Файл: Город это результат совместной деятельности множества людей. У каждого есть свой характер, опыт, социальные связи, свои цели в жизни.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
1.3. Стандартные измерения «Устойчивого развития»
Устойчивое развитие (sustainable development) — это такое развитие экономики, общества и технологий, при котором качество жизни человека повышается, а негативное воздействие на окружающую среду минимизируется. Понятие включает три основных аспекта: экологический, социальный и экономический.
Термин «устойчивое развитие» впервые получил широкую огласку в 1980 году: он использовался во Всемирной стратегии охраны природы, разработанной Международным союзом охраны природы в сотрудничестве с
Программой ООН по окружающей среде, Всемирным фондом дикой природы,
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН и ЮНЕСКО.
В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию было дано самое популярное определение УР:
«развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности».
Рис. 1 – Основные аспекты УР.
13
В 1990-х годах сформировались концепции сильной и слабой устойчивости, которые по-разному трактуют «удовлетворение потребностей».
Сторонники сильной устойчивости считают, что человечество должно сфокусироваться на экономии природных ресурсов для обеспечения нужд следующих поколений. Сторонники слабой устойчивости предлагают, наоборот, активнее инвестировать природные ресурсы в развитие, чтобы высокий уровень жизни и научно-технический прогресс позволили потомкам свести расход ресурсов к минимуму.
Часто эксперты подвергают критике перевод термина «sustainable development» как «устойчивое развитие». Дело в том, что в буквальном смысле это словосочетание означает «постоянный рост», не подразумевая состояния баланса с природой. Так или иначе, именно версия «устойчивое развитие» получила распространение в научном, дипломатическом и журналистском русскоязычных сообществах. При этом в зависимости от контекста слово sustainable можно перевести по-разному: как «долгосрочный»,
«самодостаточный», «жизнеспособный», «экологичный», «экологически безопасный» и «экологически эффективный».
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что стратегическое пространственное планирование является основой устойчивого развития территорий.
14
2. СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ
ПРИЧИНЫ ПОИСКА НОВЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ
Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и приоритетной целью развития современного общества.
Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства выражалась в ослаблении градостроительных тенденций, то сегодня приоритет отдается решению социальных и экономических проблем. В ситуации глобальной урбанизации, когда мировые города становятся крупными финансово-экономическими центрами, перспективы развития городской среды приобретают особое социально-экономическое значение.
В последнее время проблемы организации комфортной городской среды становятся особенно острыми. Человек отделяется от природы по мере развития индустриальных городских систем, в которых он преимущественно проживает. Проявляется снижающийся уровень благоустройства большинства городских территорий на фоне растущего дефицита местных бюджетов и систематическое нарушение действующих стандартов и нормативов при растущей нужде населения в качественной городской среде. Увеличивается объем отходов в городской местной, причем не только в жилых кварталах, но и в местах деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Это становится одной из проблем территориального управления поселениями и выдвигается в число важнейших государственных масштабных программ развития России.
Многие современные города были заложены еще в советскую эпоху или были подвержены серьезной перепланировке для соответствия советским нормативам. Такие города строились и развивались как придатки промышленных объектов. При планировании и строительстве не учитывались индивидуальные и общественные потребности граждан, застройщики ориентировались на абстрактных жителей и основывались на расчетах и плановых показателях, которые далеко не всегда отражали реальную действительность. Исторически сложилось, что градостроительство в
15
Российской Федерации является государственной прерогативой, что порождает проблему налаживания диалога между гражданами и государственными административными структурами. Образуется ситуация, при которой города строятся для людей, но сами люди не обладают конкретными механизмами и влияния на этот процесс.
Состояние города и степень его развития должна зависит не только от государства, но и от его жителей тоже. Уровень образования, высококвалифицированность и, самое главное, заинтересованность в обустройстве города порождает в людях стремление жить в благоустроенном пространстве, поэтому можно утверждать, что комфортная городская среда является одним из критериев привлекательности и престижности города.
Основным вызовом, определяющим необходимость формирования новых методов планирования для городов, в том числе и нашего, является то, что существующая система не позволяет найти решения задач, которые стоят перед городом:
1) транспортные проблемы, заторы, длительные поездки, вызванные чрезмерной зависимостью города от автомобилей;
2) экологические проблемы, связанные с увеличением транспортных средств, работающих на природном топливе, высокая загрязнённость воздуха;
3) экономические проблемы, связанные с неопределённостью будущего развития экономики и серьёзными сомнениями в рыночных методах, вызванными нынешним мировым финансовым кризисом;
4) в городе формируются условия, способные вызвать социальные и территориальное проблемы, в особенности социальное и территориальное неравенство, связанное с разрастанием города и непредусмотренной планами застройкой городских окраин, а также расширением городской территории;
5) горожане крайне не удовлетворены качеством общественных пространств города — от уровня придомовых дворов до территорий
16 городского значения, неприспособленностью их для прогулок, перемещений на велосипедах, качеством благоустройства;
6) многие проекты, реализуемые в городе, не находят поддержки городского сообщества;
7) при недостаточных бюджетных инвестициях для реализации запланированных мероприятий отсутствуют механизмы консолидации публичных и частных ресурсов при осуществлении проектов, связанных с развитием городской инфраструктуры;
8) по мнению городского сообщества, современная застройка не формирует желаемого облика города и ведёт к утрате исторического наследия;
Таким образом, в современной России тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под воздействием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное пространство в городах становится объектом интереса для туристов, инвестиций, высококвалифицированных кадров. При этом качество городской среды является отражением общего качества жизни городского населения.
17
3. ПОЛИТИКА РЕГЕНЕРАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНО
ИСПОЛЬЗУЕЫХ ТЕРРИТОРИЙ
3.1. Объект и цели исследования
Политика регенерации неэффективно используемых территорий ориентирована на выявление внутригородских территорий (серых пятен), имеющих наибольший потенциал к преобразованию.
К таким территориям можно отнести:
- рыхло застроенные территории, не имеющие чёткой пространственной структуры;
- территории занятые ветхим жилым фондом;
- промышленные территории (нефункционирующие или готовые к сокращению площадей);
- территории, находящиеся в зоне обслуживания скоростным общественным транспортом;
- территории, расположенные вблизи природных ресурсов (водоёмы, парки, лесопарки);
- вблизи освоенных центральных мест.
Ограничения (сложности) развития таких территорий:
- отсутствие общей стратегии развития (длительность реализации проектов редевелопмента в условиях постоянно меняющейся нормативной базы);
- большое количество собственников;
- наличие на территории действующих предприятий, в т.ч. и с крупными санитарно-защитными зонами;
- загрязнение почв (требует вывоза и утилизации загрязнённых почв на специальных полигонах);
- недостаточная развитость инфраструктуры (отсутствие проницаемости);
- инфраструктурные барьеры (железные дороги);
- негативный образ территории, отсутствие понимания территории в ментальной карте горожан.
18
Потенциалы развития таких территорий:
- «серые пятна» — территории, расположенные между историческим центром
Воронежа и поясом густонаселённых микрорайонов;
- «серые пятна» — не пустое место, а территории с различным характером и функционалом;
- территории обеспечены инженерной инфраструктурой;
- по территории «серых пятен» существуют предпосылки формирования системы зелёного каркаса, который может получить уровень общегородской системы;
- развитие «малиновых» зон можно проводить поэтапно, с привлечением различных стейкхолдеров.
Далее в проекте будут рассмотрены исключительно неэффективно используемые промышленные территории города Воронежа.
В период индустриализации в конце XIX - начале XX века велось активное строительство заводов и фабрик, которые образовали обширные промышленные территории не только на окраине городов, но и в центре.
Дальнейший процесс урбанизации привел к превращению исторически сложившихся промышленных зон в буфер между центром и периферией. Так образовались большие изолированные и дисфункциональные пространства, обладающие градостроительным, пространственным, научно-техническим, экономическим, культурным потенциалом.
Последнее десятилетие мы можем наблюдать, как в российских городах активно протекает процесс деиндустриализации, одной из характерных черт которого является перевод промышленных предприятий на окраину города или за его пределы. Конечно, многие объекты никуда не перемещаются из-за необходимости крупных финансовых вложений, которые владельцу не выгодно делать, вследствие чего полное прекращение деятельности предприятия выглядит наиболее экономически целесообразным. Однако в остальных случаях освободившиеся площади реконструируются под жилую и коммерческую недвижимость.
19
С прошествием ряда социальных и экономических изменений многие фабрики и заводы, расположенные вблизи густонаселенных жилых кварталов, перестали функционировать или значительно изменили объемы своего производства, оставив в черте города пятна «мертвой застройки». В границах городов образовалось множество масштабных «пятен территорий» с пустующими пространствами, недружелюбными для жителей не только ближайших домов, но и целых окружающих районов. Согласно мнению большинства урбанистов, подобные заброшенные территории представляют большую опасность для городской агломерации и общества, поскольку снижают уровень качества жизни населения, при этом повышают уровень криминогенности и социальной напряженности в близлежащих районах. В постиндустриальную эпоху градообразующие предприятия во многих городах сокращают производство или закрываются. У заброшенных промышленных зон есть большой потенциал для развития и ревитализации, формированию современных общественных пространств. Если грамотно ими заняться, это положительно отразится на жизни города и его экономике. У промышленных объектов есть особенности, которые делают их ценным материальным и эмоциональным ресурсом для развития постиндустриальных городов.
Появление неиспользуемых земельных участков в городской черте и присутствие там фонда застройки открывают широкие возможности для их использования и позволяют перейти от экстенсивных сценариев развития к модели компактного города и его развитию за счет уплотнения городской ткани. На сегодняшний день такие промышленные территории представляют собой большие возможности для городов, в том числе и Воронежа - огромные территории в центральной части города, на которые не распространены строгие запреты, действующие в историческом центре, ограничивая реализацию инновационных проектов.
Все вышеперечисленные проблемы, возникшие в промышленных зонах, требуют от города системной ревитализации, направленной на изменение функционального назначения заводских, фабричных, промышленных
20 территорий старого типа, и встраивания их в новые реалии современных мегаполисов. Сегодня одним из популярных в мировой практике способов ревитализации является редевеломпент заводских зданий под нужды крупного и малого бизнеса, популяризация наследия индустриальной архитектуры, развитие территорий для организации интересной и привлекательной среды для широкой городской аудитории. Одним из самых популярных решений данной задачи является трансформация «мертвых» промышленных зон в многофункциональные культурные кластеры (научные, кративные и пр.), комплексное освоение территорий с развитием функционального назначения общественных пространств.
Для проектов благоустройства и реновации промышленных территорий в рамках программы повышения качества городской среды необходимо устанавливать следующие основополагающие приоритеты:
- проект ревитализации должен быть вписан в стратегию развития города с ясным пониманием результатов, к которым приведет его пошаговая реализация;
- ревитализация промышленного объекта призвана позитивно повлиять на общий имидж города в глазах горожан и туристов (фактических и потенциальных);
- обновленный промышленный объект должен стать новой точкой притяжения в масштабах города для постоянных и периодических пользователей;
- в ходе реализации проекта необходимо создавать новые рабочие места в сферах, не связанных с основным экономическим профилем города;
- реализуемый проект призван внедрить и закрепить новые сценарии культурно-досуговой деятельности горожан, развивать образовательные практики, а также способствовать росту локальной идентичности и чувству принадлежности месту. Такие промышленные зоны предстоит заново освоить, исходя из современных потребностей города.
21
3.2. Анализ существующей ситуации и пилотные участки
В городе Воронеже находится большое количество неэффективно используемых промышленных территорий – заброшенных или используемых не по назначению объекты, особенно в центральном и серединном поясах города. Наиболее выгодные для ревитализации территории:
1) Воронежский экскаваторный завод (ВЭКС)
Это машиностроительное предприятие, существовавшее до 2009 года.
Бывший завод является самым крупным сохранившимся промышленным комплексом Воронежа начала ХХ века - одна из самых масштабных территорий для реновации. Сейчас на территории завода (45-50 га) находятся нефункционирующие производственные объекты и складские помещения, а так же часть цехов и административных зданий занимают арендаторы.
Территория ограничена Московским проспектом, улицами Солнечной и
Электросигнальной. Территория ВЭКС имеет выгодное расположение – между историческим центром города и северными жилыми районами, к тому же она примыкает к Московскому проспекту – главной улице, связывающей две основные части Воронежа.
Участок разделен на более сотни небольших. Недвижимость и земля, которые числятся за обанкротившимся заводом, продаются относительно небольшими частями. В 2019 году по распоряжению мэра Воронежа началась подготовка к реновации территории бывшего завода.
Рис. 2 – Воронежский экскаваторный завод (вид снаружи и внутри).
22
2) Воронежский стеклотарный завод (РАСКО)
Это предприятие, производившее и реализующее бесцветное и цветное тарное стекло для напитков, продуктов питания, а так же медицинских препаратов, существовавшее до 2018 года. Сейчас объект не эксплуатируется.
Территория завода (6 га) расположена вдоль Ленинского проспекта.
Рис. 3 – Воронежский стеклотарный завод (вид снаружи и внутри).
3) Воронежский завод радиодеталей
Предприятие, занимавшееся производством различного оборудования, начиная от конденсаторов, и заканчивая дисплеями для ЭВМ. Завод прекратил свое существование в 2015 году. Территория завода (3 га) располагается вдоль улицы Дружинников. Большая часть объектов сдана в аренду.
Рис. 4 – Воронежский завод радиодеталей (вид снаружи и внутри).
23
4) Воронежский хлебозавод №1
Предприятие по выпуску хлебобулочных изделий, прекратившее свое существование в 2020 году. В этом же году было включено в перечень объектов, обладающих признаками культурного наследия, однако в 2021 годы было исключено их него «в связи со значительными разрушениями, не позволяющими провести восстановление». Территория завода располагается вдоль улицы Фридриха Энгельса. Объект не эксплуатируется.
Рис. 5 – Воронежский хлебозавод №1 (вид до и после разрушения).
5) Воронежский шинный завод (несколько цехов)
Завод, занимающийся производством шин, еще функционирует, но лишь несколько цехов. Большая часть зданий объекта не эксплуатируется еще с
2005 года. Территория предприятия располагается вдоль улицы Ростовской.
Рис. 6 – Воронежский шинный завод (заброшенные цеха)
(вид снаружи и внутри)