Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закрепление получения компьютерной информации в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия связано с широчайшей распространенностью компьютерный формы представления оперативно значимой информации и ее специфическими свойствами, обусловливающими особенные методы ее получения. В этой связи анализ содержания нового ОРМ принципиально начать с уяснения сути понятия «компьютерная информация».

ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 2 дает общее понятие информации — это сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. Понятие компьютерной информации на уровне законодательства закреплено только в главе 28 УК РФ, где в примечании 1 к статье 272 УК РФ обозначено, что под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Так, можно считать, собственно, что в техническом плане получение компьютерной информации может реализовываться: при доступе (непосредственном или же дистанционном через компьютерную сеть) к устройствам памяти, установленным в компьютере и периферийном оборудовании; копировании данных с внешних устройств хранения информации; получении информации с технических каналов связи и входящих в них промежуточных обслуживающих устройств.

Во всех случаях информация может быть получена в виде отдельных текстовых, графических, аудио- и видеодокументов или выборок по заданным условиям из специализированных баз данных.

2.2 Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования

К мероприятиям ведомственного санкционирования возможно отнести такие оперативно-розыскные мероприятия, как проверочная закупка, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. Вынесение решения на проведение предоставленной группы мероприятий отнесено к компетенции руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. О санкционировании наблюдения законодатель не упоминает, впрочем в ведомственных нормативных актах предусмотрена обязательность санкционирования негласного наблюдения, проводимого оперативно-поисковыми подразделениями правоохранительных органов. Разрешение в форме утверждения поручения на проведение таких мероприятий дают руководители, в чьем распоряжении находятся соответствующие оперативно-поисковые подразделения. Не считая этого, следует иметь в виду, что отдельные виды электронного наблюдения, связанные с ограничением права людей на неприкосновенность жилища будут относиться к категории мероприятий судебного санкционирования.


Проверочная закупка - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности.

Объектом мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота либо похищенных, а также занимающиеся обманом потребителей или мошенничеством.

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (наркотики, оружие, боеприпасы и так далее).

Целями проверочной закупки считаются, документирование прецедентов противоправной деятельности; задержание с поличным лиц, занимающихся торговлей запрещенными предметами, сбытом украденного имущества, совершающих мошенничество или обман потребителей в сфере торговли.

Содержательная часть мероприятия очень специфична и состоит в легендированном приобретении у подозреваемого лица за деньги или же другие ценности товаров, которые он предлагает к продаже. Сущность происходящих действий заключается в том, собственно, что личность, приобретающая товар, во-первых, скрывает свою принадлежность к правоохранительным органам, представляясь простым клиентом, которого заинтересовали потребительские свойства товара, а во-вторых, скрывает настоящие цели своего приобретения этого товара. Эта сделка с позиций гражданского права может рассматриваться в качестве мнимой, потому что она осуществлена только лишь для вида, без намерения сделать соответствующие ей правовые последствия.

В зависимости от наличия права у проверяемых лиц на совершение сделки купли-продажи проверочные закупки можно поделить на 2 категории: закупки у лиц, имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцы магазинов, предприятий общественного питания, рынков и т. д.); и закупки у лиц, владеющих продаваемыми предметами нелегально.

Одной из разновидностей предоставленного мероприятия считается контрольная закупка, проводимая на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления прецедентов обмана потребителей.

Субъектом проверочной закупки может выступать работник оперативного аппарата или же любое иное лицо, действующее по его поручению, в том числе оказывающее конфиденциальное содействие.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя письменное оформление решения на ее проведение. Проверочная закупка обычных предметов и вещей исполняется на основании рапорта работника оперативного аппарата с обоснованием надобности ее проведения и предполагаемых расходов, который утверждается руководителем оперативного аппарата. Для проведения проверочной закупки предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена или оборот коих ограничен, Закон об ОРД предусматривает необходимость вынесения постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД.


Факт совершенной сделки купли-продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указываются время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности обретенного товара. Приобретенный товар должен быть упакован и опечатан для последующего направления его на исследование или же экспертизу. С граждан, привлеченных к ее проведению, берутся объяснения.

Наблюдение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слежении за действиями и разговорами лиц, подозреваемых в преступной деятельности. Специфической особенностью наблюдения считается его исключительно негласный характер, потому что как раз этим обусловлена значимость получаемой информации.

Объектом наблюдения считаются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении и сокрытии преступлений, поддерживающие связи с разыскиваемыми преступниками, применяемые ими транспортные средства, а еще в отдельных случаях и криминогенные места.

Целью мероприятия считается получение информации о поведении объекта и фактах его противоправной деятельности, его контактах и вероятных соучастниках, маршрутах передвижения и посещаемых адресах, местах хранения орудий совершения преступлений и украденного имущества, содержании ведущихся им устных переговоров, а также об деталях оперативной обстановки на криминогенных объектах.

Содержательная часть мероприятия может быть основана на физическом или электронном методе получения информации, а также носить комплексный характер, когда используются оба обозначенных метода.

В процессе физического наблюдения могут проводиться негласные фото- или же видеосъемка, и в данном случае оно становится комплексным.

Субъектами наблюдения считаются оперативные сотрудники, а также работники специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений. В отдельных случаях к его проведению привлекаются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам.

Организационное и техническое обеспечение наблюдения содержит собственную специфику. Потому что это мероприятие в определенной степени ограничивает конституционное право людей на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, оно применяется в ограниченных пределах.

В случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также денежных расходов, данное мероприятие ведется на основании рапорта оперативного сотрудника, утвержденного руководителем соответствующего органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.


Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или же в окружении объекта оперативного интереса.

Объектом внедрения выступают организованные преступные группы (преступные сообщества); лица, в отношении которых заведены дела оперативно-розыскного производства; а также отдельные граждане, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, и криминогенные объекты.

Цели оперативного внедрения, в различие от других мероприятий, многоаспектны и универсальны. Прежде всего, они ориентированы на разведывательный сбор довольно обширной информации: о криминальных планах и действиях объектов, о методиках совершения преступлений и применяемых орудиях, о каналах реализации украденного и местах хранения нажитых криминальным путем ценностей, о составе преступных групп и распределении в них ролей, об применяемых методах маскировки и способах противодействия правоохранительным органам, а также другой оперативно значимой информации. Не считая этого, в ряде случаев целью внедрения может быть разложение преступных групп, склонение лиц к отказу от реализации противоправных целей, создание условий, препятствующих совершению преступлений, оказание профилактического влияния на отдельных представителей преступной среды и другое.

Содержательная часть мероприятия включает в себя 2 ведущих метода внедрения: легендированный ввод субъектов внедрения, а также привлечение к конфиденциальному содействию лиц из числа членов криминальных групп. Не случайно данное мероприятие относят к категории оперативно-розыскных операций.

Организация и стратегия оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные работники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; работники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Сведения о субъектах оперативного внедрения составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только лишь с их согласия в письменной форме.

Организационное и техническое обеспечение оперативного внедрения включает тщательное планирование как подготовительных действий, так и мер обеспечивающего и защитного характера.


В процессе оперативного внедрения для обеспечения маскировки его субъекты могут использовать документы, зашифровывающие личность, а также ведомственную принадлежность используемых помещений и транспортных средств.

Для установления доверительных отношений с представителями преступной среды лица, внедренные в преступные формирования, сталкиваются с необходимостью имитации криминальной деятельности, при этом на основании части 4 статьи 16 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности» они наделены правом вынужденного причинения вреда интересам иных лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или являющихся объектами или же орудиями преступных посягательств.

Возникновение в российском законодательстве разрешения на проведение контролируемых поставок во многом обусловлено требованиями норм международного права. В ряде международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода не только для пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей и других предметов.

Объекты контролируемой поставки можно поделить на 2 группы: предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или же оборот которых ограничен, и предметы, находящиеся в свободном обороте.

К первой группе относятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; денежные ценности; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; драгоценные металлы, природные драгоценные камни или же жемчуг; радиоактивные материалы и так далее.

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся предметы, являющиеся орудиями или же средствами совершения преступлений (к примеру, оснащение для химической лаборатории, с помощью которого возможно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые криминальным путем (к примеру, угнанный автомобиль), или грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые считаются или же могут считаться объектами преступных посягательств.

Целями мероприятия считается решение задач, которые проблемно или же нельзя решить в ходе иных оперативно-розыскных мероприятий, в частности: выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли нелегальными предметами; выявление источников покупки и мест незаконного приготовления запрещенных предметов; перекрытие каналов незаконного оборота запрещенных предметов; выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, содействующих незаконному обороту запрещенных предметов; документирование преступных действий всех членов противоправных сделок.