Файл: Курсовая работа по дисциплине теория и методика обучения географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уровневая дифференциация

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключается "усреднение" детей

Деление детей по уровню развития негуманно

Появляется возможность помогать слабому, уделять особое внимание сильному ученику

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Появляется возможность эффективно работать с трудными учащимися

Перевод учащихся в группу слабых воспринимается как унижение

Отсутствие слабых учеников снимает необходимость в снижении уровня преподавания

Исчезает дух взаимопомощи, движения за лидером, состязательности

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже изучать предмет

Несовершенство диагностики относит к разряду слабых неординарных детей

Повышается уровень самооценки учащихся

Понижается уровень знаний, появляется дух элитарности у сильных, неуверенности в силах у слабых учеников

Повышается уровень мотивации в сильных группах

Понижается уровень мотивации учения в слабых группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Перекомплектование разрушает классные коллективы

Важные условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  • выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся;

  • наличие определенных ножниц между уровнем требования и уровнем обучения;

  • в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням обучения;

  • добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности [8].



ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
2.1. Использование дифференцированного подхода на уроках географии в 10 классе.


Дифференцированное обучение является средством повышения эффективности урока. Оценив положительные и отрицательные стороны уровневой дифференциации, можно прийти к выводу, что делить класс на группы весьма неэтично. Деление класса на группы должно быть неявным, по методике свободного выбора уровня сложности задания. То есть, по результатам диагностического теста учащиеся самоопределяются с уровнем сложности.

Изложение нового материала имеет смысл проводить фронтально, а на этапах закрепления, контроля, домашнее задание давать дифференцированные задания.

Этапы урока при уровневой дифференциации:

  • изучение нового материала – фронтально;

  • закрепление ЗУН – разноуровневые задания;

  • контроль ЗУН – разноуровневые проверочные работы;

  • этап информирования домашнее задание – дифференцированные (творческие) задания на составление задач, проектов, задания на межпредметные связи, создание презентаций и т.д.).

Особого внимания на уроке требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Для них подготавливаются задания:

  • ориентирующие на поиск различных вариантов к решению проблемы или ситуации;

  • на сравнение, сопоставление явлений, процессов;

  • формирующие навык работы с дополнительной литературой.

Задания для учащихся с низким уровнем подготовки содержат дополнительную информацию:

  • алгоритмы;

  • опорные схемы;

  • указания на правила;

  • номера страниц учебника, где можно найти ответ;

  • образцы выполнения заданий.

Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся от выполнения простых заданий к более сложным.

В классе ученики разного уровня обученности, заинтересованности в предмете и наконец, разных психо - физических возможностей. Например, при изучении нового материала можно широко использовать дифференцированный подход в работе с учебником, ученики получают задания и инструкцию по их выполнению, с указанием параграфа, страниц и конкретного абзаца, перечня карт. В 6 классе при изучении темы «Температура и соленость вод Мирового океана» предлагаются задания разного уровня сложности:

1) выделить главные термины и понятия изучаемого материала и определить их, единицы измерения;



2) проанализировать карты, предложенные в параграфе учебника, показать распределение температуры и солености вод Мирового океана, выделить факторы, от которых они зависят;

3) выявить зависимость между температурой и соленостью вод Мирового океана, решение предложенных задач.

Домашнее можно предложить тоже дифференцированное. Например:

  1. составить подробный план рассказа по параграфу;

  2. построить схему, показывающую основные понятия и их зависимость от различных факторов;

  3. составить задачи по вычислению солености и задания по температуре вод Мирового океана.

Дифференцированный подход особенно хорошо использовать на уроках обобщающего повторения. Предлагается пример проверочной работы с использованием дифференцированного подхода, дифференцированные задания могут быть использованы, как полностью, так и частично на различных этапах урока (закрепления, контроля знаний, домашнего задания).

Такого рода работы дают возможность учащимся чувствовать себя более уверенно, а учителю выявить уровень географического мышления учащихся, сформированность мировоззренческих идей, умение обосновывать свою точку зрения.

Проверочные работы, особенно рекомендуется проводить после завершения изучения темы, отводя на эту работу либо часть, либо целый урок, на усмотрение учителя. Проверочные работы дифференцированы по уровню сложности, следуя принципу ее нарастания и включает пять уровней. Учащиеся имеют возможность выбрать посильное задание и успешно с ним справиться.

В первом и втором уровне содержатся задания на воспроизведение информации, как она была изложена в учебнике, требующие краткого простого ответа (например «да» или «нет»). В третьем уровне содержатся задания, характерные для понимания причинно-следственных связей между отдельными элементами географического материала, они требуют ответа на вопросы почему? чем объяснить? и т.п. Четвертый уровень рассчитан на применение учащимися теоретических знаний при решении практических задач, когда приходится анализировать причины возникновения тех или иных географических явлений, устанавливать причинно-следственные связи, давать оценку, выявлять закономерности. Пятый уровень представлен заданиями на применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Для решения они требуют таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, оценка и начинаются словами: спрогнозируйте, смоделируйте, найдите решение, предложите свой вариант, что вы думаете и т.д.


Задания построены по принципу от простого к сложному, в количестве минимум двух вариантов и каждый ученик может определить себе объем, в зависимости от своих знаний. Проверка таких работ позволяет объективно определить какой процент учащихся, и каким уровнем знаний владеет, выявить какой уровень оказался недоступным.

2.2. Диагностика уровня познавательного интереса к географии с помощью анкетирования

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какие предметы тебе нравятся? (запиши их по порядку, начиная с самого привлекательного)

2. Какие элективные курсы ты бы хотел посещать?

3. Назови предмет, по которому ты желал бы участвовать в олимпиаде?

4. Какие уроки за последние два года были для тебя самыми интересными?

5. Какое значение для твоей жизни имеют знания по географии?

6. Читаешь ли ты географическую литературу? Перечисли наиболее понравившиеся тебе книги.

7. Каким рубрикам, в читаемых тобой газетах и журналах, ты отдаешь предпочтение? Название журнала и газеты/рубрика.

8. Из каких теле/радиопередач или сайтов в интернете ты узнаешь что-то новое и интересное о природе и населении разных стран?

9. Какой вид деятельности на уроке географии и при выполнении домашнего задания тебе нравиться? (подчеркни)

a) чтение НП литературы;

б) самостоятельная работа с учебником;

в) нахождение ответов на вопросы викторины;

г) выполнение практических работ;

д) изготовление наглядных пособий;

е) составление рефератов

10. В какой из сфер деятельности ты хотел бы работать после окончания школы?

a) техника; 
б) экономика; 
в) география; 
г) культура; 
д) просвещение;

е) биология; 
ж) медицина; 
з) литература;
и) история



Методические ключи к анализу анкеты

Номер вопроса

Возможные ответы

Оценка в баллах

1

1-3 место

4-7 место

8-11 место

другое

3

2

1

0

2

Есть желание посещать курсы по географии;

по биологии, химии;

не имеет отношения к географии.

2

1

0

3

Есть желание участвовать в олимпиаде по географии;

по биологии, химии;

не имеет отношения к географии.

2

1

0

4

Самые интересные уроки по географии;

по биологии, химии;

не имеет отношения к географии.

2

1

0

5

a) значимость для будущей профессии;

b) желание хорошо успевать;

c) равнодушен.

2

1

0

6

a) читает и может приводить примеры;

b) читает, но не может привести примеры;

c) не читает.

2

1

0

7

a) читает и может приводить примеры;

b) читает, но не может привести примеры;

c) че читает.

2

1

0

8

a) смотрит географические телепередачи и знакомится с интернет-сайтами и может приводить примеры;

b) смотрит, но не может привести примеры;

c) не смотрит.

2

1

0

9

a) активные формы и несколько видов;

b) выбирает активную форму по одному виду;

c) другие неактивные формы;

d) нет желания.

3

2

1

0

10

a) активные формы и несколько видов;

b) выбирает активную форму по одному виду;

c) другие неактивные формы;

d) нет желания.

3

2

1

0


Максимальное количество баллов — 23.

От 23 до 15 баллов – устойчивый (повышенный) интерес

От 14 – 9 баллов – ситуативный (средний) интерес

От 8 до 0 баллов – неустойчивый интерес к географии
2.3.Система дифференцированных заданий в курсе экономической и социальной географии в 10 классе.
Дифференцированные задания по курсу географии целесообразно использовать при проверке и закреплении знаний обучающихся, при подготовке домашнего задания. Самостоятельная учебная работа в школе и дома — это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов обучающихся. Для облегчения работы можно составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для обучающихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, — задания для сильных (в данной работе обозначим их жирным курсивным шрифтом). В базовом уровне задания для групп с разным уровнем обученности нужно показывать различным шрифтом: для слабых — курсивом, для средних — обычным. Задания для обучающихся с разным уровнем устойчивости познавательного интереса показывать различными значками. Например, с устойчивым (повышенным) интересом — ***, с ситуативным (средним) интересом — **,

с неустойчивым интересом к географии — *.

Тема урока: Общая характеристика Зарубежной Европы

Этап урока: закрепление изученного материала.

Задание 1: по ходу урока учитель предлагает анализировать карты учебника.

Вид дифференциации: по степени помощи.

Первая часть рассчитана на слабых обучающихся, вторая – на средних, третья – на сильных.

1.1. На плане-схеме темы изображена Схема изучения и составления характеристики экономико-географической положения (ЭГП) Зарубежной Европы. Почему надо изучать ЭГП Зарубежной Европы именно по такой схеме? Переписать схему в тетрадь.