Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
Следует обозначить, собственно, что название представленного мероприятия искусственно сужает его содержание, потому что образцы могут собираться не лишь только для сравнительного, но и всякого иного криминалистического исследования, к примеру для определения состава и вида изъятого вещества.
Целью мероприятия считается получение важных материалов для проведения другого оперативно-розыскного мероприятия - исследования предметов и документов. Оно не имеет самостоятельного познавательного значения и в процессе оперативно-розыскной деятельности выполняет вспомогательную роль.
Содержательная часть мероприятия включает в себя самые различные действия и тактические способы по получению необходимых образцов: криминалистические способы обнаружения и фиксации отпечатков пальцев или же следов обуви, медицинские процедуры по получению образцов крови или же выделений человека, негласное изъятие какой-то части наркотических веществ и так далее
В процессе сбора образцов возбраняется совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной надобности условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.
Субъектами мероприятия, не считая работников оперативных аппаратов и других должностных лиц правоохранительных органов, могут выступать специалисты, обладающие профессиональными навыками: криминалисты, медицинские сотрудники, программисты и др. В необходимых случаях для сбора образцов могут привлекаться граждане, оказывающие содействие как на гласной, так и на негласной основе.
Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.
Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, собственно, что данное мероприятие проводится в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона «об оперативно розыскной деятельности», в целях сравнительного исследования. Акт оформляется в 3-х экземплярах. Первый экземпляр с образцами направляется для сравнительного исследования и в дальнейшем может применяться в процессе доказывания по уголовному делу; второй - вручается под расписку владельцу образцов или же его представителю, а третий - приобщается к материалам оперативной проверки или к делу оперативного учета.
Результаты негласного сбора образцов для сравнительного исследования оформляются рапортом или же справкой исполнителя мероприятия, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы, или же сообщением конфидента (с приложением образцов).
Исследование предметов и документов - это непроцессуальное криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате других оперативно-розыскных мероприятий, проводимое с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.
Объектами мероприятия могут выступать 2 группы предметов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий: первые - служащие средством отождествления личности (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха, почерка, следы обуви и так далее); вторые - несущие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, орудия преступлений, компьютерные программы и так далее).
Целями исследования считаются определение принадлежности и отождествление биологических объектов; получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов криминальной деятельности; определение других качеств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Содержательная часть предоставленного мероприятия по своей сущности оно довольно аналогично на проведение криминалистических и других экспертиз, осуществляемых в рамках предварительного расследования, впрочем различие состоит в отсутствии уголовно-процессуальной формы, как самого исследования, так и оформляемых по его итогам документов.
Субъекты исследования также весьма специфичны, потому что в качестве таких выступают, прежде всего, эксперты-криминалисты правоохранительных органов, а еще специалисты научно-исследовательских учреждений иных ведомств, владеющие научными, техническими и иными специальными познаниями.
Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя подготовку письменного поручения на проведение исследования, подписываемого руководителем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В письменном поручении ставятся вопросы, интересующие организатора исследования, а также могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов.
Отождествление личности - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности или находящихся в розыске, путем непроцессуального опознания личности по ее внешности, голосу, запаху и иным идентифицирующим признакам.
Объектом отождествления, исходя из названия предоставленного мероприятия, выступают, прежде всего, лица, причастные к криминальной деятельности, и неопознанные трупы.
Целью мероприятия считается установление личностей совершивших преступление, неопознанных трупов, принадлежности тех или иных предметов, обнаружение похищенного имущества.
Содержательная часть мероприятия включает в себя сопоставление отождествляемых объектов с мысленными образами, сохранившимися в памяти людей, бывших свидетелями тех или же иных событий.
Отождествление личности имеет место носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление исполняется лицами, раньше встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в собственной памяти его личные особенности (внешность, голос, одежду).
В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно отметить некоторые основные виды отождествления личности: непосредственное отождествление личности по фото-, видеоучетам органа внутренних дел; непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах возможного появления разыскиваемого лица, а также среди правонарушителей, задержанных органом внутренних дел; опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди большого количества незнакомых людей; опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления; отождествление личности по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.
При отождествлении личности возбраняется оказывать влияние на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие коих может быть допущена ошибка; исполнять действия, исключающие в последующем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества или же состояние которых ставят под сомнение его результаты.
Субъектами представленного мероприятия, не считая оперативных сотрудников, имеют место выступать работники информационных, экспертно-криминалистических подразделений, кинологи и всевозможные иные должностные лица правоохранительных органов, привлекаемые к розыску преступников по признакам его внешности. Для отождествления личности в обязательном порядке должны привлекаться граждане, наблюдавшие раньше отождествляемый объект (потерпевшие, свидетели, очевидцы а также лица, оказывающие содействие правоохранительным органам).
Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного сотрудника или объяснением (протоколом опроса) участника отождествления, опознавшего разыскиваемого. Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.
Обследование - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, важной для решения оперативно-тактических задач.
В теории и практике оперативно-розыскной деятельности данное мероприятие обычно именовалось оперативным осмотром, в следствии этого определения "обследование" и "оперативный осмотр" представляется вполне правомерным употреблять в качестве равнозначных названий одного и того же мероприятия.
К объектам обследования прежде всего относятся здания, строения, служебные и жилые помещения, сооружения, участки территории и транспортные средства. Не считая сего, объектами осмотра имеют место быть документы, личные вещи, одежда, животные или же человек, на теле которого были выявлены следы преступления.
Целью осмотра может быть решение целого ряда частных тактических задач оперативно-розыскной деятельности: а) установление следов криминальной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (к примеру, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия); б) получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях (к примеру, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов); в) обнаружение мест сокрытия украденного имущества; г) обеспечение сохранности материальных объектов, способных выступать в качестве доказательств, путем их передвижения, фотографирования, копирования; д) создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ; е) принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негожее состояние орудий, иных средств их совершения и так далее.
Содержательная часть осмотра включает в себя, действия по вторжению на объект, включающие в себя в необходимых случаях преодоление запирающих устройств и технических средств защиты, а так же, осмотр данных объектов изнутри, в том числе с использованием специальных технических или же криминалистических средств.
В зависимости от организационно-тактических форм проведения можно отметить 3 основных вида оперативного осмотра: гласный, зашифрованный и негласный.
Субъектами оперативного осмотра не считая гласных оперативных сотрудников могут быть работники оперативно-технических подразделений, а также должностные лица специальных служб, привлекаемые для зашифрованного осмотра. В необходимых случаях проведение оперативного осмотра может быть доверено гражданам, оказывающим содействие правоохранительным органам.
Организационное и техническое обеспечение мероприятия находится в зависимости от вида осматриваемого объекта и формы обследования.
Наиболее сложная процедура предусмотрена для проведения негласного обследования. Разрешение на осмотр нежилых помещений, связанный с необходимостью преодоления запирающих устройств могут давать руководители правоохранительных органов. Для проведения негласного осмотра жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности» необходимо получить судебное решение, собственно, что в свою очередь требует вынесения постановления, утверждаемого руководителем правоохранительного органа субъекта Российской Федерации. Этим образом, данное мероприятие уже может быть отнесено к категории ведомственного и в том числе и судебного санкционирования.
Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия могут применяться как отдельно, так и в комплексе. Одним из более распространенных считается организационно-тактический комплекс несанкционируемых оперативно-розыскные мероприятия, который в теории и практике оперативно-розыскной деятельности получил классического название метода личного сыска. Использование предоставленного способа, как правило, не требует разрешения руководства, и он может использоваться по решению работника оперативного аппарата.
Получение компьютерной информации — это действия, направленные получение сведений, необходимых для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности, и их фиксация методом наблюдения с использованием специальных технических средств за характеристиками электромагнитных и других физических полей, образующихся при обработке информации в информационных системах и базах данных и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям и другим телекоммуникационным системам.
Данное оперативно-розыскное мероприятие введенное законодателем ФЗ от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ. Обеспечение безопасности граждан и государства невозможно без постоянно осуществляемого правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности добывания информации о деяниях преступных структур и элементов. В современном мире значительные объемы подобной информации циркулируют в сети Интернет, сосредотачиваются в информационных ресурсах и всевозможных технических устройствах в компьютерной форме. В связи с этим в оперативно-розыскной науке и практике проводится активный поиск подходящих форм и способов сбора компьютерной информации. При этом, как правило, отмечается недостаточная правовая регламентация получения доступа к компьютерным сведениям в интересах оперативно-розыскной деятельности.