Файл: Курсовая работа по дисциплине теория и методика обучения географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Используя карту Атласа 10 класса «Политическая карта мира» (страница2), описать главные черты географического положения Зарубежной Европы (границы, конфигурация, соседское положение). Используя карту атласа на странице 12-13 «Минеральные ресурсы мира» определить природные предпосылки для развития промышленности Зарубежной Европы.

1.3. Используя карту атласа на странице 4-9, рисунок учебника 47 «Иностранные рабочие в зарубежной Европе» и 48 «Крупнейшие города и городские агломерации»,описать демографическую ситуацию в Зарубежной Европе [6].

Задание 2заранее раздаются темы группам, составленным по уровню развития познавательного интереса.

Вид дифференциации: с учетом интересов и склонностей учащихся.

1 группа * (с минимальным уровнем интереса): Рассказать об особенностях ЭГП страны зарубежной Европы, в которую обучающийся хотел бы поехать.

2 группа ** ( со средним интересом к географии): составить ЭГП Зарубежной Европы.

3 группа *** (с повышенным интересом к географии): на основе анализа ЭГП зарубежной Европы, выявить черты ЭГП, которые положительно и отрицательно влияют на развитие региона.

Работа выполняется в виде презентации с иллюстрациями.

Задание 3: на столе у доски раскладываются карточки, различающиеся по цвету, каждый цвет означает уровень сложности.

Вид дифференциации: по степени сложности.

На отметку «3» карточки желтого цвета, на «4» — оранжевого цвета, «5» — красного цвета.

Обучающийся выбирает карточку и письменно выполняет задания. Задания на желтой карточке.

Выполните тест:

1.Какими двумя главными чертами определяется ЭГП Зарубежной Европы?

А) соседским положением и состоянием ЭГП во времени;

Б) соседским положением и приморским положением;

В) положением по отношению к главным топливно- сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам и приморским положением.

2.Какие полезные ископаемые распространены в северной части Зарубежной Европы?

А) в основном рудные;

Б) топливные;

Вкак рудные, так и топливные.

3.Основные черты демографической ситуации в Зарубежной Европе:


А) для многих стран характерна депопуляция, по национальному составу население относительно однородно(индоевропейская семья);

Б) характерен «демографический бум» и невысокие показатели урбанизации .

4Место зарубежной Европы в мире по развитию хозяйства?:

А) занимает лидирующие позиции по импорту сельскохозяйственной продукции и по экспорту промышленного оборудования;

Б) занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

5.Отрасли промышленности, составляющие «лицо» Зарубежной Европы?

А) машиностроение;

Б) химическая промышленность;

В) легкая промышленность.

Задания на оранжевой карточке — ответить на вопросы:

1.Изменения политической карты региона в XX веке?

2.Назовите основные природные предпосылки для развития промышленности региона?

3.Основные черты характерные для демографической ситуации в регионе? 4.Какие четыре страны определяют «экономическую мощь» региона и почему?

5.Промышленность Зарубежной Европы. Основные отрасли?

6.Сельское хозяйство — 3 основных вида?

Задания на красной карточке. Дать характеристику экономико-географического положения Зарубежной Европы по плану — схеме в учебнике на стр. 178 [6].

Задание 4: работа по карточкам (может быть использовано как викторина, можно разделить детей на три группы с учетом интересов и склонностей).

1 группа * (с минимальным уровнем интереса): подписатьрядом с рисунками названия городов и их символы. Что вы знаете об этих символах?








2 группа ** (со средним интересом к географии):выполнить задания:

  1. Какой рисунок или фото Вы поместили бы в рамке? Сделайте эскиз или дайте его описание.

  2. Дайте ответы на поставленные вопросы.

  3. Рис. 1. Внутренне убранство в старом норвежском доме. По каким признакам можно определить, что это именно Северная Европа?

Рис.2. Швейцария – страна очень высокого уровня жизни населения. За счет чего стране удалось добиться такого благосостояния?
3 группа *** (с повышенным интересом к географии): ответить на вопросы

1. Какие факторы повлияли в первую очередь на формирование внутренних географических различий в Зарубежной Европе?

2. Каковы основные географические особенности каждого субрегиона Зарубежной Европы?

3. Можно ли назвать «модельную страну» в каждом субрегионе, где наиболее ярко проявляются все его основные географические особенности? Назовите такие страны и кратко охарактеризуйте их географическую специфику.
Тема урока:Общая характеристика Зарубежной Азии

Этап урока: проверка усвоения материала

Задание: учитель предлагает выполнить задания на карточках.

Вид дифференциации: по уровню сложности.

Задание 1 на «3», задания 1 и 2 на «4», все три задания на «5».


1. Обозначьте границы субрегионов на прилагаемой карте.

2. Запишите на этом листе и нанесите на карту с помощью значков пять крупнейших по величине территории, численности населения и размеру ВВП стран Зарубежной Азии.

Крупнейшие по величине территории страны

Крупнейшие по численности населения страны

Страны, имеющие самый большой объём ВВП















































3.Назовите наиболее интересные географические объекты в каждом субрегионе.

Тема урока: Бразилия

Этап урока: проверка усвоения материала

Вид дифференциации: по уровню развития познавательного интереса.

Задание: учитель предлагает выполнить задания на карточках

Кроме обязательных заданий, здесь есть еще дополнительные, помеченные звездочками, для учеников с повышенным интересом к географии, за которые можно получить дополнительную оценку.

Официальное название страны: _________

Территория (млн кв.км):____

Численность населения (млн чел):____________

Столица:_____________

Расовый состав населения:___________

Официальный язык:__________

Религия:____________________________

**Национальные виды спорта: _______________________________

Выполнить на контурной карте:

  1. Обозначьте границы и подпишите соседние страны.

  2. Обозначьте и подпишите крупнейшие города и столицу.

  3. Обозначьте и подпишите 5 крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых.

  4. Покажите ареалы размещения лесных и водных ресурсов.

***5. Составьте список пяти наиболее известных достопримечательностей страны:

А)__________________
Б)______________________
В)___________________
Г)___________________________
Д)__________________________


**6. Составьте список пяти наиболее известных экспортных товаров страны

А)___________________
Б)_________________
В)_______________________


Г)____________________________
Д)_________________________________


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с существенно изменившимися содержанием и формированием современных целей географического образования организация уроков географии не возможна без дифференцированного подхода.

Суть дифференцированного подхода заключается в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым обучающимся в соответствии с его реальными учебными возможностями и обеспечение развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности.


Для внедрения в процесс обучения дифференцированного подхода педагогу нужно выделить в классе временные типологические группы, исходя из уровня обученности детей. Она устанавливается с помощью письменных проверочных работ, по классному журналу путем ознакомления с успеваемостью обучающихся по другим учебным предметам.

Обязательно нужно различать обучающихся по наличию или отсутствию у них познавательного интереса к географии через анкетирование.

Группам с разным уровнем обученностью и с разным познавательным интересом предлагаются задания разной сложности. Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет обеспечить возможность углубления, систематизации и обобщения знаний и умений, стимулировать развитие познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, содействовать выравниванию уровня владения УУД всех обучающихся. Применение дифференцированного подхода будет способствовать продвижению обучающихся из более слабой группы в более сильную.

Система дифференцированных заданий, представленных в данной работе, будет полезна учителю-географу, работающему в старшей школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Андреенко В.М. Активные формы и методы в обучении географии. Методические рекомендации. — Ишим: ИГПИ, 1999. — 36 с.


  2. Богуславский М.В. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа/М.В.Богуславский//1 сентября. – 2007. – 13 января.
  3. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. М.: Изд.- Дрофа, 2007. – 512 с.


  4. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективности и преемственности общего и профессионального образования//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5.

  5. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. — М.: 2011. — 368 с.

  6. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2010. – 397

  7. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. ―Институт практической психологии, НПО ―МОДЭК, 1998, — 137 с.

  8. Алексеева, Н.Н. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географического образования в России и странах Зарубежной Европы / Н.Н. Алексеева, О.А. Климанова, А.С. Наумов. – М.: Вестник, 2015. – С. 3–11.

  9. Дмитрук, Н.Г. Методика преподавания географии / Н. Г. Дмитрук // География в школе. – 2022. –№ 4. – С. 13-17.

  10. Ступникова, А.Д. Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры человека / А.Д. Ступникова // География и экология в школе XXI века. – 2022. – № 7. – С. 3-7.

  11. География в школе. М.: Школа-Пресс: 2022. №4. С. 15-20.

  12. География и экология в школе 21 века / И. И. Баринова. 2022. №7. С. 12-18.

  13. Таможняя, ЕА. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / ЕА. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина. — М.: Юрайт, 2022. — 321 с.

  14. ФГОС ВО 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утв. Министерством образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 12.02.2023).

  15. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии / В. П. Максаковский. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

  16. Дахин, А.Д. Педагогический мониторинг: концепция и применение / А. Д. Дахин // Школьные технологии. — 1997. — № 3. — С. 39—40.