Файл: Тема Лексические нормы. Лексическая сочетаемость слов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема «Лексические нормы. Лексическая сочетаемость слов»

1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я точно знаю, что все желания сбываются, иначе бы человек не был наделен этой невероятной способностью мечтать.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Тема текста поднимается через несколько маленьких подтем, которые называются в лингвистике микротемами.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На днях ребята выполняли контрольную работу по математике, за которую моей дочери была дана отметка «четыре».

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В современном мире очень важно научиться правильно решать цели, чтобы постоянно расти и добиваться желаемого.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вам действительно придется предпринять меры, чтобы в последующем избежать недопонимания со стороны окружающих вас людей.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В силу стечения обстоятельств на спортивной площадке одновременно произошли разные неприятности.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Самое сильное впечатление на меня оказали в школьные и студенческие годы герои толстовских романов.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда человек оказывает заботу о ближних, начинает развиваться его умение заботиться, в том числе и о самом себе.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На диаграмме видно, что уровень воды в сосуде заметно увеличился, после того как произошла соответствующая химическая реакция.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Автор часто использует такие художественные особенности, как синтаксический параллелизм и лексический повтор.

Тема «Правописание личных окончаний глаголов

и суффиксов причастий»

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) счита..шь дни, вид..мая часть моря

2) жмур..щийся от удовольствия, ребята кле..т игрушки

3) уход..шь вовремя, незабыва..мый концерт

4) спрашива..шь соседа, сообща..мые сосуды

5) он раду..тся каждому мгновению, движ..мый страхом
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) внемл..щий учителю, мастера сверл..т

2) раскле..нные афиши, вмиг узна..шь

3) научно провер..нный, шина скрежещ..т

4) он вытр..т пыль, слыш..мый на этаже

5) вообража..мая жизнь, она не печал..тся
13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) они этим теш..тся, колыш..щийся от ветра

2) огранич..шь ресурсами, ненаказу..мый проступок

3) родители постро..т дом, необстрел..нный боец

4) вещи отыщ..тся, куры кудахч..т

5) замеш..нный в историю, знач..щиеся в списке книги

14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) звери чу..т опасность, они ма..тся от безделья

2) дети продолж..т дело отцов, слыш..щиеся вдали голоса

3) мастера кле..т обои, ве..щие ветры

4) все бор..тся за правду, они кол..т дрова

5) всюду слыш..тся странные звуки, дети держ..тся за руки


15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) песни разнос..тся повсюду, вылива..щаяся краска

2) чиновники закуп..т, выдвор..нные дипломаты

3) хохоч..щий ребенок, движ..щаяся тень

4) заряж..нная винтовка, он дыш..т свежим воздухом

5) парикмахеры бре..т клиентов, они пол..т грядки

16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) скач..щий всадник, они услыш..т впервые

2) все ищ..т счастье, люди завис..т от мнения окружающих

3) лопоч..щий малыш, щебеч..щие птицы

4) педагоги удерж..т внимание, тревож..щие всех новости

5) собаки вскоч..т с места, неж..щийся на скамейке кот

17. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) их зна..т все, хорошо вид..щий человек

2) его ничто не беспоко..т, выгор..вший на солнце
3) они отутюж..т вещи, хлопоч..щий о порядке комендант

4) обеща..щий помощь товарищ, терп..щий бедствие корабль

5) на мельнице мел..т зерно, та..щий снег

18. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заброш..нная стройка, развенч..нные мифы

2) неприемл..мое поведение, изгрыз..нная кость

3) помеш..нный на фантастике ребенок, леч..щий врач

4) навеш..нный замок, помеш..нный для работы бетон

5) прострел..нная шляпа, вкач..нный в шарик воздух

19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) флаги ре..т, угоща..щие приезжающих

2) брызж..щий распылитель, плещ..щиеся утки

3) завис..щее от погоды настроение, вымен..нные продукты

4) восхваля..щая мужество песня, охотники подстрел..т птицу

5) они не остав..т вас в покое, военные вытерп..т многое

20. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) успокаива..щая музыка, сумерки надвига..тся

2) если выйд..те погулять, когда выпиш..те газеты на дом

3) отча..нный бросок, увелич..нный объем

4) независ..мый кандидат, злослов..щий соседа

5) растер..нный взгляд, подта..вший за ночь

Тема «Слитное, дефисное, раздельное написание слов»


21. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Ему по-настоящему стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что их слышали все люди вокруг.

У вас есть шанс развить остальные свои способности до такой степени, ЧТО(БЫ) (ОТ)ЧАСТИ компенсировать все другие потери.

Мать была умна и (ПО)ТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ ряда лет занималась исключительно развитием сына.

(НА)ВСТРЕЧУ нам выбежал лохматый пес, но мы вели себя с ним (ПО)ДОБРОМУ.

Когда дед брал Мурзика на руки, котенок ВСЕ(ЖЕ) (С)РАЗУ узнавал, что сидит на руках у чужого человека.

22. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЕСЛИ(ЖЕ) Мурзик попадал к незнакомому человеку, котенок КАК(БУДТО) чувствовал это.

(ПО)НАТУРЕ он был очень подвижным ребенком, однако живость движений (ПО)НЕМНОГУ терялась.

ЧТО(БЫ) вернуть подлинное изучение классической литературы в школу, нужно попытаться оценить учебный предмет «литература» ТАК(ЖЕ), как и любой другой предмет.

(ЗА)ЧАСТУЮ люди даже не представляют себе, (НА)СКОЛЬКО они счастливы.

Мальчик все время думал о ЧЕМ(ТО), что отражалось на не его (ПО)ДЕТСКИ серьезном лице.

23. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Поэт мог неподвижно сидеть часами, БУД(ТО) к ЧЕМУ(ТО) прислушиваясь.

(ПО)МНЕНИЮ соседей, таким поведением ребенок КАК(БЫ) стремился восстановить полноту своих впечатлений и реакций.

(В)СКОРЕ он стал чересчур любознательным, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ и вовсе начал проявлять выдающиеся способности.

Больные очень ждут помощи, (ПО)ЭТОМУ следует поспешить, ЧТО(БЫ) нам ни мешало.

Красивые глаза придавали лицу молодого человека КАКОЙ(ТО) суровый и (В)МЕСТЕ с тем трогательный вид.

24. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Наталья была человеком (НА)РЕДКОСТЬ порядочным, (ЗА)ТО ее и любили все вокруг.

(НА)ЛИЦО все признаки старой болезни: это проявляется прежде всего в (С)ЛЕГКА замедленной речи.

В залитые светом окна глядело смеющееся (ПО)ВЕСЕННЕМУ солнце, (В)ДАЛИ чернели нивы.

Звуки (В)ДРУГ быстро смолкали и КУДА(ТО) бесследно исчезали.


Мама не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, почти (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа, ходил по саду.

25. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Природа все ТАК(ЖЕ) бесцеремонно вступала в свои права, да и жизнь сама собой КАК(БУДТО) налаживалась.

Сын постоянно удивлялся, (ЗА)ЧЕМ родителям понадобилось, ЧТО(БЫ) он поступал в военное училище.

Ее лицо на мгновение (В)РОДЕ просветлялось, и ТОТЧАС(ЖЕ) сменялось опять выражением удивления.

(ПО)ВРЕМЕНАМ на поверхности реки плыли и таяли (КОЕ)ГДЕ льдинки.

ТОГДА(ТО) руки мальчика сжались, сердце замерло, вот-вот (СО)ВСЕМ перестанет биться.

26. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на странные ощущения, он ВСЕ(ЖЕ) не переставал удивляться увиденному.

Волны (ПО)ПРЕЖНЕМУ были ласковы, и всем казалось, что они проникают (В)НУТРЬ тела.

Бабушка приподнялась с земли, ЧТО(БЫ) посадить внука (ПО)УДОБНЕЕ.

ТУТ(ЖЕ) Артём попросил, ЧТО(БЫ) немедленно позвонили домой.

Новый округ столицы образован (ЗА)СЧЕТ территории на (ЮГО)ЗАПАДЕ Московской области.

27. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мы видим, как (В)КОРНЕ меняется облик наших городов, теперь (ПО)ИНОМУ ощущается сам ритм городской жизни.

(ПО)МЕРЕ того как звуки тускнели, возникало ощущение КАКОЙ(ТО) невероятной истомы.

Последний звук донесся до нас, и (ЗА)ТЕМ все (С)РАЗУ смолкло.

Мальчик откинулся (НА)ЗАД на траву, и мать ТУТ(ЖЕ) быстро повернулась к нему.

(ПО)ТОМУ, как Иван Васильевич держится, можно сказать, что он (ВО)ВСЕМ привык быть первым.

28. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)НЫНЕ дяде Коле казалось, что он призван к тому, ЧТО(БЫ) развить во мне все данные от рождения задатки.

ТЕПЕРЬ(ЖЕ) я точно (НЕ)ДАРОМ проживу на свете.

Немудрено (ПО)ЭТОМУ, что (ПО)ХОДУ развития ребенка характер его естественным образом меняется.

К ТОМУ(ЖЕ) вам, старшеклассникам, (ЗА)РАНЕЕ следует подумать о будущей профессии.

Ленский, жмуря левый глаз, стал ТАК(ЖЕ) целить – но КАК(РАЗ) Онегин выстрелил.

29. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.