Файл: Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 7 из 13.
Форма
контроля
Критерии
оценивания
Этап
Отлично
Хорошо
Удовл.
Неуд.
Экзамен
Обучающийся обнаружил всестороннее,
систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания,
предусмотренные программой, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой,
рекомендованной программой дисциплины, усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Обучающийся обнаружил полное знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные программой задания,
усвоил основную литературу,
рекомендованную программой дисциплины, показал систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Обучающийся обнаружил знание основного учебно-программного материала в объеме,
необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии,
справился с выполнением заданий,
предусмотренных программой, знаком с основной литературой,
рекомендованной программой дисциплины, допустил погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Обучающийся обнаружил значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий и не способен продолжить обучение или приступить по окончании университета к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений,
навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе
освоения образовательной программы
Семестр 2
Текущий контроль
1. Реферат
Темы 1, 2 1. Способы контроля за процессами заводнения.
2. Режимы разработки нефтяных месторождений.
3. Вытеснение нефти из пластов-коллекторов различными агентами.
4. Методы и задачи контроля за процессами заводнения.
5. Оценка коэффициентов нефтеотдачи и выработки пласта.
6. Методы контроля технического состояния скважины. Их краткая характеристика.
7. Метод Ксп (коэффициента светопоглощения нефти)
8. Элементный анализ поверхностных проб нефтей для контроля за разработкой нефтяных месторождений
9. Влияние плотности сетки скважин на основные показатели разработки.
10. Геофизические методы контроля.
2. Презентация
Темы 3, 4 1. Методы контроля за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
2. Комплексные измерительные системы для действующих скважин.
3. Технология разработки нефтяных месторождений.
4. Технология разработки газоконденсатных месторождений.
5. Классификация систем разработки месторождений.
6. Методы оценки технического состояния скважин.
7. Системы разработки нефтяных и газовых месторождений.
8. Рациональная система разработки залежей нефти и газа.
9. Экологический мониторинг нефтегазовых месторождений.
10. Задачи экологических исследований при разработке нефтегазовых месторождений.
11. Нормативно-правовые основы экологического мониторинга.
Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 8 из 13.
3. Письменная работа
Темы 2, 3, 4
Примерные задачи для письменной работы.
1. Тепловые методы разработки нефтяных месторождений. Расчет температурного пласта при нагнетании в него теплоносителя.
Задача. В нагнетательную скважину закачивается теплоноситель - горячая вода. Известно: глубина скважины;
геотермический градиент; диаметр скважины; расход воды, закачиваемой в пласт; температура воды на устье;
теплопроводность окружающих скважину пород; температуропроводность пород. Требуется определить температуру Т3 на забое нагнетательной скважины.
2. Физико-химические методы разработки нефтяных месторождений.
Фильтрация водных растворов активных примесей в пласте.
В водонасыщенный участок пласта шириной b м, толщиной h м, пористостью т и с расстоянием между нагнетательной и добывающей галереями t м через нагнетательную галерею закачивается водный раствор ПАВ с концентрацией и темпом закачки q м3/сут. ПАВ сорбируется скелетом породы по закону Генри, формула которого имеет вид а (с) ? ас, где α ? коэффициент сорбции. Определить скорость продвижения фронта сорбции ПАВ
(фронта ПАВ) и построить график распределения концентрации ПАВ в пласте в произвольный момент времени.
2. Расчет процесса извлечения нефти при физико-химическом воздействии на пласт.
Задача. Из прямолинейного элемента пласта длиной I м, шириной b м и толщиной h м, вначале заполненного нефтью и связанной водой, осуществляется добыча нефти с помощью закачки водного раствора поверхностно-активного вещества (ПАВ) интенсивностью q м3/сут и концентрацией ПАВ . Пористость пласта известна. ПАВ не растворяется в нефти и не изменяет вязкости водного раствора с изменением концентрации с.
Вязкость пластовой нефти и закачиваемого водного раствора ПАВ равны. технологические показатели процесса вытеснения нефти ПАВ: текущую и конечную нефтеотдачу в зависимости от прокачанных поровых объемов и общее количество добытой нефти, а также время разработки залежи. Процесс считать законченным в момент подхода фронта концентрации ПАВ к линии отбора. Влиянием капиллярного давления пренебрегаем.
3. Расчет промышленного процесса тепловой обработки пласта.
Задача. Тепловая обработка пласта ведется комбинированным методом и состоит из двух этапов. На первом этапе призабойная зона нагнетательной скважины подогревается газо-воздушной смесью (предварительный нагрев пласта). На втором этапе нагнетается холодная вода для получения пара и вытеснения им нефти.
Скважины расположены по семиточечной схеме. Определить общую продолжительность тепловой обработки семиточечного элемента участка пласта.
Экзамен
Вопросы к экзамену:
1. Способы разработки нефтяных месторождений.
2. Классы разработки месторождений нефти.
3. Системы разработки газовых месторождений.
4. Этапы разработки газовых месторождений.
5. Режимы разработки газовых месторождений.
5. Показатели разработки газовых месторождений.
6. Осложнения при эксплуатации газовых скважин.
7. Регулирование разработки залежей нефти и газа.
8. Особенности разработки залежей нефти на завершающих стадиях.
9. Методы контроля за разработкой нефтяных месторождений.
10. Методы контроля за разработкой газовых месторождений.
11. Методы контроля за продвижением водонефтяного (ВНК) и газожидкостного (ГЖК) контактов.
12. Определение первоначального положения ВНК и ГЖК.
13. Задачи, решаемые при контроле за разработкой нефтяных месторождений.
14. Процесса вытеснения в пласте.
15. Эксплуатационные характеристики пласта.
16. Техническое состояние скважин.
17. Оптимальный режим работы скважины.
18. Технологическое оборудование скважин.
19. Разработка нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
20. Разработка месторождений при естественных режимах.
21. Разработка месторождений с воздействием на пласт.
22. Разработка пластов с аномально высоким давлением.
23. Основные результаты разработки нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
24. Основные проблемы разработки нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
25. Принципы экологического мониторинга подземной среды.
26. Экологический мониторинг на стадии эксплуатации нефтегазовых месторождений.
27. Экологическая организация подземного захоронения отходов переработки нефти и газа.
28. Экологический мониторинг подземной закачки и захоронении отходов переработки нефти и газа.
29. Экологическая оценка воздействия на окружающую подземную среду.
Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 9 из 13.
30. Основные типы и этапы моделирования разработки нефтяных месторождений.
31. Классификация газонефтяных залежей.
32. Контроль за продвижением газонефтяного контакта.
33. Методы контроля за разработкой нефтяных и газовых месторождений.
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или)
опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
В КФУ действует балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Суммарно по дисциплинe (модулю)
можно получить максимум 100 баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов.
Для зачёта:
56 баллов и более - "зачтено".
55 баллов и менее - "не зачтено".
Для экзамена:
86 баллов и более - "отлично".
71-85 баллов - "хорошо".
56-70 баллов - "удовлетворительно".
55 баллов и менее - "неудовлетворительно".
Форма
контроля
Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта
деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Этап Количество
баллов
Семестр 2
Текущий контроль
Реферат
Обучающиеся самостоятельно пишут работу на заданную тему и сдают преподавателю в письменном виде. В работе производится обзор материала в определённой тематической области либо предлагается собственное решение определённой теоретической или практической проблемы.
Оцениваются проработка источников, изложение материала, формулировка выводов, соблюдение требований к структуре и оформлению работы,
своевременность выполнения. В случае публичной защиты реферата оцениваются также ораторские способности.
1 15
Презентация Обучающиеся выполняют презентацию с применением необходимых программных средств, решая в презентации поставленные преподавателем задачи. Обучающийся выступает с презентацией на занятии или сдаёт её в электронном виде преподавателю. Оцениваются владение материалом по теме презентации, логичность, информативность, способы представления информации, решение поставленных задач.
2 15
Письменная работа
Обучающиеся получают задание по освещению определённых теоретических вопросов или решению задач. Работа выполняется письменно и сдаётся преподавателю. Оцениваются владение материалом по теме работы,
аналитические способности, владение методами, умения и навыки,
необходимые для выполнения заданий.
3 20
Экзамен
Экзамен нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Экзамен проводится в устной или письменной форме по билетам, в которых содержатся вопросы (задания) по всем темам курса. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий.
50
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
(модуля)
7.1 Основная литература:
Специальные способы разработки месторождений: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -
132 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=344986
Разработка месторождений полезных ископаемых: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -
136 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=406234
Подземная разработка месторождений: Учебное пособие / В.И. Голик. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 117 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=406232
Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 10 из 13.
7.2. Дополнительная литература:
Теоретические основы и технологии поисков и разведки нефти и газа, 2013, �4 / Теоретические основы и технологии поисков и разведки нефти и газа, �4, 2013. Режим доступа:
http://znanium.com/bookread.php?book=426809
Геофизический и гидродинамический контроль разработки месторождений углеводородов / А. И. Ипатов, М. И.
Кременецкий .? Изд. 2-е, испр. ? Москва : Регулярная и хаотическая динамика : Институт компьютерных исследований, 2010 .? 778, [2] с.
Керимов В.Ю., Шилов Г.Я., Поляков Е.Е., Ахияров А.В., Ермолкин В.И., Сысоева Е.Н. Седиментолого-фациальное моделирование при поисках, разведке и добыче скоплений углеводородов / В.Ю. Керимов [и др.]. - М. :
ВНИИгеосистем, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=347312
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
Официальный сайт компании Бейкер Хьюз - http://www.bakerhughes.com
Официальный сайт компании Халлибертон - http://www.halliburton.ru
Официальный сайт компании Шлюмберже - www.slb.com
Сетевой ресурс в области наук о земле GeoScienceWorld - http://www.geoscienceworld.org
Электронные ресурсы издательства Springer по естественным, точным, техническим и прикладным наукам.
Доступны книги и книжные серии, журналы, протоколы лабораторных исследований - http://link.springer.com
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Вид работ
Методические рекомендации
лекции
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов,
научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. лабораторные работы
При выполнении лабораторных работ студент руководствуется правилами, изложенными в описании работы (описание работы предоставляется преподавателем либо в электронном виде, либо на твердом носителе). Самостоятельно анализирует полученные результаты и делает соответствующие выводы.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на достижение следующих целей:
1)обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
2)формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины,
профессионального модуля. Освоенные на практических и лабораторных занятиях умения в совокупности с усвоенными знаниями и полученным практическим опытом при прохождении учебной и производственной практики формируют профессиональные компетенции;
3)совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
4)выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям.
Программа дисциплины "Контроль и регулирование за разработкой нефтегазовых месторождений"; 21.04.01 Нефтегазовое дело;
доцент, к.н. Ганиева Г.Р. , ассистент, б.с. Нафиков И.М.
Регистрационный номер
Страница 11 из 13.
Вид работ
Методические рекомендации
самостоя- тельная работа
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская,
научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она включает в себя: - подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий; - самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами; - подготовку ко всем видам практики и выполнение предусмотренных ими заданий; - выполнение письменных контрольных работ; - подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к зачету. Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение студентами следующих этапов: - определение цели самостоятельной работы; - конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; - самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; - выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения); - планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; - реализация программы выполнения самостоятельной работы. Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать,
анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. реферат
Реферат? вид самостоятельной научно ?исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом рефератом:
- подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 ? 10 источников);
- составление библиографии;
- обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;
- разработка плана доклада;
- написание;
- публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура доклада (реферата) :
- цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);
- актуальность исследования;
- методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);
- выводы исследования.
Требования к оформлению реферата:
- титульный лист;
- содержание (в нем последовательно указываются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,
определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос);
- выводы и заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме реферата;
- литература. презентация Презентации должны быть выполнены в формате Power Point и состоять из 10 слайдов:
- 1 слайд должен содержать название учебного заведения, тему презентации, название темы,
специальности номер и ?наименование, ФИО, группу выполнившего презентацию обучающегося и ФИО проверяющего презентацию преподавателя;
- 2-9 слайды должны раскрывать суть заданной темы. При этом необходимо соблюдать требования по созданию презентаций (фон, размер шрифта, анимацию и т.д.);
- 10 слайд Спасибо за внимание.