Файл: Курсовая работа по дисциплине теория и методика обучения географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Институт естествознания и экономики

Кафедра географии и методики преподавания географических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) подготовки: География и Иностранный язык (английский)

Форма обучения: очная

Выполнил обучающийся:

Рачик Никита Сергеевич

3 курс, ОБ-ГА-31

Руководитель:

Иванищева Надежда Александровна

д.п.н. доцент, зав. кафедрой географии

и МПГД
_______ ________________

Оценка Подпись

Оренбург, 2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................3

Глава 1 Дифференцированный подход в обучении………………………..….5

1.1 Ведущие педагогические идеи реализации опыта ...……………….………5

    1. Уровни и виды дифференциации……………………………………………7

    2. Особенности уровневой дифференциации…………………………………8

Глава 2 Использование дифференцированного подхода на уроках географии в 10 классе………………………………………………..………………………12

2.1. Диагностика уровня познавательного интереса к географии с помощью анкетирования……………………………………………………………………12

2.2. Диагностика уровня познавательного интереса к географии с помощью анкетирования ………………………………………………….........…………..15
2.3.
 Система дифференцированных заданий в курсе экономической и социальной географии в 10 классе…………………………….........…………..18

Заключение…….………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………….…………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личностно-ориентированное образование ориентированно на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.


Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основой по-прежнему остается классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий. Эта система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на среднего ученика, преобладание фронтальных работ, что приводит к явным педагогическим просчетам: слабым ученикам не достает практики, не хватает времени на осмысление материала, сильным ученикам не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

На сегодняшний день есть вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения может стать дифференцированный подход к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Целью курсовой работы является обобщение и систематизация педагогического опыта по освоению и реализации дифференцированного подхода к обучению географии на уроке и во внеклассной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- охарактеризовать концептуальные основы дифференциации в обучении;

- рассмотреть методы и формы реализации дифференцированного подхода к обучению географии на различных этапах урока;

- описать этапы, методы и формы организации индивидуальной внеклассной исследовательской работы с учащимися.

ГЛАВА 1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
    1. Ведущие педагогические идеи реализации опыта


Дифференциация и индивидуализация обучения ставят своей целью построение личностно ориентированного образования в современной школе, которое направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.



Принцип дифференциации является одним из основных психолого-педагогических и организационно-методических принципов в обучении и реализуют себя в понятиях «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход» в обучении.

Под «дифференциацией обучения» понимают форму организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. «Дифференцированный подход» – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании его личности.

Понятия индивидуализации и дифференциации обучения раскрываются во многих исследованиях таких ученых, как: Ф.М. Рафикова, М.Н. Скаткин, И.М. Осмоловская, И.Э. Унт, Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов, И.М. Смирнова и многих других. Еще в 30-е годы прошлого столетия в исследованиях П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Гончарова и др. прослеживаются разные аспекты проблемы дифференциации обучения [9].

Однозначной трактовки терминов «дифференциация», «индивидуализация», «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение» не существует. По мнению И. Унт, это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения [5].

В своей работе Ф.М. Рафикова так описывает дифференцированный и индивидуальный подходы обучения: «Важным аспектом раскрытия сущности проблемы дифференциации является ее соотношение с индивидуализацией обучения. Существуют разные подходы к соотношению понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Так, дифференциация обучения является одним из эффективных средств влияния на ценностные ориентации учащихся, а также на наиболее значимые качества их личности, тем самым во многом способствуя развитию системы образования, переходу ее на качественно новый уровень» [6].

Основные термины и понятия

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.


Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени, тогда применительно к процессу обучения, дифференциация – действие, задача которого – разделение учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося.

Дифференцированное обучение – комплекс организационно-управленческих, социально-экономических, правовых аспектов обучения, которые создают статус учебного заведения.  Например, содержание и организация учебно-воспитательного процесса определили различия профильного и углубленного изучения предметов, условия набора учащихся, наполняемость групп, сроки обучения, нагрузку и оплату учителей и т.д.

Дифференцированный подход – целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании его личности.

Индивидуальный  подход к учащимся предполагает частичное,  временное изменение ближайших задач и отдельных  сторон содержания учебно-воспитательной работы,  постоянное варьирование её методов и организационных форм  с  учетом  общего  и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего ее развития.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

1.2 Уровни и виды дифференциации

Выделяются два уровня дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная).

Внутренняя (уровневая) дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи. Здесь дифференциация может быть как одноуровневой (все достигают приблизительно одного уровня овладения учебным материалом, вместе с тем у учащихся различные темпы работы, используемые методы и средства обучения), так и
многоуровневой (все учатся в одном темпе, используется общая для всех организация работы, могут применяться задания различной степени сложности; при этом учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня усвоения учебного материала). Внутренняя дифференциация в классах с большой наполняемостью в рамках традиционного обучения труднореализуема, поскольку у педагога недостаточно времени, чтобы уделить внимание отдельным ученикам и группам учащихся, различным по уровню мотивации, обученности и обучаемости. В результате педагог часто работает на «среднего» ученика, что отрицательно сказывается на качестве образования учащихся класса.

Внешняя дифференциация – это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Внешняя дифференциация предполагает создание специализированных школ, школ с уклонами, отдельных классов (групп), в которых различаются содержание обучения и учебные требования, предъявляемые к школьникам.

1.3 Особенности уровневой дифференциации

Для уровневой дифференциации характерны следующие черты: формирование основы знаний; все ученики знакомы с обязательными требованиями; между уровнем обязательных требований и уровнем обучения существуют "ножницы"; уровневая дифференциация предполагает выделение групп учащихся по уровню обученности – минимальный (удовлетворительный, базовый), повышенный (достаточный) и углубленный (высокий).

Целевые ориентации:

 обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

 приспособление (адаптация) обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;

2. проведение диагностики по выбранному критерию;

3. распределение детей по группам с учетом результатов диагностики;

4. выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;

6. диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Эта форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы представим их в виде таблицы: