Файл: Общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий (Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
С точки зрения уголовного права действия оперативных аппаратов по осуществлению контролируемой поставки возможно рассматривать как разновидность института крайней необходимости. В указанном случае законодатель позволяет не пресекать выявленное преступление, а наблюдать за его окончанием и допускать совершение новых, являющихся звеньями преступной цепи, с тем, дабы раскрыть иные преступления, лежащие в основе уже известных.
В зависимости от местонахождения начального и конечного пунктов движения объектов контролируемые поставки возможно разделить на 3 вида: внутренние - проводимые на территории Российской Федерации; внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств; транзитные - проводимые через территорию Российской Федерации по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.
Применяемые способы контроля за объектами находятся в зависимости от способов их перемещения, между коих можно отметить 3 более распространенных: курьерский, грузовой (контейнерный) и почтовый.
Во время поставок допускается выборочное или же полное изъятие объектов контроля с подменой на муляж, о чем оформляются соответствующие акты. Полная подмена используется в случаях, когда предметы поставки представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды.
Субъектами контролируемой поставки считаются, как правило, работники оперативных подразделений, но это не исключает участия граждан, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам.
В случае если контролируемая поставка исполняется именно лицом, оказывающим конфиденциальное содействие, то ему дается под расписку письменное задание или же поручение.
Перед началом проведения контролируемой поставки все участвующие в ней лица должны быть ознакомлены с соответствующим постановлением, предусмотренным Федеральным законом «об оперативно-розыскной деятельности».
Ввиду разнообразия способов проведения контролируемой поставки документальное оформление ее итогов может быть различным: акты осмотра предметов, фото- и видеоматериалы, объяснения граждан и так далее.
Оперативный эксперимент - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для проявлений противоправных целей лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких преступлений.
Объектом оперативного эксперимента могут считаться лица, обоснованно подозреваемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Цель мероприятия заключается в выявлении и задержание неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, а также в документировании преступных действий и задержании с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.
Содержательная часть оперативного эксперимента включает в себя действия по реконструкции обстановки, которая как правило применяется преступниками, установлению наблюдения за местом проведения эксперимента и задержанию с поличным лиц, проявивших свои противоправные намерения.
Для обеспечивания законности при проведении оперативного эксперимента нужно соблюдать следующие требования: условия и объекты для проявления криминальных целей, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны гарантировать вероятность выбора того или же другого варианта поведения заподозренных лиц; в процессе эксперимента должны, как правило, применятся способы пассивного наблюдения (к примеру, при проведении операции с автомашинами ловушками) или же выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера нелегального вознаграждения (к примеру, при выявлении взяточников); при проведении эксперимента возбраняется провоцировать, или же вынуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение собственных потребностей законными методами.
Оперативный эксперимент, не обращая внимания на кое-какое сходство в названиях, содержит ряд принципных различий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения данных мероприятий. Во-вторых, они выделяются по своим временным характеристикам. В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный - направлен на их возникновение.
Субъектом оперативного эксперимента могут выступать оперативные сотрудники или работники других служб правоохранительных органов, а также принимать участие лица, давшие согласие на оказание содействия правоохранительным органам.
2.3 Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
К мероприятиям судебного санкционирования относятся оставшиеся три оперативно-розыскных мероприятия: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи. Данные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а поэтому в соответствии со статьями 23 и 25 Конституции РФ и статьей 8 Закона об ОРД требуют судебного решения на их проведение. Данные мероприятия в ведомственных нормативных актах называются оперативно-техническими мероприятиями, потому что основаны на использовании специальных технических средств и осуществляются специально уполномоченными субъектами - оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
В теории и практике оперативно-розыскной деятельности вскрытие и просмотр почтовых отправлений издавна именовались перлюстрацией корреспонденции, впрочем, современные средства передачи информации все в большей степени используют различные возможности электрической связи взамен классической почтовой. В связи с этим следует признать, собственно, что употребляемое в законе название представленного оперативно-розыскного мероприятия значительно обширнее понятия перлюстрации корреспонденции.
Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и другая корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная определенному лицу или же исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в определенный адрес или же исходящая из него.
Целью контроля считается получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о криминальной деятельности проверяемого лица, о его преступных связях, о местонахождении разыскиваемого.
Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или же фиксации другим способом оперативно значимой информации, повторной упаковке и отправлении в адрес.
Порядок проведения оперативно-технических мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, и оформления их результатов регламентируется специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.
Цензура корреспонденции осужденных и лиц, содержащихся под стражей; досмотр посылок, передач и бандеролей в условиях учреждений по исполнению наказаний не считаются оперативно-розыскными мероприятиями. Основания и порядок их осуществления регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 могут быть только органы федеральной службы безопасности.
Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя, прежде всего вынесение постановления руководителем правоохранительного органа с ходатайством о разрешении на установление контроля почтовых отправлений, получение судебного решения по данному вопросу и подготовку поручения на его проведение, которое посылается исполнителю. Необходимым составляющим элементом организации представленного мероприятия считается установление взаимодействия с предприятиями почтовой связи. Законодательной основой такового взаимодействия выступает Федеральный закон "О связи", в соответствии с которым предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.
К телефонным переговорам, являющимся объектом предоставленного оперативно-розыскного мероприятия, следует относить передачу информации путем речевого (аудиального) общения, осуществляемого в непрерывном режиме, между двумя или же более собеседниками, с помощью средств электросвязи, а также одностороннюю передачу речевой информации 1-го абонента на автоматическое записывающее устройство.
К телефонным линиям связи относятся всевозможные сети электросвязи совместного использования, предоставляющие соответствующие услуги населению; ведомственные сети связи, имеющие выход на сети связи совместного пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети подвижной радиотелефонной связи, а также системы глобальной подвижной индивидуальной спутниковой связи. В правовом отношении для предоставленного мероприятия не имеют значения технические характеристики применяемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, спутниковой связи и т.д.). Абонентами телефонной связи считаются граждане и организации, с которыми заключен котракт об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера.
Объектом считаются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Целью мероприятия считаются получение информации о криминальной деятельности проверяемых лиц, содержащейся в телефонных разговорах, а также установление их преступных связей.
Содержательная часть мероприятия состоит в подключении аппаратуры прослушивания к линиям телефонной связи, электронной записи ведущихся переговоров на автоматические записывающие устройства и последующем прослушивании полученной фонограммы.
По своему содержанию данное оперативно-розыскное мероприятие подобно следственному действию, предусмотренному ст. 186 УПК РФ, - контролю и записи переговоров, поэтому по возбужденным уголовным делам целесообразно использовать уголовно-процессуальную форму.
При прослушивании телефонных переговоров по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться лишь только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.
Субъектом представленного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ. Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан может проводиться именно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при надобности технических специалистов.
В случае если телефонным аппаратом не считая проверяемого лица используют иные граждане, не являющиеся объектом контроля, то организатор указывает в задании нужные данные, на основании которых исполняется отбор информации, имеющей отношение к проверяемому лицу, а информация о иных лицах уничтожается.
Неотъемлемой составляющей организации представленного мероприятия считается использование специальных технических средств и аппаратуры аудиозаписи.
Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и других переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих вероятность их прослушивания и тиражирования чужими лицами. При возбуждении уголовного дела в отношении лица, телефонные и другие переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи контролируемых переговоров направляются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств по постановлению, утвержденному руководителем правоохранительного органа.
Фонограммы и иные материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и других переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, подлежат уничтожению в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем должен быть составлен протокол.