Файл: Теоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самоактуализирующиеся люди не нуждаются в других в обычном смысле этого слова, и это делает их трудными для общения и трудными для принятия другими людьми. Однако, по Маслоу, одиночество не является проблемой для людей, которые «выросли» в направлении самореализации, потому что они одиноки только в глазах других. В отечественной психологии исследования проблемы одиночества имеют специфические акценты. Эта особенность связана с тем, что феномен одиночества рассматривается в контексте общения. Некоторые исследователи прямо указывают на то, что неумение общаться является одной из причин одиночества. [12] Итак, вхождение в одиночество может быть связано со страхом контакта. Одиночество может возникнуть и в ситуациях, когда ролевые ожидания не оправдываются. Состояние одиночества может зависеть и от формы общения, диалогической или монологической. Культура общения предполагает направленность человека на диалог, на активный обмен действиями, информацией, переживаниями, потребностями, интересами. Именно этот обмен делает возможным взаимное принятие другого, что само по себе не может переживаться как болезненное одиночество. Для этого необходим живой интерес к другому человеку, переход с позиции «я» на позицию «ты». Монологическое общение замыкает человека в себе, делает его одиноким. Поэтому одинокий человек не может удовлетворить свою главную потребность - потребность в общении в ситуации социальной изоляции.

Тему диалогического и монологического общения развивает А.У. Хараш. В статье «Наедине с собой», посвященной психогигиене одиночества, проблемы общения и одиночества пересекаются[53].

Одиночество – это естественное состояние человека, которое дает ему возможность общаться с самим собой. По мнению автора, в одиночестве люди, хотят они того или нет, вынуждены общаться сами с собой. Человек приобретает способность общаться с самим собой через общение с другими людьми. Научиться общаться с собой — это подготовка к одиночеству. В ней заключен истинный смысл общения в любом возрасте: «Как происходит общение с самим собой, закрыто или открыто мое сознание, мое «я» к себе, как легко или трудно мне обратиться к себе, я должен преодолеть психологические барьеры и что это такое, - во всем этом заключается тайна личности... А личность есть "обобщенная форма бытия наедине с сознанием" [53]. «Если личное общение человека с самим собой обходится без чинов, ролей, без неловкости, фальши, ритуалов и обмана, его ведущий мотив - любовь, свободный выбор. При внутреннем же разладе его дела, решения и поступки неизменно подчинены другому импульсу, имя которого - страх одиночества... [53].


Подводя промежуточный итог, по мнению автора, одиночество - это субъективное переживание осознанного и принятого монолога знакомства с собой, преимущество над собой, а не над другими людьми. Если человек не понимает, не принимает себя, лукавит сам себе об истинных целях и желаниях, избегает общения с собой, то ситуация, в которой он остается один на один с собой, вызывает у него чувство страха одиночества, страха безысходности. Мысли Хараша о сущностной природе одиночества не являются новыми. Так, например, П.Д.Успенский разделяет понятия «сущности и "личности" человека [46]. Он пишет: «...человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность - это то, что является для человека собственным. Личность - то, что является для человека чужим. Чужое означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нем отражается, т. е. следы внешних влияний, оставшихся памяти ощущениях, выученные слова и движения, чувства, созданные подражанием, - все это «чужое» все это – «личность» [46]. Соответственно, утеря понимания сущности ведет к ощущению пустоты (т.е. возникает чувство одиночества).

С одной стороны, «истинное «я» человека, его индивидуальность, возникает из его сущности, индивидуальность человека есть его сущность, выросшая и созревшая». С другой стороны, «личность есть продукт культуры», без развития личности невозможно развитие человека. "Слабое развитие личности означает недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. Без некоторого запаса знания, без определенного количества "чужого" материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания такой работы" [46].

В своей монографии, посвященной одиночеству, С. Г. Корчагина [13] предлагает классификацию типов состояния одиночества в зависимости от соотношения механизмов обособления идентификации в психологической структуре личности. Таким образом, первый тип состояния одиночества, по мнению автора, связан с преимущественным действием механизмов изоляции в структуре личности, крайней формой которого является отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом.

В этом случае человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно вызвано. Это «отчуждающее одиночество». Второй тип одиночества обусловлен доминирующим действием механизмов идентификации, благодаря чему человек, привыкший к идентификации с другими людьми или группой, постепенно утрачивает свое «Я». Этот тип одиночества «самоотчуждение» возникает в результате утраты своего «Я», саморастворения, безличного общения, отчуждения от себя. Третий тип, единственный вариант, по мнению С.Г. Корчагиной субъективного позитивного проявления одиночества в жизни человека является уединенность. [13]



Каждый из видов одиночества в жизни человека имеет свои особенности и закономерности в плане проявлений в поведении и жизни человека. Возвращаясь к теоретической трактовке проблемы одиночества и его переживания, остановимся более подробно на критическом анализе разных типов одиночества, характерных для западного общества, представленном в статье Б.С. Рюриков. [41]

В результате рассмотрения различных стилей жизни, мировоззрений и способов выражения, опираясь преимущественно на литературные источники, автор приходит к выводу, что «проблема одиночества есть проблема разорванных, оборванных связей между человеком и обществом». В то же время, по его мнению, развитие идей свободы ведет к «Индивидуализм, себялюбие, развитию позиции индивидуализма, разгул субъективизма — это силы, деформирующие человеческое сознание. Общество не рассыпной строй одиноких личностей. Субъективная гипертрофия личности, отделяющая ее от общества и разрывающая ее общественные связи, лишает личность здорового развития, роста. Она угрожает и развитию общества..."».[41] Б.С. Рюриков также занимает однозначную позицию относительно идеи «заброшенности» в экзистенциализме: «Человек остался в непонятном мире на произвол непонятной судьбы, он одинок и должен решать только сам, только для себя» [41].

По мнению автора, представление о силе своего «одиночества», о независимости, о свободе человека от общества, когда оно мешает личности реализовать свои возможности, по своей сути несостоятельно.

Обобщая основные психологические теории, рассмотренные в этом разделе, можно сказать, что большинство теоретических дискуссий об одиночестве и его субъективном переживании были связаны с клинической практикой или вытекали из уже существующей теории. Так экзистенциалисты видят истоки одиночества в самой природе человека. Человек уникален и неповторим, он не может быть полностью понят другим человеком, а потому с рождения «обречен» на одиночество.

Сторонники психодинамического подхода подчеркивают исключительно детские предпосылки возникновения одиночества. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяется внешними условиями, которые формируют у человека патологические черты характера или мешают ему реализовать свои глубинные потребности [71].

В гуманистической психологии феномен одиночества и его переживания понимается как конфликт между «истинным Я» и «социально желательным Я», а также наличие препятствий к самореализации.


Когнитивные модели одиночества в основном выявляют несоответствие социального и индивидуального опыта индивидуума [66]. Когнитивные переменные являются промежуточным звеном между тем, как человек воспринимает свой текущий Опыт и тем, как он потом на него реагирует. Любой из рассмотренных подходов акцентирует внимание на некоторых особенностях психического феномена одиночества, выстраивая тем самым уникальную перспективу целостности его восприятия. Однако, описывая эти подходы, можно предположить, что в силу очень короткой истории изучения данной проблемы или в силу неопределенности основных понятий ни одна из этих теорий не может претендовать на системность, какую-либо полноту, оставаясь исключительно в рамках гипотетических построений.

Осуществляя сравнение работ, посвященных проблемам одиночества в отечественной психологии, с работами западных исследователей, можно выделить несколько особенностей: - акцент изучения одиночества в отечественных работах сместился в сторону изучения межличностных отношений; - в работах отечественных психологов понятие «общение» используется для выявления связи между ним и одиночеством; - подчеркивается роль сущностной природы человека в контексте его общения, процессов взаимодействия с другими людьми; - выделена направленность этого общения на развитие общественных отношений (развитие индивидуального «Я» для развития социального «Я»).

Сложность построения научной теории одиночества заключается еще и в том, что, с одной стороны, это глобальное, сущностное, социально обусловленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой - это факт сложного психического состояния и опыт, затрагивающий самые глубины человеческого сознания.

Подводя итог изучению теоретических взглядов на проблему одиночества, остановимся на важных, с нашей точки зрения, моментах.

Одиночество «имеет множество граней» и все его грани индивидуальны, поэтому описание одиночества кажется очень трудным. С одной стороны, одиночество есть объективная реальность человеческой жизни, связанная с самим существованием, которая сохраняется при наиболее удовлетворительном общении с другими людьми, при прекрасном самопознании и интеграции. Это пропасть между собой и другими, через которую нет мостов.

С другой стороны, субъективный опыт, который обусловлен контекстом жизненных отношений и межличностных связей и имеет место на разных уровнях взаимодействия человека с окружающим миром: с окружающей природой (космическое уединение), с культурой как системой ценностей (культурное одиночество), с социальной группой и социальными институтами (социальное одиночество), в межличностном взаимодействии (межличностное одиночество). И чем больше разрыв связи с внешним миром, тем сильнее чувство одиночества. Таким образом, любой вид одиночества свидетельствует об отсутствии определенных возможностей, связей и отношений, необходимых человеку.


В настоящем исследовании основной аспект анализа был направлен на определение одиночества, разработанное экзистенциально-гуманистическим направлением. Экзистенциальное одиночество переживается, когда человек задумывается о смысле своей жизни, когда он пытается понять, каково его место в мире, каков его жизненный путь, когда он сталкивается с неумолимой истиной «данных» существования (смерть, свобода, одиночество). В гуманистической психологии феномен одиночества и его субъективное переживание понимается как конфликт между «истинным Я» и «социально желательным Я», а также наличие препятствий к самореализации (желаемый социальный статус - установление брачных отношений, создание семьи, рождение детей).

Переживание одиночества ставит человека перед серьезной проблемой: проблемой подлинности своего существования, честности с самим собой. Для ответа на вопрос, живет ли человек своей жизнью, он вынужден занять рефлексивно-осмысленную позицию по отношению к себе и жизни. Испытывая состояние одиночества, человек сталкивается с необходимостью выбора приемлемой стратегии дальнейшего развития. Согласно экзистенциальной традиции понимания человека жизнь можно представить, как обширное поле выбора, в пространстве которого одиночество является смысловой точкой, в которой рассматриваются различные альтернативы. «Семантическая проблематика человеческого существования заключается в том, что мы всегда находимся «в диапазоне альтернатив, главная из которых — быть или не быть человеком» [1717]. Так, человек, совершая какой-либо поступок, либо совершая какое – либо действие, который самостоятельно принимает решение об этом, конструирует свою жизнь, творит себя.