзистенциального подхода, И. Ялом, считает причиной одиночества то, что человек сталкивается с «данностями существования» или «конечными данностями», которые являются неотъемлемым, неизбежным компонентом бытия человека в мир. Это: смерть, свобода, экзистенциальная изоляция и бессмысленность. Экзистенциальная изоляция — это не изоляция от людей с порождаемым ею одиночеством, не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — от других существ и от мира. Как бы мы ни были близки кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас приходит в этот мир один и должен уйти из него один. Индивид разделен не только от других людей, но, по мере того, как он создает свой собственный мир, он отделяется также от этого мира. Ялом пишет, что «клиницист имеет дело с тремя различными типами изоляции: межличностной, внутриличностной и экзистенциальной. Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, — это изоляция от других людей. Внутриличностная изоляция — это процесс, посредством которого человек отделяет части себя друг от друга. Этот тип изоляции возникает, когда человек подавляет собственные чувства или стремления, принимает «потребности» и «следует» за своими желаниями, не доверяет собственным суждениям или блокирует от себя собственный потенциал.


Экзистенциальная изоляция — это глубокая изоляция, связанная с самим существованием, которая поддерживается наиболее удовлетворительным общением с другими индивидами, отличным самопознанием и интеграцией. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Это также означает еще более фундаментальную изоляцию-разделение между индивидуумом и миром. «Такие теоретики, как К. Хорни, Э. Фромм. С. Салливан, А. Маслоу, К. Роджерс и Р. Мэй, утверждают, что одиночество есть результат блокировок, возникающих в раннем возрасте и ведущих к нарушению естественного развития личности.

Экзистенциалисты не прослеживают причинные корни одиночества в обычном смысле этого слова. Для них это неотъемлемо имманентно человеческому существованию. Одним из ярких представителей «антиодиночества» был философ и социальный психолог Э. Фромм. Подчеркивая, что сама природа человека не может согласиться с замкнутостью и одиночеством, Фромм подробно рассмотрел причины, приводящие к ужасу одиночества человека. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек умирает задолго до того, как истощатся его физические силы. Причиной преждевременной смерти является страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, отсутствие которых и составляет одиночество личности. Это потребность в общении, связи с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности и потребность иметь объект поклонения. Чувство переживания одиночества разделяет личность на обособленные части и, по мнению Фромма, иногда приводит к агрессии, насилию, терроризму, анархии. Э. Фромм считал, что изоляция является основным источником беспокойства. Он особо подчеркивал чувство беспомощности, сопровождающее принципиальную замкнутость человека: «Осознание своего одиночества и замкнутости, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его обособленное и разделенное существование в невыносимую тюрьму. Переживание изоляции вызывает тревогу, более того, оно является источником всех тревог. Быть отрезанным — значит быть отрезанным, без всякой возможности использования человеческих сил» [50].

Представители социологического подхода к одиночеству такие, как Боумен, Рисмен и Слейтер связывают свой анализ одиночества со способностью общества удовлетворять потребности его членов. Они не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько рассматривают одиночество как нормативный показатель, характеризующий общество. Они помещают причину одиночества вне личности.


Многие социологи подчеркивают значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Вэйс — один из представителей интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество — это не только функция личностного или ситуативного фактора. Одиночество — продукт их совместного влияния. Во-вторых, Вэйс описал одиночество с точки зрения социальных отношений, таких как привязанность, руководство и признательность. Эта точка зрения предполагает, что причиной одиночества является результат недостаточности социального взаимодействия личности, взаимодействия, удовлетворяющего основные социальные потребности личности [2,3].

Вейс убежден, что на самом деле есть два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны рассматривать как «одиночество». Он называет эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией соответственно. Эти два типа одиночества имеют разное происхождение. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой как любовь или брак, отсутствия привязанности к конкретному человеку. Социальное одиночество становится реакцией на отсутствие значимой дружбы или чувства общности, реакцией на отсутствие доступного круга общения. Вэйс выделяет текущие события в жизни человека как ключевой фактор формирования одиночества [2,3].

Наиболее продуктивным направлением по количеству эмпирических работ и разнообразию теоретических разработок проблемы одиночества в психологии является когнитивно-бихевиоральный подход. По сравнению с другими понятиями к нему чаще обращаются исследователи, поэтому он является наиболее разработанным и разнообразным. Основными сторонниками когнитивного подхода являются Энн Пепло и ее коллеги. Когнитивный подход исходит из того, что одиночество возникает, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие двух факторов желаемому и достигаемому уровню своих социальных контактов. В поисках причин одиночества Э.Пепло рассматривает как характерные, так и ситуативные факторы, способствующие его развитию, а также влияние прошлого и настоящего на формирование личности [15].

В когнитивном подходе рассматриваются процессы, происходящие внутри личности, и описывают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. В обозначении основных причин одиночества Пепло исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние, как прошлого, так настоящего на формирование личности. По определению психологов-исследователей когнитивной направленности, одиночество есть сугубо субъективное переживание. Трудность заключается в том, чтобы отличить состояние одиночества от других психологических состояний. Определение собственного одиночества является результатом длительного познавательного процесса. Создание когниций (представлений, умозаключений и т. д.) позволяет человеку создать свою уникальную систему ценностей, в основе которой лежат субъективные переживания (т. е. эмоции). При когнитивном подходе рассматривается одиночество по трем его элементам: аффективному (эмоциональному), поведенческому (бихевиоральному) и когнитивному [15].