Файл: Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт геологии и нефтегазовых технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной деятельности КФУ
проф. Таюрский Д.А.
"___"______________20___ г.
Программа дисциплины
Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений Б1.В.03
Направление подготовки: 21.04.01 - Нефтегазовое дело
Профиль подготовки: Интегрированное моделирование месторождений
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очное
Язык обучения: русский
Год начала обучения по образовательной программе: 2019
Автор(ы): Ганиева Г.Р. , Нафиков И.М.
Рецензент(ы): Хасанов Д.И.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий(ая) кафедрой: Кемалов А. Ф.
Протокол заседания кафедры No ___ от "____" ___________ 20__г.
Учебно-методическая комиссия Института геологии и нефтегазовых технологий:
Протокол заседания УМК No ____ от "____" ___________ 20__г.

Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 2 из 13.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплинe (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего образования
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)
4.2. Содержание дисциплины
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe
(модулю)
6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и форм контроля их освоения
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования,
описание шкал оценивания
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и
(или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплинe (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплинe (модулю)
12. Средства адаптации преподавания дисциплины к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 3 из 13.
Программу дисциплины разработал(а)(и) доцент, к.н. Ганиева Г.Р. (кафедра разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов, Институт геологии и нефтегазовых технологий),
GGuzelRafikovna@mail.ru ; ассистент, б.с. Нафиков И.М. (кафедра разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов, Институт геологии и нефтегазовых технологий), IrMNafikov@kpfu.ru
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми
результатами освоения образовательной программы
Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими компетенциями:
Шифр
компетенции
Расшифровка
приобретаемой компетенции
ОПК-5
Способен оценивать результаты научно-технических разработок, научных исследований и обосновывать собственный выбор, систематизируя и обобщая достижения в нефтегазовой отрасли и смежных областях
Выпускник, освоивший дисциплину:
Должен знать: основные методы и подходы, применяемые для прослеживания за состоянием скважины в процессе ее эксплуатации; процессы, протекающие в пласте в процессе разработки месторождения и методы их контроля.
Должен уметь: обрабатывать результаты замеров методами "притока-состава" (расходометрии, влагометрии барометрии,
термометрии и др.) с целью выделения интервалов притока или поглощения жидкости в скважине с оценкой состава этой жидкости; производить оценку дебита и приемистости скважин; определять работающие мощности пласта; производить оценку технического состояния ствола скважины; использовать материалы каротажа для первичного выделения и контроля за перемещением флюидоконтактов.
Должен владеть: геофизической терминологией; навыками интерпретации геофизической информации, получаемой на различных этапах разработки месторождения углеводородов.
Должен демонстрировать способность и готовность: определять работающие мощности пласта; производить оценку технического состояния ствола скважины;
использовать материалы каротажа для первичного выделения и контроля за перемещением флюидоконтактов.
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы высшего
образования
Данная учебная дисциплина включена в раздел "Б1.В.03 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 21.04.01 "Нефтегазовое дело (Интегрированное моделирование месторождений)" и относится к вариативной части.
Осваивается на 1 курсе в 2 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на
контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную
работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных(ые) единиц(ы) на 108 часа(ов).
Контактная работа - 30 часа(ов), в том числе лекции - 8 часа(ов), практические занятия - 0 часа(ов), лабораторные работы - 22 часа(ов), контроль самостоятельной работы - 0 часа(ов).
Самостоятельная работа - 42 часа(ов).
Контроль (зачёт / экзамен) - 36 часа(ов).
Форма промежуточного контроля дисциплины: экзамен во 2 семестре.
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на
них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1 Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)


Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 4 из 13.
N
Разделы дисциплины /
модуля
Семестр
Виды и часы
контактной работы,
их трудоемкость
(в часах)
Самостоятельная
работа
ЛекцииПрактические
занятия
Лабораторные
работы
1.
Тема 1. Введение. Цели и задачи контроля над разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2 2
0 2
10 2.
Тема 2. Контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2 2
0 6
12 3.
Тема 3. Управление разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2 2
0 6
10 4. Тема 4. Экологический контроль нефтегазовых месторождений.
2 2
0 8
10
Итого
8 0
22 42
4.2 Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Цели и задачи контроля над разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Цели и задачи контроля за разработкой нефтяных и газовых месторождений. Способы разработки нефтяных месторождений. Классы разработки месторождений нефти. Системы разработки газовых месторождений.Этапы разработки газовых месторождений. Режимы разработки газовых месторождений. Показатели разработки газовых месторождений. Осложнения при эксплуатации газовых скважин.
Тема 2. Контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Контроль за текущей разработкой нефтяных и газовых месторождений. Регулирование разработки залежей нефти и газа. Особенности разработки залежей нефти на завершающих стадиях. Методы контроля за разработкой нефтяных и газовых месторождений. Методы контроля за продвижением водонефтяного (ВНК) и газожидкостного (ГЖК) контактов.
Определение первоначального положения ВНК и ГЖК.
Тема 3. Управление разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Задачи, решаемые при контроле за разработкой нефтяных месторождений. Исследование процесса вытеснения в пласте. Эксплуатационные характеристики пласта. Исследование технического состояния скважин.Исследование скважин для выбора оптимального режима работы скважины и ее технологического оборудования. Разработка нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
Тема 4. Экологический контроль нефтегазовых месторождений.
Принципы экологического мониторинга подземной среды. Экологический мониторинг на стадии эксплуатации нефтегазовых месторождений. Экологическая организация подземного захоронения отходов переработки нефти и газа. Экологический мониторинг подземной закачки и захоронении отходов переработки нефти и газа.
Экологическая оценка воздействия на окружающую подземную среду. Охрана недр при разработке нефтяных и газовых месторождений.
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по
дисциплинe (модулю)
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя,
но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем
(разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.
Организация самостоятельной работы обучающихся регламентируется нормативными документами,
учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами, включая:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 года №301).
Письмо Министерства образования Российской Федерации №14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений".


Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 5 из 13.
Положение от 29 декабря 2018 г. № 0.1.1.67-08/328 "О порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Положение № 0.1.1.67-06/241/15 от 14 декабря 2015 г. "О формировании фонда оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".
Положение № 0.1.1.56-06/54/11 от 26 октября 2011 г. "Об электронных образовательных ресурсах федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".
Регламент № 0.1.1.67-06/66/16 от 30 марта 2016 г. "Разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский
(Приволжский) федеральный университет"".
Регламент № 0.1.1.67-06/11/16 от 25 января 2016 г. "О балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский
(Приволжский) федеральный университет"".
Регламент № 0.1.1.67-06/91/13 от 21 июня 2013 г. "О порядке разработки и выпуска учебных изданий в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"".
6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной
программы и форм контроля их освоения
Этап Форма контроля
Оцениваемые
компетенции
Темы (разделы) дисциплины
Семестр 2
Текущий контроль
1 Реферат
ОПК-5 1. Введение. Цели и задачи контроля над разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2. Контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2 Презентация
ОПК-5 3. Управление разработкой нефтяных и газовых месторождений.
4. Экологический контроль нефтегазовых месторождений.
3 Письменная работа ОПК-5 2. Контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
3. Управление разработкой нефтяных и газовых месторождений.
4. Экологический контроль нефтегазовых месторождений.
Экзамен
ОПК-5
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования,
описание шкал оценивания
Форма
контроля
Критерии
оценивания
Этап
Отлично
Хорошо
Удовл.
Неуд.
Семестр 2
Текущий контроль


Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 6 из 13.
Форма
контроля
Критерии
оценивания
Этап
Отлично
Хорошо
Удовл.
Неуд.
Реферат
Тема раскрыта полностью.
Продемонстрировано превосходное владение материалом.
Использованы надлежащие источники в нужном количестве. Структура работы соответствует поставленным задачам. Степень самостоятельности работы высокая.
Тема в основном раскрыта.
Продемонстрировано хорошее владение материалом.
Использованы надлежащие источники. Структура работы в основном соответствует поставленным задачам. Степень самостоятельности работы средняя.
Тема раскрыта слабо.
Продемонстрировано удовлетворительное владение материалом.
Использованные источники и структура работы частично соответствуют поставленным задачам. Степень самостоятельности работы низкая.
Тема не раскрыта.
Продемонстрировано неудовлетворительное владение материалом.
Использованные источники недостаточны.
Структура работы не соответствует поставленным задачам. Работа несамостоятельна.
1
Презентация Превосходный уровень владения материалом. Высокий уровень доказательности,
наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения полностью соответствуют задачам презентации.
Использованы надлежащие источники и методы.
Хороший уровень владения материалом.
Средний уровень доказательности,
наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения в основном соответствуют задачам презентации.
Использованные источники и методы в основном соответствуют поставленным задачам.
Удовлетворительный уровень владения материалом. Низкий уровень доказательности,
наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения слабо соответствуют задачам презентации.
Использованные источники и методы частично соответствуют поставленным задачам.
Неудовлетворительный уровень владения материалом.
Неудовлетворительный уровень доказательности,
наглядности, качества преподнесения информации. Степень полноты раскрытия материала и использованные решения не соответствуют задачам презентации.
Использованные источники и методы не соответствуют поставленным задачам.
2
Письменная работа
Правильно выполнены все задания.
Продемонстрирован высокий уровень владения материалом.
Проявлены превосходные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.
Правильно выполнена большая часть заданий.
Присутствуют незначительные ошибки.
Продемонстрирован хороший уровень владения материалом.
Проявлены средние способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.
Задания выполнены более чем наполовину.
Присутствуют серьёзные ошибки.
Продемонстрирован удовлетворительный уровень владения материалом.
Проявлены низкие способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.
Задания выполнены менее чем наполовину.
Продемонстрирован неудовлетворительный уровень владения материалом.
Проявлены недостаточные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий.
3